Мотив – побуждение, толчок. Мотивация – система побуждений к деятельности, совокупность мотивов.




Понятие мотивации в учебной деятельности

Существуют следующие виды мотивации:

1. Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

2. Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).

3. Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).

4. Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).

5. Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).

6. Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (научиться играть на пианино, сбросить вес и т.п.).

При изучении мотивации всегда надо иметь в виду, что обучающийся побуждается несколькими мотивами, таким образом, можно говорить о полимотивированном поведении личности.

Поставленная нами проблема связана ещё и с тем, что в России в младших классах практически все предметы ведёт один человек. Данная система принята для облегчения адаптации ребёнка к новому виду деятельности ̶ учебной. Человек по своей сути не может относиться ко всем предметам одинаково: у него всё равно есть любимые и не любимые.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Кроме того, существуют некоторые противоречия между теоретической разработкой проблемы учебной мотивации и недостаточной практической разработанностью.

2.. Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы младшего школьника

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу [9].

В исследованиях Леонтьева А.Н. было установлено, что учебная деятельность порождается двумя группами мотивов [15]:

1. «Порождённые учебной деятельностью»: любознательность, приобретение знаний, мотивация содержания, интеллектуальная активность, стремление к умственной деятельности, творчеству, преодолению препятствий.

2. Социальные:

а) отрицательные: осознание неприятностей, которые могут возникнуть, если не будешь учиться; выговоры, угрозы родителей; напоминания учителей; осознание неравноправного положения; неприятные переживания, вызванные укорами окружающих.

б) положительные (П.А. Якобсон):

1) широкие социальные: гражданский долг перед страной, близкими, самоопределение, самосовершенствование;

2) узколичные мотивы: желание получить одобрение, путь к личному благополучию, престижная мотивация.

В разных возрастных группах ведущими являются различные мотивы. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, хорошей обучаемостью, импульсивностью и реактивностью. В то же время отмечается их склонность к послушанию, подражательности и исполнительности. В мотивации младшего школьника важную роль играют также социальные мотивы.

Н. Л. Васильева отмечает, что значительное влияние на поведение обучающегося и на его успеваемость оказывает стиль преподавания. Существует три стиля преподавания: авторитарный, демократический и либеральный [8].

По мнению Ш.А. Амонашвили, отношение ребёнка к учению зависит от характера самого процесса обучения, от стиля общения между педагогом и учащимся, от способов организации учебного материала и учебно ̶ познавательной деятельностью школьников, от системы оценивания результатов учения [4].

В исследованиях было показано, что наибольшую роль в мотивации младшего школьника играет отметка (А.К.Маркова) [17].

Ученики начальных классов уже могут управлять своим поведением на основе сознательно принятого намерения. Для возникновения намерения необходима постановка цели учителем и принятие её учеником.

Косвенно относится к нашей проблеме работа Г.В. Гатальской. Она рассматривает взаимоотношение учителя и ребёнка; личность учителя, облик, манера общения, отношение к детям, любовь к детям ̶ как компоненты мотивации ученика начальной школы.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любезность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнить любые его задания являются благоприятными условиями для упрочнения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников отличающиеся следующими особенностями:

1) недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

2) неустойчивы, то есть, ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

3) малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

4) слабо обобщены, то есть, охватывают один или несколько учебных предметов по их внешним признакам;

5) направленны чаще на результат учения (знание, причин с фактической иллюстративной стороны и лишь затем ̶ закономерности), а не на способы учебной деятельности, до конца начальной школы порой не складываются интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что не редко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом) [6].

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе. Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляют следующее. В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам.

В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способностям приобретения знаний, возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой ̶ интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.

По мнению Е.П. Ильина, социальные мотивы, развивающиеся от общего недифференциального понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младших школьников к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих оценок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко приветствуется у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении [14].

Интерес к учебной деятельности, по сравнению с другими интересами обучающихся, планомерно возрастает в первых и вторых классах и заметно снижается в третьем классе. Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий характер. Ученики третьего класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списать упражнение с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, обучающиеся начальной школы проявляет интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы самостоятельности [26].

Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит. Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 4 классу они в определённой мере появляются. Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы; однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за эти годы обучения в школе. В 4 классе, как и в 1, интересы проявляются обычно к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки. Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегчённой учебной работе.

В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремление к более лёгким видам учебной работы. Желание получить более высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 4 уже не проявляется ярко – сказывается опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности – в занятиях спортом, музыкой и т.п. На фоне удовлетворённой в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

Тем не менее, возникновение побочных компенсаторных мотивов у отстающих 4 ̶ классников, в целом, не предвещает общего снижения уровня отношения к учёбе. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остаётся мотивация избегания наказания, она становится единственным ведущим мотивом у 20% учащихся. Если в 1 классе больше половины учащихся относятся к учебной работе положительно, то в 4 классе их количество сокращается до 40%, а наряду с неопределённым отношением появляется и чисто отрицательное.

Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (во 2-х- 3-х классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижение мотивации учения к концу начальной школы не наступает.

Таким образом, младший школьный возраст ̶ начало адаптации к школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он создает необходимую базу для последующего обучения. От результатов обучения также зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» ̶ стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения ̶ учебно-познавательным мотивам и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив ̶ интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу.

3. Психолого ̶ педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников

На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка.

Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

Вторым важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности. Она может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей. Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

Считается, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться только ради оценки.

Для того, чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно обратиться к вопросу его учебной мотивации [11]. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из-за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации [12].

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность.

Младший школьник ещё только учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников, можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

Современные позиции, заложенные в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, актуализируют создание условий для личностного развития обучающихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных и регулятивных УУД [3].

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я ̶ концепции и самооценки, эмоциональная зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением.

Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Первый этап любого урока по ФГОС НОО ̶ это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его цельюявляется выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.

В обучении младшего школьника, среди всего многообразия мотивов, главное место занимает мотив получения высокой отметки, как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно ̶ познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей, даже к концу этого возраста, находится на низком или среднем уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника. Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Мы считаем, что воспитать у неуспевающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определённой эффективности учебной работы ребёнка. Второй путь – формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегчённым механическим видам работы, к наглядности, к игровым моментам и т.д.).

Таким образом, при формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку [5].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: