Найдите здесь утверждение и доказательства.




РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ

— Вдумаемся в название: рассуждение проблемного характера… Греческое слово проблема в переводе на русский язык означает: «сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий разрешения». Отсюда следует, что в рассуждении проблемного характера ставится какая-то проблема, какой-то сложный и важный вопрос, что цель автора такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения.

Поскольку многие проблемы не предполагают однозначных ответов, однозначных решений, рассуждения на проблемные темы часто имеют дискуссионный характер.

Особенностью таких рассуждений является то, что они, как правило, начинаются с изложения какой-либо мысли (мнения), не принадлежащей автору, но почему-либо вызвавшей его интерес. Эту мысль далее автор или опровергает, или утверждает, приводя в том и другом случае свои доказательства; в конце, как обычно, делается вывод. мысль (тезис), которая доказывается или опровергается автором рассуждения, излагается иногда подробно, иногда совсем кратко. Рассуждения на дискуссионные темы часто начинаются словами: «многие говорят (думают, утверждают и т. п.)…», «Существует мнение, что …», «Нередко приходится слышать …» и др. После этого обычно формулируется та мысль, которая обсуждается, а затем ставятся вопросы типа: «а так ли это?», «а насколько это верно?», «а правы ли они?» и т. п.

Аргумент (лат.— рассказ, довод, тема) — логический довод, служащий основанием доказательств.

Компромисс (лат. — соглашение) — соглашение, достигнутое путём уступок.

Диалог (греч.— беседа) — разговор между двумя лицами, обмен мнением; переговоры, контакты между двумя странами.

Дискуссия (лат. — рассмотрение, исследование) — спор, обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Диспут (лат. — рассуждать, спорить) — публичный спор на научную или общественно важную тему.

Оппонент (лат. — возражающий) — противник в споре.

Тезис (греч. — положение, утверждение) — положение, истинность которого должна быть доказана.

1. Говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Но всегда ли хорошо рыбе в реке или озере, где она обитает, всегда ли достаточно ей воды?

Как будто тут и думать нечего. Ведь у нас в стране великое множество озёр, рек, речушек. Для любого вида рыб найдётся «дом», где они могут чувствовать себя хорошо и привольно.

Так-то оно так… И всё-таки «рыбье царство» нуждается в защите и заботе человека.

Приведём несколько примеров.

Многие рыбы постоянно кочуют. Есть рыбы — настоящие путешественники. Они отправляются за сотни и тысячи километров к местам зимовок и нерестилищам, туда, где они откладывают икру. Но на реках одна за другой вырастают гидроэлектростанции. а где электростанция, там плотина. Поэтому ихтиологи и инженеры уже придумали и постоянно ищут такие приспособления, которые помогали бы рыбам свободно плавать, перебираться через плотины.

Кроме того, из-за плотин вода стала быстрее убывать после половодья. множество мальков остаётся в замкнутых, на глазах мелеющих водоёмах. Если им не помочь, они погибнут. много рыбы гибнет и из-за того, что зимой подо льдом не хватает в воде кислорода.

И вот по всей стране развернулась операция «Живое серебро». На помощь «рыбьему царству» пришли школьники.

 

• Почему этот текст представляет собой рассуждение на дискуссионную тему?

• Определите, какая тема в нём обсуждается.

• Как сформулирована основная мысль рассуждения (тезис)?

• Какие доказательства приводятся для её подтверждения? Обратите Внимание на вывод.

 

2. Вот скажите: разве правильно, когда человека заставляют в школу ходить? Если бы не мои родители, я давно бы уже учиться бросил. Ещё когда в шестом на второй год остался. Да не позволили дома: «Пропадёшь без образования!»

А кто пропадёт? Славка тоже ушёл после девятого. Устроился на завод, где стиральные машины делают, и работает себе. «Что я, дурак?— говорит— Сколько мне надо, я и так заработаю». а я тоже не в учёные собираюсь. Буду простым работягой. Как слесарь дядя Коля, наш сосед. У него девять классов, а зарабатывает больше инженера. Вот вы и ответьте: разве я не прав?

 

• Что утверждает автор, какова его главная мысль?

• Справедливо ли мнение автора? Почему и любой рабочий должен быть образованным человеком?

• Как мы будем опровергать высказанное мнение?

Текст 1

Я считаю, что клички человеку не нужны.

Во-первых, кличка унижает достоинство человека.

Во-вторых, человеку при рождении родители дают имя. Это имя становится для человека самым дорогим подарком от родителей.

Из всего сказанного следует, что клички человеку не нужны. Каждый человек вполне способен обходиться собственным именем.

Найдите здесь утверждение и доказательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: