Рис. 5.1. Схема функционирования виртуального предприятия
Рис. 5.2. Упрощенная схема функционирования
виртуального предприятия на сетевом уровне
Традиционно цель функционирования различных предприятий состоит в том, чтобы произвести как можно больше продукции и получить прибыль. В эпоху производства, ориентированного на индивидуального клиента, целью является обеспечение полного удовлетворения потребностей заказчика за счет своевременного изготовления и поставки требуемых высококачественных товаров. Этого можно достигнуть с помощью так называемого виртуального продукта, являющегося новым понятием. Виртуальный продукт может быть изготовлен и адаптирован к запросам потребителя в кратчайшие сроки в любом месте, но для этого он должен существовать в виртуальной реальности. Хорошим примером служит виртуальный продукт японской фирмы Toyota, где на конвейере в течение 72 часов производится автомобиль, параметры которого соответствуют заказу клиента.
Все экономически активные члены общества могут быть разделены на производителей и потребителей стоимостей. И до недавнего времени граница между ними практически всегда отчетливо просматривалась. Производители изучают, что может быть востребовано рынком, создают адекватную стоимость и предлагают ее на реализацию в обществе. Потребители же со своей стороны оценивают предлагаемую на рынке стоимость исходя из своих интересов и системы ценностей и либо приобретают ее за некий эквивалент, либо нет. Подобная модель социально - экономических отношений в бизнесе до сих пор распространена довольна широко в силу того, что информационная составляющая в производимых стоимостях была мала.
|
Однако информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной бизнес - системы, а рост информационной составляющей в стоимости товаров приводит к постепенному размыванию границ между производством и потреблением стоимости, между ее производителем и потребителем. Сегодня важно производить то и только то, что будет востребовано потребителем. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом подсистемы производителя и, естественно, вправе рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта всей бизнес - системы. И тот потребитель, который действительно активно вовлечен в процесс функционирования бизнес - системы, на самом деле получает сегодня эту долю в виде разнообразных скидок, бесплатного обслуживания и т.п.
В условиях высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя все более важным становятся знание своих конкретных потребителей, воспроизводство этих потребителей, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности.
Издержки, связанные с образованием бизнес-системы, известны как транзакционные издержки бизнеса, в состав которых включаются:
· затраты по поиску выгодных деловых связей (партнеров, инвесторов, клиентов);
· затраты на ведение конкурентной борьбы (преодоление ценового давления конкурентов, защиту занятого сегмента рынка, борьбу за новые рынки и т.д.);
|
· затраты, связанные с ошибками в организации и управлении бизнес-системой;
· расходы на оплату услуг посредников (agency cost);
· затраты на адаптацию (отладку механизмов согласования интересов ее участников);
· потери, связанные с порчей или невостребованностью определенной части вновь созданной стоимости.
Для поиска возможных форм своего участия в бизнес-процессах хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, поставщики, потребители и т.д.) подключаются к информационным системам различного уровня. В результате становится возможным с гораздо меньшими затратами охватить поиском сферы применения экономического потенциала хозяйствующего субъекта.
Таким образом, происходит объединение производителя и покупателя вопреки ограничениям пространственно-временного, социально-политического, финансово-экономического, морально-этического характера.
Создаваемая в таких условиях стоимость продукции будет зависеть не только от производственных активов предприятия, но и от его способности отреагировать на запрос потребителя. Таким образом, сначала предприятие должно продать продукт, а потом его произвести.
Но в процессе создания стоимости участвует не одно отдельно взятое предприятие, а соответствующая бизнес-система, поэтому для удовлетворения своих запросов потребителю придется участвовать в организации работы целой бизнес-системы.
Функцию организации работы бизнес-системы, нацеленной на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного потребителя, может взять на себя особая структура — виртуальное предприятие, задачами которого являются:
|
- поиск клиентов:
- анализ запросов клиентов;
· синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов;
· организация производства, доставка товаров клиентам, формирование и реализация планов их послепродажного обслуживания.
Обслуживая других участников бизнес-системы, виртуальное предприятие не просто экономит им транзакционные издержки. Оно выступает интегрирующим звеном, которое увязывает интересы и функции всех участников бизнеса.
Появление виртуальных предприятий в экономике должно приводить к удешевлению процесса производства, а не к его удорожанию.
Рассмотрим различия в функционировании виртуальных предприятий и предприятий традиционной экономики.
В своей работе «The Next Economy» Брадфорд Де Лонг и Майкл Фрумкин утверждают: «Современные технологии начинают подрывать свойства, которые делают Невидимую Руку рыночной системы эффектным и эффективным средством для организации производства и распределения продукции». К таким свойствам, составляющим основу рыночной системы, в первую очередь можно отнести:
- исключительность - способность продавцов заставить потребителей стать покупателями;
- соперничество - наличие производителей, выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами;
- прочность - индивиды ясно понимают, что им нужно и что они хотят купить.
Данные свойства все еще хорошо соответствуют современной экономике, но не будут применимы для характеристики деятельности виртуальных предприятий.
Считается, что главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является длительность связей между агентами, которые не регламентируются вышестоящей властью.
Виртуальное предприятие может быть охарактеризовано некоторыми новыми качествами и преимуществами:
· поставщикам услуг или товаров в виртуальной экономике лучше известны и более доступны потенциальные клиенты и потребители, с каждым из которых может быть установлен более надежный по сравнению с обычными рынками контакт и по каждому может быть получена полная информация;
· ужесточается конкуренция, в том числе ценовая, на виртуальном рынке;
· обеспечивается комплексное обслуживание потребителей за счет установления и поддержания постоянных информационных контактов;
· использование выгод постоянного контакта с клиентом, создание групп по интересам облегчают связи между ними и виртуальным предприятием, что повышает ценность предлагаемой продукции и снижает затраты клиентов на ее использование;
· ориентация исключительно на потребности клиента и организация сервиса для данного потребителя увеличивают спрос на продукцию виртуального предприятия.
Виртуальные предприятия существуют, как правило, в условиях так называемой сжатой шкалы времени. Всего за несколько лет они проходят те стадии развития и упадка, на которые фирмам традиционной экономики требовались десятилетия.
И еще одно отличие виртуальных предприятий от обычных - виртуальные фирмы иногда получают деньги вбольших объемах и за короткий срок, но они их быстро тратят. Не случайно в словаре виртуального бизнеса появилось новое понятие «скорость сгорания», которое пришло на смену давно известному понятию «чрезмерная торговая деятельность». Последнее всегда было синонимом опрометчивости в традиционной экономике.
Компании традиционной экономики могут ежегодно тратить 3-5% дохода от продаж на информационные технологии. Виртуальные компании вкладывают в них на порядок больше этих компаний, вложения в технологии не ограничиваются фиксированной долей от объема продаж. Серверы, лицензии на программное обеспечение, штат - все требует гораздо более частого обновления и расширения, поэтому виртуальные компании сталкиваются с серьезными экономическими проблемами в процессе своего расширения.
Распределение затрат в виртуальных компаниях похоже на то, которое характерно для капиталоемкого бизнеса. Обычно технологическая инфраструктура виртуальной компании неизменно обновляется с ориентацией на грядущие потребности. Возникающий временный избыток мощностей побуждает компанию искать новых потребителей, а также создавать новые продукты и услуги, которые она может продавать. Это увеличивает затраты на маркетинг, разработку продуктов и технологию, что ведет к убыткам в краткосрочной, а иногда и более длительной перспективе, когда требуются особенно большие вложения в новую технологию. Как в любом бизнесе с высоким уровнем фиксированных расходов, потребность увеличения объема продаж для покрытия этих расходов возрастает. Таким образом, целостность виртуального предприятия может поддерживаться лишь ростом продаж.
Наряду с вышеперечисленными отличиями в деятельности виртуальных фирм и традиционных предприятий имеется много общего. В любых случаях сделка не считается завершенной до тех пор, пока товары не перейдут из одних рук в другие, а деньги не будут уплачены. У виртуального предприятия в этих областях даже больше проблем, чем у фирм традиционной экономики.
Мошенничество в платежных виртуальных системах распространено так же широко, как и везде.
Виртуальные предприятия так же страдают от недостатков управления, как и предприятия традиционной экономики.
Такие испытанные формы сотрудничества, как консорциумы или совместные предприятия, лишь в ограниченной степени могут приспособиться к динамике современного рынка. Быстро ограничивает использование форм кооперации на зафиксированных в договорах условиях. Виртуальные сети позволяют преодолеть этот недостаток за счет своей открытости и гибкости. Высокие транзакционные издержки, которые свойственны подобным сетевым формированиям, могут компенсироваться возможностями, предоставляемыми информационно-коммуникационными технологиями.
Таким образом, основное достоинство виртуальных форм организаций состоит в возможности выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Виртуальные предприятия имеют следующие достоинства:
- увеличение скорости выполнения рыночного заказа;
- снижение совокупных затрат;
- более полное удовлетворение потребностей заказчика;
- гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;
- снижение барьеров выхода на новые рынки.
Недостатками виртуальных предприятий являются:
· чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;
· практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; неопределенность в производственном планировании деятельности субъектов виртуального предприятия.