Г. Тобольск, 2021 г.
Цель занятия: Систематизировать и углубить знания учащихся о разнообразии представителей класса млекопитающие на территории Тюменской области.
Задачи занятия:
Воспитательные:
• Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Образовательные:
· Обобщить знания учащихся о разнообразии представителей класса млекопитающих на территории Тюменской области.
· Изучить технику аппликации из шерстяных ниток.
Развивающие:
• развивать умение учащихся работать в коллективе.
• Продолжить развитие у учащихся навыков работы с ножницами и клеем.
Тип занятия: обобщающее занятие.
Метод обучения: частично – поисковый.
Формы контроля: игра «Мешочек вопросов», опрос, практическая работа.
Оборудование: мешочек с загадками; карта Тюменской области; презентация PowerPoint «Звери Тюменской области» https://clck.ru/T7zBy; для практической работы – листы с контурами животных, шерстяные нитки, белая шерсть, глазки, ножницы, клей ПВА.
Структура занятия:
• Организационный момент (2 мин)
– Приветствие, подготовка аудитории к работе.
• Актуализация знаний. (3 мин)
• Проверка знаний воспитанников о представителях класса млекопитающие. Игра «Мешочек вопросов» (8 мин)
• Беседа «Кто такие звери?» (3 мин)
• Физкультминутка (2 мин)
• Практическая работа: «Аппликация из шерсти» (12 мин)
• Подведение итогов занятия (3 мин)
• Рефлексия (2 мин)
На слайде: Тема: « ….. Тюменской области.»
В кабинете: парты и стулья расставлены.
Этап | Время | Содержание речи и деятельности учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Разминка «Улыбнитесь» | 2 мин. | -Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. И жюри мы улыбнемся, И друг другу улыбнемся. Здравствуйте, ребята, сели На меня все посмотрели. Молодцы! Готов весь класс, Тему назовем сейчас… | - Здравствуйте! |
2. Объявление темы и цели урока
![]() ![]() ![]() ![]() | 3 мин 8 мин | - Итак ребята: Тема сегодняшнего занятия:…, простите я видимо совсем забыла включить экран, «….. Тюменской области». - Ребята, что не так с нашей темой? - Что такое происходит, кто то с нами играет и старается нас сбить с току и запутать. Давайте посмотрим вокруг и поищем что-нибудь необычное. Может мы найдем какие-нибудь подсказки? - Ой и правда, какой интересный мешочек! Его ни когда здесь не было! Еще и какая то записка здесь: «Ребята! Чтобы тему занятия узнать, все мои загадки вам нужно отгадать!». В мешочке их очень много, давайте мы их все вместе отгадаем, а правильные ответы у нас будут открываться на нашем волшебном экране. (Дети разгадывают загадки, вынимая каждую по очереди из мешочка) Загадки: 1. Чудо-юдо великан, на спине везёт фонтан! (Кит). 2.Крупный зверь, имеет бивни, Но ни те, что у слонов! Вместо ног имеет ласты. Кто назвать его готов? (Морж). 3. Кто позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (Медведь). 4. 10. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц. Лиса). 5. Он не отесан, зол и груб, Из всех деревьев любит дуб. Ведь он в лесу, среди зверей, Большой любитель желудей! (Кабан). 6.Есть в реке работники, Не столяры, не плотники. А выстроят платину, Хоть пиши картину! (Бобры). 7.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти-рожки. С виду кроток, но не верь, Страшен в гневе этот зверь! (Рысь). 8. Очень сильный и высокий, По колено снег глубокий. Не олень, но он рогатый. Все зовут его сохатый! (Лось). 9. Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка). - Молодцы ребята! Посмотрите мы отгадали все загадки и у нас на нашей карте появились жители, кто это не подскажите мне? - А какие это животные, давайте посмотрим может у них есть что то общее? Может они относятся к какому то одному классу? - Итак мы с вами узнали не достающее слово в нашей теме, что это за слово? - И какая тема у нас получилась? - Молодцы, это правильный ответ! А кто такие звери, почему их называют млекопитающие? - По какому еще признаку можно определить этих животных? - Правильно! Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система, способность к регуляции температуры тела позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях. И у нас в Тюменской области млекопитающие встречаются как на юге, так и на севере области. - Мы с вами так хорошо потрудились: и загадки отгадали, и тему занятия узнали, и кто такие млекопитающие вспомнили, пора и отдохнуть! | - Не хватает одного слова! Дети, оглядываясь вокруг, ищут в классе что-то необычное. - Мы нашли странный мешочек! - Это животные! - Это звери, класс млекопитающие! - Звери! - «Звери Тюменской области»! Дети предлагают варианты ответов. - Потому что мамы выкармливают своих детенышей молоком. - Их тело покрыто шерстью! |
Физкультминутка
![]() ![]() | 2 мин. | - Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы) | Дети повторяют движения за учителем. |
Практическая работа «Аппликация из шерстяных ниток»
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 12 мин. | - Вот мы с вами и отдохнули немножко! Приступаем к следующему заданию, практическому. Итак, ребята, мы с вами повторили признаки класса звери, подскажите пожалуйста, какой один из основных признаков зверей, для подсказки давайте посмотрим на наши картинки и что мы видим, что нашим животным как раз этого не хватает. Чего? - Правильно! Именно ею мы сегодня и займемся, с помощью интересной техники мы с вами и преобразим наших зверей. - Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать с помощью шерсти и шерстяных ниток? -Конечно можно, такая техника декоративно прикладного творчества называется «Ниткография» - техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет Вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор. Мы с Вами попробуем выполнить данную технику в упрощённой форме - «Аппликации из шерстяных ниток». -Ребята, давайте приступим к практической работе, выберите пожалуйста себе контур животного, которое вам больше понравилось. Посмотрите, на ваших столах лежат: шерстяные нити, белая шерсть, ножницы, клей. Кто мне напомнит технику безопасности при работе с ножницами? - Молодцы! Я очень рада, что Вы помните технику безопасности при работе с ножницами. Итак, приступим к первому этапу работы – вам необходимо нарезать кусочки шерстяных нитей и заполняя клеем контур животного, приклеивать их на вашего зверя, так же можно добавить кусочки белой шерсти при необходимости. - Второй этап работы – когда наш зверь полностью покрыт шерстью, мы можем прорисовать когти, нос и приклеить глаза. Так же Вы можете подрисовать фон картине: деревья и снег – если у Вас время года зима на картине, или траву, цветы и яркое солнышко, если лето. - Молодцы, ребята! Вы справились с практической работой! - Какие замечательные звери у нас получились, давайте мы их поселим на территории нашей Тюменской области. А теперь давайте посмотрим на разнообразие представителей класса млекопитающих на территории Тюменской области. - Ребята, обращайте внимание на красные значки, которые говорят нам, что эти животные занесены в Красную книгу Тюменской области и нуждаются в защите. На севере нашей области обитает Гренландский кит, который может достигать 20 метров в длину и веса 150 тон, а так же второй по величине сухопутный хищник - белый медведь. Так же на территории нашей области в лиственных лесах и зоне тундры обитает бурый медведь. В зонах лесостепи и тундры встречаются заяц-русак и заяц-беляк. Широко распространена на территории области лиса обыкновенная и на севере области - полярная лиса или песец. Так же северный представитель млекопитающих – морж. Самый крупный грызун фауны Старого Света и второй по величине грызун в мире – Западносибирский речной бобр. Прожорливый, бесстрашный и опасный обитатель тайги и лесотундры, даже медведь при встрече с ней старается обойти её стороной – росомаха. Рысь - самый северный вид из семейства кошачьих, так же обитает в лесах Тюменской области. | - Шерсти. Дети высказывают свои предположения. - Наверно, нет. - Можно. Дети выбирают контур животного. Дети вспоминают технику безопасности при работе с ножницами и затем сверяют свои ответы со слайдом. |
Подведение итогов занятия
![]() | 2 мин. | - Итак, наше занятие по теме «Звери Тюменской области» подходит к концу. Мы вспомнили основные отличительные признаки класса млекопитающие, научились выполнять аппликацию из шерсти и познакомились с разнообразием класса млекопитающие на территории Тюменской области. | |
Рефлексия.
![]() | 2 мин. | -Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали и я попрошу вас оценить свою работу и занятие в целом, если вам было интересно на занятии и у вас все легко получалось не задумываясь берите «Оранжевый кружок», если на занятии у вас возникали какие то затруднения, но в целом все получилось не плохо - «Зеленый кружок», а если вы сегодня ни чего не поняли и у вас ни чего не получилось -«Голубой кружок». Итак, давайте поднимим, выбранные вами кружки и я посмотрю как прошло сегодня наше занятие! - Замечательно! Ребята, а вы догадались, кто над нами сегодня шутил? - Молодцы правильно! Это действительно он. Посмотрите какой он довольный, что мы выполнили все его задания! Я думаю, что он ни раз еще прейдет к нам на занятие! А вы не против ребята? - Мы с домовенком не прощаемся с вами, а говорим «До новых встреч!». - Ребята, большое спасибо за работу! Занятие окончено! | - Домовой! -Нет! |
Приложение