Историко-стилистический анализ




Аннотация

На русскую народную песню

«В сыром бору тропина»

Обр. М. Анцева

Содержание

1. Историко-стилистический анализ……………....…………………………3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..5

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..8

4. Исполнительский анализ………………………………………………….12

Литература…………………………..………………………………………..14

 

 

Историко-стилистический анализ

 

 

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. Этим отличается русская музыкальная культура с давних времен.

Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент, в известной степени, присущ и обрядовым песням.

Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания, настроения и чувства русских людей. Лирические песни не такие древние, как обряды и былины. Они стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.

Многие из лирических песен называют протяжными: в них широко распеваются гласные, господствует мелодия. Она очень свободна, как бы «выходит из берегов» и живёт своей собственной жизнью, оттесняя слово на второй план. При записи таких мелодий часто возникают переменные размеры. Но если в былинах такая переменность подчёркивала ритмику стиха, то здесь мелодия может идти и «поперёк» слов. Лад и тональность тоже переменны. Каждая фраза может иметь собственную тонику. Вьющаяся, текущая мелодия «пристаёт» то к одному, то к другому «тональному берегу».

Хороводные песни — песни, сопровождающие хороводы, по тематике распадаются на 2 основные группы. В первой главенствуют производственно-бытовые мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деятельности. Вторая группа посвящена молодым людям — их надеждам на счастливый брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); браку "со старым" противопоставляется счастливая жизнь с милым ("Во поле березонька стояла").

По содержанию, образам, особенностям формы хороводные песни сливаются с протяжными: не случайно известны песни, исполнявшиеся и как протяжные, и как хороводные (например, «Из боярских из ворот»). По своему характеру хороводные песни могут рассматриваться как промежуточное звено между песенной лирикой и народной драмой.

Ярким примером слияния двух жанров является русская народная песня «В сыром бору тропина».

 

Песня написана для четырехголосного смешанного состава хора. Текст песни передает простое, но в тоже время близкое по духу народному творчеству поэтическое содержание. Литературный текст состоит из 6 строчек, где каждая строфа представляет куплет. В данном произведении излагается неполное содержание, оригинал имеет не 3 куплета, а 7 куплетов, что характерно для русского фольклора. Проанализировав полное содержание песни, картина становится наиболее ясной:

 

В сыром бору тропина (2)
Тропина, тропина (2).

По той тропке галка шла, (2)
Галка шла, галка шла. (2)

А за галкой соколик, (2)
Соколик, соколик. (2)

Поймал галку за крыло, (2)
За крыло, за крыло. (2)

 

За то крыло правое,
За перышко сизое,
Сизое, сизое. (2)

"Постой, галка, не скачи, (2)
Не скачи, не скачи." (2)

"А ты, сокол, не держи, (2)
Не держи, не держи". (2)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: