Воспроизведение и его виды




Виды памяти

Критерий Виды памяти
  Образная память (запоминание образов конкретных предметов,
  явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и
  отношений).
  В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются
  объекты при их запоминании, образная память бывает:
  · зрительной,
  · слуховой,
В зависимости от того, что · тактильной (осязательной), · обонятельной,
запоминается и воссоздается (т.е. в зависимости от материала, который запоминается) · вкусовой
Словесно-логическая память (запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают предметы и явления в их существенных связях и отношениях), т.е. запоминание слов в логической последовательности.
Двигательная память (запоминание и воспроизведение
  человеком своих движений). Проявляется она в разных видах
  игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях
  художника, балерины, машинистки и т.п. Она является основанием
  создания различных умений и навыков, освоения устного и
  письменного языка.
  Эмоциональная память (запоминание и воспроизведение
  человеком своих эмоций и чувств). Запоминаются не только сами
  по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их
  вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при
  воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее.
  Кратковременная память (память, которая характеризуется
  быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и
По продолжительности удержания материала непродолжительным хранением).
Долговременная память (длительное сохранение информации и последующее использование ее в деятельности).
Оперативная память (память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для
  использования в текущей деятельности).
  Например, удержание в уме промежуточных результатов при
  выполнении сложных вычислительных действий. Выполнив свою
  функцию, информация может забываться.
В зависимости от наличия или отсутствия цели Непроизвольная (мы что-то запоминаем и воссоздаем, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или воспроизвести)
Произвольная (когда есть цель что-то запомнить или припомнить)
По мнемическим приемам Механическая (запоминание без понимания сути)
Логическая (понимание материала, который запоминается)

 

Запоминание и его виды

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Основанием запоминания является создание и закрепление временных нервных связей.

В зависимости от характера процесса запоминания запоминание бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Все, что эмоционально сильно на нас влияет, запоминается независимо от нашего намерения запомнить. Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все интересное запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании более продолжительное время, чем неинтересное.

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания.

Условиями успешного запоминания являются:

1. многократное, разумно организованное и систематическое повторение;

2. разделение материала на части, выделение в нем смысловых единиц, составление плана;

3. понимание и т.п.

4. действенный характер освоения знаний,

5. интерес к материалу,

6. установка на запоминание и т.п.

В зависимости от меры понимания запоминаемого материала произвольное запоминание бывает механическим и смысловым (логичным).

Механическим является такое запоминание, которое осуществляется без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.

«Эффект Зейгарник» - лучше запоминается та информация, которая связана с незаконченными действиями.

Фактор края. Это явление заключается в том, что первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Этот вывод был сделан Г.Эббингаузем в результате проведенных исследований.

 

Воспроизведение и его виды

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

 

УЗНАВАНИЕ

Простейшая форма воспроизведения — узнавание. Узнавание представляет собой воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полным и неполным.

При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предыдущего ознакомления с ним. Полное узнавание имеет место, например, при встрече хорошо знакомого человека, или когда мы идем по хорошо знакомой улице и т.п.

Неполное узнавание характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесения предмета, который воспринимается, с тем, что уже имело место в предыдущем опыте. Так, услышав мелодию, человек может переживать чувство знакомого, однако будет неспособен отождествить ее с конкретным музыкальным произведением.

 

ВОСПОМИНАНИЕ

Сложной формой воспроизведения является воспоминание. Особенность воспоминания состоит в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воссоздается. Воспоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено актуальной потребностью воспроизвести необходимую информацию. Например, воспоминание правила при написании слова или предложения, когда нужно ответить на вопрос. Или непроизвольным, когда образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения.

К непроизвольному воспроизведению принадлежит персеверация. Под персеверацией понимают представление, имеющее навязчивый характер. Появляется образные персеверации после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или же когда имеет место сильное эмоциональное влияние на человека.

К непроизвольному воспроизведению принадлежит явление реминисценции, или "всплывание" в сознание того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания. Реминисценция — снятие усталости нервных клеток, которая наступает после выполнения сложной мнемической задачи. По истечению некоторого времени эта усталость исчезает, а продуктивность воспроизведения вырастает.

ПРИПОМИНАНИЕ

Особенной формой произвольного воспроизведения материала является припоминание. Потребность в припоминании возникает тогда, когда в нужный момент не удается вспомнить того, что необходимо. В этой ситуации человек проявляет определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, пускается в поиск путей активизации предыдущих впечатлений, обращается к разным мнемическим действиям. Припоминание может быть сложной умственной деятельностью, которая включает в себя поэтапное воспроизведение всех обстоятельств и условий, при которых происходит процесс запоминания предмета или явления. От умения припоминать зависит эффективность использования приобретенных знаний, развитие памяти как психического процесса вообще. К.Д.Ушинский одну из главных причин «плохой памяти» усматривал именно в лени припомнить.

 

Забывание и его причины

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание — процесс, обратный запоминанию. Забывание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведения, оно становится невозможным и, наконец, исчезает узнавание. Забывание — функция времени. Забывание — это угасание временных нервных связей, которые длительное время не подкреплялись. Если приобретенные знания длительное время не используются и не повторяются, то они постепенно забываются. Другой причинной забывания является недостаточная крепость запоминания. Чтобы предотвратить забывание, нужно хорошо заучивать материал.

Забывание зависит также от содержания деятельности, ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной ухудшения запоминания может быть негативная индукция, обусловленная содержанием материала. Похожий, сложный материал предыдущего занятия усложняет создание новых временных нервных связей, снижает эффективность запоминания.

Негативное влияние ранее запомненного материала на овладение новыми данными, называется проактивной (действующей наперед) интерференцией (проактивное торможение). С точки зрения психологии нецелесообразно после математики изучать физику или химию. Негативное влияние следующей деятельности на связи, созданные в предыдущей деятельности, может быть названо ретроактивной (действующей обратно) интерференцией.

Временной причиной трудностей воспроизведения может быть сильный импульс, желание вспомнить, которое и индуцирует торможение. Примером может быть состояние студента на экзамене, когда он старается быстро припомнить ответ на вопрос в билете и из-за волнения не может этого сделать. Торможение снимается переключением мысли на другие предметы.

Забывание — процесс постепенный, проявляется в ослаблении и нарушении образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Как показывают исследования памяти (П. И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.), быстрее забывается информация, которой принадлежит второстепенная роль в содержании. Долго удерживается информация, которая несет основную смысловую нагрузку.

Высокие темпы забывания имеют место сразу после заучивания материала. Закон забывания, который вывел Герман Эббингауз («кривая забывания»): забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученного материала.

Для длительного удержания в памяти информации важно с самого начала обеспечить качественное ее запоминание и закрепление путем повторения в первые дни после того, как она была получена. Важное условие продуктивного запоминания — осмысленность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: