Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Монополистическая конкуренция — это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно невысокими барьерами вступления в отрасль.
Характерные черты монополистической конкуренции:
1. число производителей и продавцов относительно большое, много мелких фирм;
2. производится продукция, дифференцированная по качеству, по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т. п.;
3. конкуренция не только ценовая, но и неценовая; ее основное внимание нацелено на качество, рекламу, торговые знаки и т.д.;
4. главная черты этой модели конкуренции — контроль над ценами в довольно узких рамках;
5. относительная легкость вступления фирм в отрасль (рынок).
В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.
Монополистическая конкуренция, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия - лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую; но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т. д.). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. Тоже обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, то она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (т. е. создания их разновидностей) компаниями-соперницами.
Например, если одна из швейных фабрик, в отличие от своих конкурентов, изготавливает брюки с какой-либо популярной фирменной "изюминкой", то это значит, что в данном виде продукции она становится "немножко монополистом" и может влиять на цену этих брюк. Подобный же эффект дифференциации продукта и определенный монополизм возможны у магазина, притягивающего к себе покупателей каких-либо особых товаров или услуг, которых больше нигде нет.
Однако монополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцией. Множественность предприятий и относительная легкость присоединения к ним новых фирм постоянно стимулируют конкуренцию.
Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики: для того чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА
Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция здесь все же не является совершенной? Причина кроется в той самой заметной черте рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, а именно в разнообразии, дифференциации продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке. В самом деле, каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (сегментами рынка). И на этом сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.
Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.
Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен. Теперь мы в состоянии уточнить эту формулировку: выход на такой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.
Вместе с тем не следует преувеличивать доступную таким фирмам степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится считаться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный.
Хотя «фрут энд нат» и «сникере» безусловно разные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит слегка поднять цены одной — и он переключится на другую.
Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.
Дифференцированный продукт:
– продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами;
– продукт, который подобен, но не идентичен, другим продуктам, а следовательно, не является их полным заменителем;
– продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
Факторы дифференциации продукта:
1. Качество. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов.
2. Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и проч.).
3. Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится почти монополистом для своей округи.
4. Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в обычной жизни преданно покупает только ее. Обратим на это обстоятельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное — чтобы ему так казалось.
5. Различия в сервисе. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.
6. Рекламой. Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. В-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот, за мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать. Вряд ли кто-нибудь скажет: «Я курю „Мальборо" потому, что хочу походить на мужественного ковбоя». Но, по общему мнению экспертов, миллионам поклонников этой марки ее вкус кажется столь пленительным именно из-за подсознательного стремления отождествить себя с образом ковбоя, удачно найденного в рекламе марки.