Вопросы по дисциплине «Педагогика»
Раздел 1. Общие основы педагогического процесса
1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории (обучение, воспитание, образование). Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Методы педагогических исследований.
2. Механизмы психического развития человека (социальная ситуация развития, психологическое новообразование, ведущий вид деятельности). Подросток, особенности возраста, ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования.
3. Соотношение объема и содержания понятий: индивид, личность, индивидуальность. Соотношение социального и биологического в личности. «Я - концепция» и индивидуальное развитие личности. Самооценка и уровень притязаний
4. Учитель в образовательном процессе современной школы. Профессиональный стандарт педагога. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
5. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Функции, содержание и формы работы классного руководителя с учащимися.
6. Планирование и организация воспитательной работы педагогом.
Раздел 2. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности
1. Концепции и стратегия воспитания в современной России.
2. Принципы воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.
3. Соотношение «социализации» и «воспитания» в развитии личности. Социально-психологические механизмы социализации личности. Факторы социализации личности.
4. Влияние СМИ и ИКТ на процесс социализации личности.
5. Психологические механизмы социализации личности в семье. Стили семейного воспитания. Отклонения в семейном воспитании-типы неправильного воспитания.
|
6. Общество сверстников и юношеская субкультура. Характеристика групп сверстников. Социализирующие функции группы сверстников.
7. Общение как вид педагогической деятельности. Техники межличностного общения.
8. Трудности межличностного общения: барьеры общения. Средства и способы воздействия в общении.
9. Конфликты в педагогической среде и практике. Типы кон конфликтов в педагогической среде. Методы управления конфликтной ситуаций.
10. Дети и проблемы школьной дисциплины. Причины нарушения дисциплины
11. Дети, требующие повышенного внимания учителей.
12. Девиатное поведение подростков. Причины проявления девиантного поведения. Типы девиантного поведения.
13. Личность и школьный класс. Особенности «трудных классов» различных типов. Буллинг: причины и последствия.
Раздел 3. Теоретические основы образования и обучения (дидактика).
1. Государственная политика в сфере образования РФ.
2. Содержание понятия «дидактика». Цели и задачи дидактики
3. Образование: понятие, способы получения в мировой и отечественной практике.
4. Основные направления развития современного образования.
5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (права, свободы обязанности и ответственность педагогических работников)
6. Инклюзивное образование. Правовая основа обучение детей с ограниченными возможностями. Принципы инклюзивного образования. Барьеры в продвижении инклюзивного образования
7. Понятие, сущность, структура обучения. Цели процесса обучения.
8. Понятие закономерности и принципа обучения. Основные принципы обучения.
|
9. Основные источники формирования содержания образования. Подходы к формированию содержания образования. Федеральные государственные образовательные стандарты.
10. Методы обучения. Классификации методов обучения. Выбор методов обучения.
11. Понятие формы обучения и организации обучения. Урок-основная форма организации обучения в школе. Другие формы организации обучения.
12. Виды контроля в учебном процессе. Функции контроля. Формы и методы эффективной проверки знаний на уроке.
13. Виды обучения (объяснительно – иллюстративное обучение, проблемное обучение, модульное обучение, программированное обучение, e-Learning –электронное обучение, дифференцированное обучение).
14. Соотношение содержания понятий «гендер» и «пол». Раздельное обучение: отечественный и зарубежный опыт.
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб,М.,Харьков,Минск, 2006. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.alleng.ru/d/ped/ped012.htm
2. Пидкасистый И.П. Педагогика. -М.,2006. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.alleng.ru/d/ped/ped013.htm
3. Подласый И.П.Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов.- М., 2006. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.alleng.ru/d/ped/ped010.htm
4. Психология и педагогика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://imp.rudn.ru/ffec/psych-index.html
5. Педагогика Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.. - М., 20027 [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.alleng.ru/d/ped/ped014.htm
6. Хуторской А.В. Современная дидактика.- СПб, М., Харьков, Минск, 2001.
Интернет-ресурсы:
1. Виртуальная педагогическая библиотека. https://www.pedlib.ru/
|
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. www.window.edu.ru
4. Издательский дом «Первое сентября» https://1september.ru/
5. Инновационная образовательная сеть www.eurekanet.ru
6. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования: https://ndce.edu.ru/
7. Книги по педагогике: https://www.detskiysad.ru/ped.html
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
9. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/defaultx.asp
10. Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
11. Московский государственный педагогический университет https://www.mpgu.edu
12. Педагогический журнал «Учитель» https://www.ychitel.com/
13. Педагогическая библиотека: https://pedlib.ru/
14. Психологическая библиотека: https://www.psylib.ukrweb.net/books/
15. Портал исследовательской деятельности учащихся: www.researcher.ru
16. Портал «Кадры образования» www.teacher-edu.ru
17. Портал «Педсовет.орг» www.pedsovet.org
18. Портал «Российское образование» www.edu.ru
19. Российская академия образования: https://www.raop.ru/
20. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена https://herzen.spb.ru
21. Федеральный институт развития образования https://www.firo.ru/
22. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: https://fcior.edu.ru/
23. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» www.festival.1september.ru
24. Интерактивное методическое пособие «Азбука буллинга» (автор – С.В. Кривцова) на электронном ресурсе: https://psychologia.edu.ru