В этом произведении крестьянскому парню Гавриле противопоставлен Челкаш, также бывший крестьянин. Образ Гаврилы вполне реалистичен, а образ Челкаш а наряду с реалистическими чертами характеризуется рядом романтических особенностей. Гаврила жаден, у него душа собственника и отсутствие угрызения совести. У Челкаша нет страсти к наживе и накоплению. Он не склонен к накопительству, деньги не ценит, а Гаврила из-за денег утрачивает человеческое достоинство, ползает перед Челкашом, вымаливая у него деньги, чем вызывает презрение у босяка.
На фоне ничтожно малого, подчиненного машине портового люда, в поте лица добывающего хлеб, фигура Челкаша выглядит экзотично и даже чужеродно. Он презирает жалкую суету портовых грузчиков и их нищенскую зарплату, предпочитая грабить суда в порту. Природные аналогии образа босяка явно противоречат идеализации Челкаша. В нем всё хищное – от лица до худобы и прицеливающейся походки: «…он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом». Близость Челкаша к неприрученной природе подчеркнута определением «старый травленый волк».
Выпуклость образу главного героя придает сравнение Челкаша с его антиподом – Гаврилой, который в начале повествования явно выигрывает по сравнению с Челкашом: «парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно». В отличие от деклассированного бродяги Челкаша, наивный Гаврила с «ребячьи светлыми глазами» – из самой гущи из народа, мужик основательный, привязанный к хозяйству.
Описание Челкаша отличается динамикой: он не закреплен за конкретным местом, рассчитывает только на свои силы, поэтому постоянно собран, как зверь перед прыжком. Даже его имя – Гришка – звучит уничижительно. Но принцип антиномии, сохраняя свою активность на протяжении всего сюжета, постепенно переворачивает полюса авторской и читательской оценки.
|
У Горького важны детали. Например, море вызывает в Челкаше «широкое, теплое чувство», очищая душу «от житейской скверны», он видит себя «лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену». Есть и лирическая деталь: «за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы».
Гаврила же – персонаж оседлого образа жизни, устоявшихся привычек; он тяжел на подъем, его мысль оживляется только с появлением перспективы выгоды или удовольствий. Гаврила и моря боится, и рискового «дела», а всё его добродушие идет не от простоты характера, а от желания понравиться – на всякий случай. Как только речь пойдет о выгоде, именно он становится настоящим хищником, способным ограбить и даже убить напарника. Он недоверчив, подозрителен и жаден до денег – за «пятитку» душу продаст.
Выходцы из одной социальной среды, герои разительно отличаются речью. Челкаш использует грубые раздраженные фразы, резкие выражения, но речь его грамотна и имеет философское содержание. А Гаврила изъясняется просторечиями, и все его разговоры сводятся к материальным «благам» и хозяйской власти над теми, кто ниже его.
Самые существенные расхождения позиций намечаются по вопросу смысла жизни и свободы. Для Гаврилы смысл жизни и свобода – это деньги: «…Сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, – первое дело! Гуляй знай как хошь, бога только помни...». В глазах крепкого мужика Гаврилы Челкаш имеет невысокую цену: он из «несчастного народу на свете!.. Шатающих...», землю и крестьянство оставил – и за это мается. Гавриле свойственна «полная готовность подчиняться»; «ему хотелось, чтобы хозяин воротился скорее», «хотелось сказать, что-нибудь приятное своему хозяину». А уважает он только силу, рисковую натуру и независимость босяка, потому что сам цепями прикован к земле.
|
Челкаш о боге речь не заводит, но и души своей он не загубил кровопролитием. Манеры босяка исполнены достоинства, гордости и стремления быть «выше» окружающих. Челкаш отвергает деньги. Они для него – бумажки. Он отвергает семью и уют. В повествовании упоминается, что его отец был одним из знатных богатеев в деревне, однако сытой жизни Григорий предпочел бродяжничество. Как у подлинного романтика, у Челкаша нет ясной формулы свободы, но «самолюбие бесшабашного удальца» сочетается в нем с желанием иметь свое «лицо», чтобы можно было «от всякого требовать уважения к тебе…» не из-за тугого кошелька. Деньги, чуть не стоившие ему жизни, он с презрением сунул в лицо душегубу Гавриле.
Реализм представляется неоднозначным отношением автора к главному герою. Горький не относит Челкаша ни к положительным, ни к отрицательным героям, лишь повествует о жизни одного из босяков. Сама конструкция рассказа есть признак реализма, так как рассказ является одним из основных жанров этого стиля. Повседневность Челкаша – кражи и контрабанда, составляют картину его обыденной жизни, быта, то есть реальности глазами контингента бунтарей, идущих против установленных правил.
|
Однако произведение не состоит из одного лишь описания одного из дел Григория, немалую часть занимают мысли Челкаша, раскрытие его внутреннего мира, характерные для романтизма и его отвлечённости, абстрактности. Как и многие другие произведения Горького, «Челкаш» начинается с романтического пейзажа: «потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море». Морской пейзаж отображает внутреннее состояние главного героя, вторит ему, а также помогает понять сущность Челкаша. С одной стороны, море отражает личность героя, что свойственно произведениям реализма, с другой стороны, оно показывает настроение того, кто наблюдает в белоснежной пене и солёных волнах своё отражение, что является признаком романтизма. Море и ветер как идеальные символы свободы родственны мятежному духу босяка, и не случайно «его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной свободной и мощной».
В данном случае и море, и небо – это символы свободы, неудержимой стихии, именно поэтому здесь они в конечном итоге и сливаются воедино. Изменения в описании моря и неба предвещают повороты сюжета. Кроме того, образ моря в данном рассказе также характеризует натуру главного героя: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тѐмной широты, бескрайной, свободной и мощной». Но если Челкаша море завораживает, то его подельника, напротив, пугает: «…в отверстие между стеной и бортом <…> видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей». Когда герои возвращаются обратно, нагруженные мешками, и небо, и море уже другие: «Теперь небо уже не походило на взволнованное море – тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом <…> А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше».
Большой любви к людям нет в босяке Челкаше, который на первый взгляд был романтичнее крестьянина Гаврилы, но в его портрете и манере поведения подчеркнуты черты хищника. У Челкаша и Гаврилы было разное понимание свободы: для Гаврилы она связана с желанием стать хозяином на своей земле, а для Челкаша, обуянного гордыней,– с разрывом связей и с землей, и с людьми. В этом рассказе вор и бездельник предстает в романтическом ореоле.
Итак, в ранних произведениях Горького наблюдается своеобразное переплетение двух художественных методов – романтизма и реализма. Подобный прием помогает писателю, с одной стороны, возвысить своих героев, наделенных романтическими атрибутами безмерного стремления к свободе над несовершенной действительностью, а с другой, - установить их связь с реальным миром.
Список литературы
1. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т.3. Рассказы. М.: Гослитиздат, 1950. 536 с.
2. Игнатов И. Философия босячества (у Ришпена и Горького) // Максим Горький: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. С. 315-325.
3. История романтизма в русской литературе. М.: Наука, 1979. 382 с.
4. Калашников А.А. Максим Горький и герои его ранних рассказов. Минск: БГУ, 2012. 168 с.
5. Спиридова Л.М. М. Горький: Новый взгляд. СПб.: ИМЛИ РАН, 2014. 264 с.
6. Фесенко Э.Я. О романтическом герое Максима Горького: к истории вопроса // Вестник Северного федерального университета. 2018. № 3. С. 140-145.