Проследим это на примере рассказа «Челкаш»




В этом произведении крестьянскому парню Гавриле противопоставлен Челкаш, также бывший крестьянин. Образ Гаврилы вполне реалистичен, а образ Челкаш а наряду с реалистическими чертами характеризуется рядом романтических особенностей. Гаврила жаден, у него душа собственника и отсутствие угрызения совести. У Челкаша нет страсти к наживе и накоплению. Он не склонен к накопительству, деньги не ценит, а Гаврила из-за денег утрачивает человеческое достоинство, ползает перед Челкашом, вымаливая у него деньги, чем вызывает презрение у босяка.

На фоне ничтожно малого, подчиненного машине портового люда, в поте лица добывающего хлеб, фигура Челкаша выглядит экзотично и даже чужеродно. Он презирает жалкую суету портовых грузчиков и их нищенскую зарплату, предпочитая грабить суда в порту. Природные аналогии образа босяка явно противоречат идеализации Челкаша. В нем всё хищное – от лица до худобы и прицеливающейся походки: «…он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом». Близость Челкаша к неприрученной природе подчеркнута определением «старый травленый волк».

Выпуклость образу главного героя придает сравнение Челкаша с его антиподом – Гаврилой, который в начале повествования явно выигрывает по сравнению с Челкашом: «парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно». В отличие от деклассированного бродяги Челкаша, наивный Гаврила с «ребячьи светлыми глазами» – из самой гущи из народа, мужик основательный, привязанный к хозяйству.

Описание Челкаша отличается динамикой: он не закреплен за конкретным местом, рассчитывает только на свои силы, поэтому постоянно собран, как зверь перед прыжком. Даже его имя – Гришка – звучит уничижительно. Но принцип антиномии, сохраняя свою активность на протяжении всего сюжета, постепенно переворачивает полюса авторской и читательской оценки.

У Горького важны детали. Например, море вызывает в Челкаше «широкое, теплое чувство», очищая душу «от житейской скверны», он видит себя «лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену». Есть и лирическая деталь: «за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы».

Гаврила же – персонаж оседлого образа жизни, устоявшихся привычек; он тяжел на подъем, его мысль оживляется только с появлением перспективы выгоды или удовольствий. Гаврила и моря боится, и рискового «дела», а всё его добродушие идет не от простоты характера, а от желания понравиться – на всякий случай. Как только речь пойдет о выгоде, именно он становится настоящим хищником, способным ограбить и даже убить напарника. Он недоверчив, подозрителен и жаден до денег – за «пятитку» душу продаст.

Выходцы из одной социальной среды, герои разительно отличаются речью. Челкаш использует грубые раздраженные фразы, резкие выражения, но речь его грамотна и имеет философское содержание. А Гаврила изъясняется просторечиями, и все его разговоры сводятся к материальным «благам» и хозяйской власти над теми, кто ниже его.

Самые существенные расхождения позиций намечаются по вопросу смысла жизни и свободы. Для Гаврилы смысл жизни и свобода – это деньги: «…Сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, – первое дело! Гуляй знай как хошь, бога только помни...». В глазах крепкого мужика Гаврилы Челкаш имеет невысокую цену: он из «несчастного народу на свете!.. Шатающих...», землю и крестьянство оставил – и за это мается. Гавриле свойственна «полная готовность подчиняться»; «ему хотелось, чтобы хозяин воротился скорее», «хотелось сказать, что-нибудь приятное своему хозяину». А уважает он только силу, рисковую натуру и независимость босяка, потому что сам цепями прикован к земле.

Челкаш о боге речь не заводит, но и души своей он не загубил кровопролитием. Манеры босяка исполнены достоинства, гордости и стремления быть «выше» окружающих. Челкаш отвергает деньги. Они для него – бумажки. Он отвергает семью и уют. В повествовании упоминается, что его отец был одним из знатных богатеев в деревне, однако сытой жизни Григорий предпочел бродяжничество. Как у подлинного романтика, у Челкаша нет ясной формулы свободы, но «самолюбие бесшабашного удальца» сочетается в нем с желанием иметь свое «лицо», чтобы можно было «от всякого требовать уважения к тебе…» не из-за тугого кошелька. Деньги, чуть не стоившие ему жизни, он с презрением сунул в лицо душегубу Гавриле.

Реализм представляется неоднозначным отношением автора к главному герою. Горький не относит Челкаша ни к положительным, ни к отрицательным героям, лишь повествует о жизни одного из босяков. Сама конструкция рассказа есть признак реализма, так как рассказ является одним из основных жанров этого стиля. Повседневность Челкаша – кражи и контрабанда, составляют картину его обыденной жизни, быта, то есть реальности глазами контингента бунтарей, идущих против установленных правил.

Однако произведение не состоит из одного лишь описания одного из дел Григория, немалую часть занимают мысли Челкаша, раскрытие его внутреннего мира, характерные для романтизма и его отвлечённости, абстрактности. Как и многие другие произведения Горького, «Челкаш» начинается с романтического пейзажа: «потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море». Морской пейзаж отображает внутреннее состояние главного героя, вторит ему, а также помогает понять сущность Челкаша. С одной стороны, море отражает личность героя, что свойственно произведениям реализма, с другой стороны, оно показывает настроение того, кто наблюдает в белоснежной пене и солёных волнах своё отражение, что является признаком романтизма. Море и ветер как идеальные символы свободы родственны мятежному духу босяка, и не случайно «его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной свободной и мощной».

В данном случае и море, и небо – это символы свободы, неудержимой стихии, именно поэтому здесь они в конечном итоге и сливаются воедино. Изменения в описании моря и неба предвещают повороты сюжета. Кроме того, образ моря в данном рассказе также характеризует натуру главного героя: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тѐмной широты, бескрайной, свободной и мощной». Но если Челкаша море завораживает, то его подельника, напротив, пугает: «…в отверстие между стеной и бортом <…> видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей». Когда герои возвращаются обратно, нагруженные мешками, и небо, и море уже другие: «Теперь небо уже не походило на взволнованное море – тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом <…> А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше».

Большой любви к людям нет в босяке Челкаше, который на первый взгляд был романтичнее крестьянина Гаврилы, но в его портрете и манере поведения подчеркнуты черты хищника. У Челкаша и Гаврилы было разное понимание свободы: для Гаврилы она связана с желанием стать хозяином на своей земле, а для Челкаша, обуянного гордыней,– с разрывом связей и с землей, и с людьми. В этом рассказе вор и бездельник предстает в романтическом ореоле.

Итак, в ранних произведениях Горького наблюдается своеобразное переплетение двух художественных методов – романтизма и реализма. Подобный прием помогает писателю, с одной стороны, возвысить своих героев, наделенных романтическими атрибутами безмерного стремления к свободе над несовершенной действительностью, а с другой, - установить их связь с реальным миром.

Список литературы

1. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т.3. Рассказы. М.: Гослитиздат, 1950. 536 с.

2. Игнатов И. Философия босячества (у Ришпена и Горького) // Максим Горький: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. С. 315-325.

3. История романтизма в русской литературе. М.: Наука, 1979. 382 с.

4. Калашников А.А. Максим Горький и герои его ранних рассказов. Минск: БГУ, 2012. 168 с.

5. Спиридова Л.М. М. Горький: Новый взгляд. СПб.: ИМЛИ РАН, 2014. 264 с.

6. Фесенко Э.Я. О романтическом герое Максима Горького: к истории вопроса // Вестник Северного федерального университета. 2018. № 3. С. 140-145.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: