Музыка эпохи Возрождения




Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами. В Италииновой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV веке, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных наци- ональных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в преды- дущие столетия.

К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы.

 

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance), — поворотный момент в истории культуры европейских народов. Деятели Возрождения признавали человека — его благо и право на свободное развитие личности — высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название "гуманизм" (от лат. humanus — "человеческий", "человечный"). Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление "возродить" античную культуру дало имя целой эпохе — Возрождению, периоду между Средневековьем и Новым временем.

В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принад- лежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. "полис" -- "многочисленный" и "фоне" -- "звук", "голос").

Полифония — это многоголосие, в котором все голоса равно-правны. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и слож- ным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуоз- ного мастерства. Существовало два типа полифонии: имитационная (от слова имитация — звукоподражание) и контрастная (от слова контраст — противоположность).

В имитационной полифонии все голоса повторяют одну и ту же мелодию, но в разное время, как эхо. В контрастной полифонии у всех голосов разные мелодии. Примером имитационной поли-фонии может служить знаменитое "Эхо" Орландо Лассо.

 

Орландо Лассо – один из самых выдающихся представителей нидерландской полифонической школы. Родился в Бельгии, жил в Ита- лии, Англии и Франции. Последние 37 лет жизни, когда имя его было известно уже во всей Европе, руководил придворной капеллой в Мюнхене. Он создал более 2000 вокальных произведений как цер- ковного, так и светского характера.

«Эхо» написано для двух четырехголосных хоров. Первый хор задает вопросы, второй хор отвечает ему словно эхо. Впечетляющий художественных эффект эхо достигается путем повторения piano одним хором коротких фраз другого хора.

Мотет - (от фр. mot - слово) - игра слов. В эпоху Возрождения мотет сочинялся чаще всего по правилам имитационной полифонии. Мотет сочиняли обычно на какую-нибудь популярную мелодию, чаще всего на мелодию григорианского хорала или на какую-нибудь модную в то время песню. Мотеты были очень популярны в эпоху Возрож- дения: они сочинялись даже не десятками, а сотнями! Сама форма мотета главенствовала музыке эпохи Возрождения. На ее основе сочинялись и другие произведения. Самыми крупными были мессы.

Месса - главное богослужение католической церкви. Так же назы- вается и большое хоровое произведение, исполняемое во время этой службы. Задача композитора при сочинении мессы следующая: при- думать несколько разных мотетов на одну и ту же тему — cantus firmus. Традиции музыкального сопровождения мессы начали фор-мироваться одновременно с обрядами католической церкви — в сере- дине XI столетия. К XIII-XIV вв. сложились главные песнопения. Они исполняются как церковным хором, так и прихожанами; каждое звучит в строго определенном месте службы. Месса состоит из двух частей. В каждой части по три песнопения.

Первая часть: "Kyrie eleison" (Господи, помилуй!). Gloria in ex-celsis Deo" (Слава в вышних Богу). "Credo" (Верую).

Вторая часть: "Sanctus" (Свят). "Benedictus" (Благословен).

"Agnus Dei" (Агнец Божий).

Все песнопения исполняются на латыне, и только "Kyrie eleison" – на древнегреческом языке.

 

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — выдающийся мастер полифонии, один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Родился в итальянском городе Палестрина, по названию которого и получил фамилию. С детства Палестрина пел в церковном хоре, а по достижении зрелого возраста был приглашен на должность капельмейстера (руководитель хора) в соборе Святого Петра в Риме; позже служил и в Сикстинской капелле (придворная часовня Папы Римского). Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощуще- нием. Созданные им произведения поражали современников как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов). Сложность музыки никогда не служила преградой для ее восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощренностью композиций и доступностью их для слушателя. Основную творческую задачу Палестрина видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение.

Каждый голос в его песнопениях развивается самостоятельно, но при этом образует единое целое с остальными, и нередко голоса складываются в поразительные по красоте сочетания аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными, обрисовы- вая "купол" многоголосия; все голоса отличаются плавностью и развитостью. Искусство Джованни да Палестрины музыканты следу- ющего поколения считали образцовым, классическим. На его сочине- ниях учились многие выдающиеся композиторы XVII – XVIII вв.

В 1577 году на заседании Триденсткого Собора католические священнослужители рассматривали вопрос - оставить или запретить исполнение полифонической музыки в церкви. Большинство епископов было за запрет. По их мнению, писать музыку нужно было как можно проще и яснее, чтобы верующие могли расслышать латинский молитвенный текст. И тогда Палестрина написал "Мессу папы Мар-челло". Когда епископы послушали, они согласились, что такую музыку запрещать нельзя. Таким образом, Палестрина "спас" поли-фоническую музыку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: