Можно ли спастись без водного крещения?




«Наша беда состоит в том, что мы усложняем библейское христианство человеческими преданиями, думая, что таким образом мы упрощаем понимание его истин» Автор

Практика христианской жизни показывает, что отстаивание небиблейских учений, даже под благовидным предлогом, всегда оборачивается плохими последствиями. Одним из таких учений стало весьма распространенное в протестантском мире понятие, согласно которому нельзя спастись без водного крещения. Сторонники этой позиции утверждают, что в противном случае водное крещение теряет смысл, и человек будет все время его откладывать, а то и вообще от него откажется.

Данная проблема имеет место, но ни в коем случае нельзя (да и не получится) решить ее путем отхода от библейских позиций. Авторы учения о том, что водное крещение есть рождение свыше, не понимают, что подобная позиция неизбежно ведет к православно-католическому взгляду на водное крещение. Согласно этому взгляду, водное крещение есть необходимое для спасения церковное таинство (а значит спасение находится в руках церкви и дается ею, а не Самим Христом), Христос крестился, чтобы освятить воду, и погружение в эту освященную воду духовно возрождает человека. Это на первый взгляд безобидное учение по сути своей является языческим и кощунственным, ибо во-первых, делает ненужной пролитие Христовой Крови (ведь для спасения якобы достаточно освященной воды), а во-вторых, полностью исключает понятие сознательной веры и раскаяния, необходимость которых всегда подчеркивалась Библией. Вот почему в православно-католической традиции водное крещение доступно для младенцев: согласно их понятию, человека спасает вода, а не вера, а потому достаточно окунуться в освященную воду – и ты уже возрожденный христианин.

Древние израильтяне всегда подчеркивали, что они обрезанные, не учитывая, что обрезание – это не магический обряд, а печать веры (Рим. 4:11-12; 2:25-29 ср. Иер. 9:26). Подобно этому сегодня многие христиане судят о принадлежности, например, своих детей к Церкви на основании того, что те приняли крещение, в то же время отрицая какое-либо право на спасение для некрещенных. Этот небиблейский взгляд на водное крещение сделал его самоцелью, в то время как Библия рассматривает водное крещение лишь как внешний символ обновления Духом Святым. Иоанн Креститель, апостол Петр и Сам Христос подтверждают нам, что водное крещение уступает крещению Духом Святым, являясь его символом и свидетельством перед миром (Мат. 3:11; Деян. 10:47). В своем послании апостол Петр подтверждает высказанную им в книге Деяний мысль, что никто не может запретить водное крещение тем, кто крещен Святым Духом: он говорит, что водное крещение – это засвидетельствованное перед небом и землей обещание доброй совести и спасает оно не само по себе, а только воскресением Иисуса Христа и только тех, кто свое обещание выполняет (1 Пет. 3:21).

Некоторые усматривают идею возрождения через водное крещение в словах Христа «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), однако для нас весьма очевидно, что Христос говорит не о буквальной воде, а о воде Своего Слова. От Слова Божьего слышание, а от слышания – спасающая сознательная вера (Рим. 10:17). Некоторые люди искажают смысл слов Христа в Мк. 16:16, утверждая, что «кто не будет веровать и креститься – осужден будет», но так не написано. Греческое слово βαπτιζω означает, во-первых, «погружать, окунать», а во-вторых «крестить по вере». Таким образом, Христос говорит, что всякий, кто будет веровать и креститься по вере, будет спасен, а всякий, кто не будет веровать, будет осужден, даже если он будет креститься, но будет делать это без веры. Поражает то, что сторонники учения о возрождении через водное крещение постоянно цитируют этот стих в доказательство своей позиции, хотя он доказывает как раз обратное.

Весьма нелепо выглядят споры о том, будет ли спасен человек, которому по какой-то субъективной причине не дали крещение или который решился на него, но просто не дожил. Слава Господу, что Он Сам решает вопросы спасения человека, и не вверяет их нам – постоянно ошибающимся и неуклюжим людям! Если человек имел веру, действующую любовью, то он может быть спасен независимо от водного крещения, и Павел говорит это, выдвигая для спасения лишь веру и исповедание (Рим. 10:9-10). Практическое подтверждение данной идеи – разбойник на кресте, спасение которого не было исключением, как учат многие, а полностью вписывалось в евангельские критерии: он уверовал, что Иисус-Спаситель умрет и воскреснет и исповедал Его Своим Господом.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что к водному крещению надо относиться легкомысленно, я лишь пытаюсь объяснить, что без веры и духовного роста водное крещение не принесет нам больше пользы, чем простое купание. Каждый, принимающий водное крещение должен сознавать, что этим он свидетельствует о том, что ранее он был возрожден Духом Святым. Поэтому всякому, принимающему крещение Бог говорит: «Смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные… Если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь » (Зах. 3:4, 7). Спасение человека – это исключительно компетенция Бога, и в Его формулу спасения не может быть включено ничего, что зависит от людей, которые могут ошибаться. Все же обряды, совершаемые людьми, в том числе и водное крещение, приобретают ценность только через веру во Христа и проявление плодов Святого Духа. Такой подход полностью изменяет наш подход к водному крещению: этот прекрасный обряд перестает быть для нас каким-то сказочным моментальным и единоразовым превращением, и становится ответственным заявлением окружающему миру о том, что сделал с нами Бог.

Максим Нестеренко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: