«Наша беда состоит в том, что мы усложняем библейское христианство человеческими преданиями, думая, что таким образом мы упрощаем понимание его истин» Автор |
Практика христианской жизни показывает, что отстаивание небиблейских учений, даже под благовидным предлогом, всегда оборачивается плохими последствиями. Одним из таких учений стало весьма распространенное в протестантском мире понятие, согласно которому нельзя спастись без водного крещения. Сторонники этой позиции утверждают, что в противном случае водное крещение теряет смысл, и человек будет все время его откладывать, а то и вообще от него откажется.
Данная проблема имеет место, но ни в коем случае нельзя (да и не получится) решить ее путем отхода от библейских позиций. Авторы учения о том, что водное крещение есть рождение свыше, не понимают, что подобная позиция неизбежно ведет к православно-католическому взгляду на водное крещение. Согласно этому взгляду, водное крещение есть необходимое для спасения церковное таинство (а значит спасение находится в руках церкви и дается ею, а не Самим Христом), Христос крестился, чтобы освятить воду, и погружение в эту освященную воду духовно возрождает человека. Это на первый взгляд безобидное учение по сути своей является языческим и кощунственным, ибо во-первых, делает ненужной пролитие Христовой Крови (ведь для спасения якобы достаточно освященной воды), а во-вторых, полностью исключает понятие сознательной веры и раскаяния, необходимость которых всегда подчеркивалась Библией. Вот почему в православно-католической традиции водное крещение доступно для младенцев: согласно их понятию, человека спасает вода, а не вера, а потому достаточно окунуться в освященную воду – и ты уже возрожденный христианин.
Древние израильтяне всегда подчеркивали, что они обрезанные, не учитывая, что обрезание – это не магический обряд, а печать веры (Рим. 4:11-12; 2:25-29 ср. Иер. 9:26). Подобно этому сегодня многие христиане судят о принадлежности, например, своих детей к Церкви на основании того, что те приняли крещение, в то же время отрицая какое-либо право на спасение для некрещенных. Этот небиблейский взгляд на водное крещение сделал его самоцелью, в то время как Библия рассматривает водное крещение лишь как внешний символ обновления Духом Святым. Иоанн Креститель, апостол Петр и Сам Христос подтверждают нам, что водное крещение уступает крещению Духом Святым, являясь его символом и свидетельством перед миром (Мат. 3:11; Деян. 10:47). В своем послании апостол Петр подтверждает высказанную им в книге Деяний мысль, что никто не может запретить водное крещение тем, кто крещен Святым Духом: он говорит, что водное крещение – это засвидетельствованное перед небом и землей обещание доброй совести и спасает оно не само по себе, а только воскресением Иисуса Христа и только тех, кто свое обещание выполняет (1 Пет. 3:21).
Некоторые усматривают идею возрождения через водное крещение в словах Христа «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), однако для нас весьма очевидно, что Христос говорит не о буквальной воде, а о воде Своего Слова. От Слова Божьего слышание, а от слышания – спасающая сознательная вера (Рим. 10:17). Некоторые люди искажают смысл слов Христа в Мк. 16:16, утверждая, что «кто не будет веровать и креститься – осужден будет», но так не написано. Греческое слово βαπτιζω означает, во-первых, «погружать, окунать», а во-вторых «крестить по вере». Таким образом, Христос говорит, что всякий, кто будет веровать и креститься по вере, будет спасен, а всякий, кто не будет веровать, будет осужден, даже если он будет креститься, но будет делать это без веры. Поражает то, что сторонники учения о возрождении через водное крещение постоянно цитируют этот стих в доказательство своей позиции, хотя он доказывает как раз обратное.
Весьма нелепо выглядят споры о том, будет ли спасен человек, которому по какой-то субъективной причине не дали крещение или который решился на него, но просто не дожил. Слава Господу, что Он Сам решает вопросы спасения человека, и не вверяет их нам – постоянно ошибающимся и неуклюжим людям! Если человек имел веру, действующую любовью, то он может быть спасен независимо от водного крещения, и Павел говорит это, выдвигая для спасения лишь веру и исповедание (Рим. 10:9-10). Практическое подтверждение данной идеи – разбойник на кресте, спасение которого не было исключением, как учат многие, а полностью вписывалось в евангельские критерии: он уверовал, что Иисус-Спаситель умрет и воскреснет и исповедал Его Своим Господом.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что к водному крещению надо относиться легкомысленно, я лишь пытаюсь объяснить, что без веры и духовного роста водное крещение не принесет нам больше пользы, чем простое купание. Каждый, принимающий водное крещение должен сознавать, что этим он свидетельствует о том, что ранее он был возрожден Духом Святым. Поэтому всякому, принимающему крещение Бог говорит: «Смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные… Если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь » (Зах. 3:4, 7). Спасение человека – это исключительно компетенция Бога, и в Его формулу спасения не может быть включено ничего, что зависит от людей, которые могут ошибаться. Все же обряды, совершаемые людьми, в том числе и водное крещение, приобретают ценность только через веру во Христа и проявление плодов Святого Духа. Такой подход полностью изменяет наш подход к водному крещению: этот прекрасный обряд перестает быть для нас каким-то сказочным моментальным и единоразовым превращением, и становится ответственным заявлением окружающему миру о том, что сделал с нами Бог.
Максим Нестеренко