Типовая руководящая документация.




Лекция № 11 / 8 семестр

Тема: Структура и содержание действующей нормативно-технической базы по поддержанию летной годности ВС.

Время: 2 часа.

Учебные вопросы: 1. Типовая руководящая документация.

Пономерная документация.

Типовая руководящая документация.

Типовая руководящая документация включает документы, которыми экипажи и инженерно-технический состав (ИТС) руководствуются при технической эксплуатации и обслуживании ВС данного типа (рис. 1). Она разрабатывается организациями авиационной промышленности и ГА на основании Программы технического обслуживания и ремонта самолетов ГА (ГОСТ 28056-89) и принимается к руководству после утверждения или ввода в действие документами госавиаслужбы.

Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) содержит правила самолетовождения на всех этапах полета, правила полетов в различных условиях и особых ситуациях, указания по эксплуатации силовых установок и бортовых систем на земле и в полете, порядок взаимодействия членов экипажа со службой управления воздушным движением.

Руководство (инструкция) по технической эксплуатации (РТЭ) включает все указания, необходимые для ТО, выполнения работ по замене агрегатов, регулировочных и других работ на ВС.

Регламент и Технологические указания по ТО определяют объекты обслуживания, объемы, периодичность и порядок выполнения работ в процессе эксплуатации ВС.

Руководство (технология) по ремонту определяет требования по выполнению всех видов ремонтных работ, выполняемых на ВС как в условиях ремонтного, так и эксплуатационного авиапредприятия.

Альбом основных сочленений и ремонтных допусков и Каталог деталей и сборочных единиц относятся к номенклатуре ремонтной документации, однако, в процессе технической эксплуатации при выполнении работ по текущему ремонту, подбору деталей и узлов и составлении заявок на них в эксплуатационных предприятиях возникает необходимость в руководстве данными документами.

Бюллетени промышленности определяют работы (доработки), связанные с устранением конструктивных и производственных недостатков, а также введением конструктивных улучшений АТ.

Ведомости запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) устанавливают номенклатуру, назначение и количество их, необходимое для ТОиР ВС, Нормы расхода запасных частей и материалов регламентируют наличие в предприятии и запросы по годовым заявкам обоснованного количества агрегатов и расходных материалов. По ним постоянно корректируются перечни ЗИП.

Разработка типовой документации для отечественных ВС военного и гражданского назначения регламентируется в настоящее время стандартами:

- «ГОСТ 18675-79. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее»;

- «ГОСТ 28056-89. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание программы ТО и ремонта».

Указанные стандарты содержат значительное количество не увязанных между собой требований к разработке и поставке эксплуатационных и ремонтных документов. Так, в ГОСТ 18675-79 изложены требования о разработке регламента технического обслуживания ВС, который должен поставляться с каждым образцом ВС, а ГОСТ 28056-89 требует от разработчика ВС создания программы ТОиР, которая в значительной степени дублирует содержание регламента и подлежит сертификации. Кроме того, ГОСТ 18675-79 остался по существу на уровне первых редакций спецификации АТА-100, положенной в его основу, в то время как за рубежом подходы к построению, разработке и оформлению ЭД и РД получили существенное развитие.

Не решены также вопросы трансформации номенклатуры и содержания ЭД и РД (в частности, руководств по технической эксплуатации и по ремонту) с учетом внедрения эксплуатации по техническому состоянию, изменения условий поставки ВС, изменения системы государственного регулирования деятельности авиационной промышленности и эксплуатантов гражданской и военной авиационной техники.

 

Рис. 1. Типовая руководящая документация

Принципиальные недостатки указанных стандартов, обуславливающие необходимость их пересмотра в современных условиях, можно обобщить следующим образом:

Ø изложение единых (уже устаревших) требований к военной и гражданской ЭД и РД при существенно изменившихся принципах разработки, сертификации, изготовления и поставки этих документов в ГА;

Ø отсутствие четкой целевой направленности программы ТОиР, дублирование содержания программы ТОиР и регламента ТО;

Ø избыточность требований к объему информации, включаемой в программу ТОиР;

Ø отсутствие четкой регламентации в рассматриваемых стандартах

порядка сертификации ЭД и РД.

Пономерная документация

Пономерная документация (рис. 2.) заводится на авиационную технику и все изделия, идущие на ее комплектацию, имеющие заводские номера.

При выполнении полетов над территорией Украины и по международным воздушным линиям на борту ВС должны находиться бортовые документы: Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Украины. Удостоверение (Сертификат) о годности гражданского воздушного судна Украины к полетам, Бортовой журнал, Санитарный журнал, а также Задание на полет, Справка о работе АТ в рейсе, сопроводительные ведомости, центровочные графики, схемы пробивания облачности и захода на посадку, штурманский бортовой журнал, Бюллетень погоды, Контрольная карта и другие полетные документы. ВС, проходящие заводские и государственные испытания, при выполнении полетов должны иметь временные Удостоверения (Сертификаты) о годности к полетам, выдаваемые заводами Свидетельство государственной регистрации гражданского ВС выдается госавиаслужбой министерства транспорта Украины в соответствии с Правилами, установленными в Украине.

Удостоверение о годности ВС к полетам в настоящее время заменяется на «Сертификат летной годности экземпляра ВС». При сертификации экземпляра ВС преследуются следующие основные цели:

1. Определение степени соответствия конструкции и характеристик экземпляра воздушного судна его типовой конструкции. Это главная цель сертификации, которая соответствует определению сертификата летной годности, приведенному в Воздушном кодексе Украины.

2. Контроль соблюдения условий эксплуатации и применения экземпляра воздушного судна, которые зафиксированы в его эксплуатационной документации. Например, при продлении ресурса и срока службы указываются условия их отработки и нарушение этих условий недопустимо.

3. Контроль выполнения директив летной годности и других нормативных документов в части поддержания летной годности.

 

Рис. 2. Пономерная документация

 

Таким образом, выдаваемый сертификат летной годности – это документ, удостоверяющий соответствие экземпляра ВС типовой конструкции и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации данного экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.

Под типовой конструкцией при этом понимается конструкция типа ВС (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям летной годности и охране окружающей среды удостоверено Сертификатом типа (Аттестатом о годности к эксплуатации).

Содержание требований к экземпляру ВС, выполнение которых обеспечивает соответствие конструкции и характеристик гражданского ВС его типовой конструкции, изложено в документах ГС ГА. Требования направлены на проведение государственного контроля за летной годностью каждого экземпляра ВС ГА, зарегистрированного в Государственном реестре Украины.

К числу основных требований относятся, например, следующие:

· действующая эксплуатационная документация экземпляра ВС должна содержать все изменения и дополнения (включая и изменения типовой конструкции);

· судовые документы экземпляра ВС должны соответствовать требованиям нормативных документов ГС ГА Украины;

· конструкция экземпляра ВС должна иметь назначенные ресурс и срок службы, достаточные для продолжения его безопасной эксплуатации для установленных (в действующей эксплуатационной документации) условий эксплуатации и в течение срока, который будет указан в сертификате летной годности на экземпляр ВС;

· на конструкции экземпляра ВС должны быть выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные его действующей эксплуатационной документацией, бюллетенями и другими документами ГС ГА, если сроки исполнения этих работ истекли на дату подачи заявки на сертификацию экземпляра ВС;

· в конструкции экземпляра ВС в процессе отработки назначенного(межремонтного, до первого капитального ремонта) ресурса и (или) срока службы должны быть заменены детали и элементы с ограниченным ресурсом согласно действующей эксплуатационной документации, бюллетеням и другим документам госавиаслужбы министерства транспорта Украины.

Бортовой журнал вводится для регистрации результатов контроля технического состояния и оформления приема и передачи ВС. Бортовой журнал ведется бортинженером (бортмехаником) или пилотом. Контроль за правильностью ведения журнала осуществляет ведущий инженер АТБ, а также руководящий инженерный состав базы и летного подразделения, которые заносят результаты проверки в соответствующий раздел журнала.

Санитарный журнал ведется медицинским персоналом предприятия, обеспечивающим надзор за внутренним санитарным состоянием ВС.

Пономерными документами, учитывающими наработку и техническое состояние ВС, двигателей и установленных на них агрегатов, являются формуляры и паспорта. Они выдаются заводом-изготовителем на каждое изделие АТ и являются его принадлежностью.

Формуляр и паспорт являются документами, удостоверяющими, что АТ изготовлена в соответствии с действующей технической документацией и принята специалистами по техническому контролю Изготовителя и представителя Заказчика.

В формуляре ВС приводятся основные технические данные, необходимые для эксплуатации ВС, помещены те особенности, которые относятся к данному экземпляру ВС и которые необходимо учитывать при эксплуатации и ремонте; перечислены агрегаты и приборы, входящие в состав планера, ресурсы и сроки службы которых равны, выше или ниже установленных для ВС. Имеются сведения о приемке ВС от предприятия-изготовителя.

Учет работы ВС ведут в формуляре по первичным данным (по карточкам учета ресурса и справкам о работе авиационной техники в полете) по каждому рейсу (полету) ежедневно. Итоги наработки подводятся за месяц и год.

Кроме того, в формуляр вносят сведения о движении ВС в эксплуатации в случае его передачи из эксплуатирующей организации в другую:

- о выполнении регламентных работ, доработок и осмотра по бюллетеням и указаниям;

- о работах, связанных с ремонтом планера и систем ВС в процессе эксплуатации; о рекламациях, предъявленных предприятиям-изготовителям; о ремонтах, проводимых ремонтными предприятиями; контрольных полетах; контроле состояния ВС и его систем инспектирующими лицами.

Формуляр двигателя имеет большинство разделов, по назначению и содержанию аналогичных разделам формуляра ВС. В нем фиксируются параметры, получаемые при контрольных проверках работы двигателя на земле и в воздухе после выполнения регламентных и регулировочных работ, а также после замены агрегатов и в ряде других случаев. Учет времени работы двигателя ведется по режимам его работы.

Требования к структуре и порядку ведения формуляров ВС и двигателя установлены ГОСТ 27692-88 «Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание формуляров».

Паспорта и этикетки заводятся: на изделия, идущие на комплектацию авиационной техники (самолеты, вертолеты, двигатели, ВСУ, планеры, тренажеры, наземные средства контроля, учебные классы); средства наземного обслуживания; контрольно-проверочную аппаратуру (КПА) специзделий; модули двигателя.

Решение о составлении паспорта или этикетки на конкретное изделие, имеющее заводской номер, принимает Разработчик по согласованию с представителем Заказчика.

Требования к структуре и порядку ведения паспортов и этикеток установлены ГОСТ 27693-88 «Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение. Изложение, оформление и содержание паспортов и этикеток». В паспортах фиксируется движение изделий и итоговые сведения, характеризующие его состояние при снятии в ремонт или на хранение.

В случаях, когда формуляр (паспорт) полностью использован, заводят его продолжение. Слово «продолжение» пишется на титульном листе нового формуляра (паспорта), а на титульном листе использованного записывается:

«Заведено продолжение (дата)». В продолжении заносят все итоговые данные из основного формуляра (паспорта), а также все основные сведения о ВС (двигателе, агрегате), после чего производятся текущие записи. Продолжение формуляра является обязательным приложением к использованному, без которого оно не имеет силы официального документа. Формуляр (паспорт) уничтожается по акту через год после списания АТ. В тех случаях, когда АТ, формуляр (паспорт) которой утрачен, пригодна к эксплуатации, на нее заводится дубликат формуляра (паспорта).

Выдавать дубликат формуляра на ВС и двигатель могут только главные инженеры управлений после расследования факта утери, наказания виновных и проверки технического состояния АТ. Дубликат формуляра (паспорта) на агрегат выдается главным инженером АТБ или ремонтного предприятия.

Формуляры и паспорта хранятся в служебном помещении ПДО АТБ.

Ответственным за правильное ведение формуляров и паспортов является лицо, обслуживающее самолет (двигатель), или техник ПДО по учету самолетно-моторного парка, а при хранении и транспортировке – лицо, ответственное за хранение и транспортирование.

Формуляры (паспорта) должны находиться на борту ВС во время его перегонки для передачи в другое эксплуатационное предприятие, при направлении в ремонт, на переоборудование, доработку и при возвращении к месту постоянного базирования, а также при перегонке ВС в другое эксплуатационное предприятие для выполнения периодического вида ТО.

Помимо формуляров и паспортов заводы-изготовители выдают таблицу нивелировочных данных, тарировочные графики регистраторов режимов полета.

Формуляр силовых элементов планера (карту прочности) выдает завод ГА после первого ремонта ВС. Ведет формуляр инженер лаборатории диагностики или ведущий инженер технического отдела АТБ, который вносит в него необходимые сведения в случае каких-либо повреждений или поломок силовых элементов конструкции ВС, допущенных в процессе эксплуатации.

«Паспорт коррозионного состояния самолета (вертолета)» (Приложение 4) введен в ГА Указанием госавиаслужбы министерства транспорта Украины в целях усиления контроля за техническим состоянием ВС в процессе эксплуатации путем оценки эффективности мероприятий по выявлению и устранению коррозионных дефектов. Ведение «Паспорта» осуществляется в соответствии с «Технологической инструкцией по ведению паспорта коррозионного состояния самолета (вертолета)», а также руководствуясь требованиями регламентов ТО и технологических указаний по выявлению и удалению коррозионных повреждений и восстановлению ЛКП с учетом обязательного использования соответствующих инструкций Наличие и правильность ведения пономерной документации контролируют инженеры ОТК, а бортовой документации – летный инспекторский состав, при этом перечень пономерной документации, которую содержат на борту ВС в полете, определяется Наставлением по производству полетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: