МЫШЛЕНИЕ
Наряду с сенсорной информацией об окружающей среде, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях действительности, причём эти знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем исключительно чувственного познания. Строение атома и существование элементарных частиц, аксиомы геометрии и основные принципы логики, характер математических, физических, биологических и психологических законов - все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу или виду познавательной деятельности - мышлению.
Мышление - это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, знаково (вербально) опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.
Сергей Леонидович Рубинштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности.
Более узкое определение: это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения.
С помощью мышления человек формирует знания о мире не путем непосредственных впечатлений, но опосредованно, на основе уже имеющихся данных чувственного опыта, согласно законам и принципам определенного языка, в рамках той или иной языковой модели. Высшие специфически человеческие формы мышления неразрывно связаны с языком, с конкретными знаковыми системами и являются вербально опосредованными.
Мышление понимается как высший уровень психического отражения действительности; оно выходит за пределы чувственного опыта, сохраняя при этом тесную, неразрывную связь с ним. Основное отличие мыслительной деятельности от чувственного познания в том, что мышление абстрагируется от единичного и выделяет в объектах и явлениях самое общее, регулярно повторяющееся и существенное.
|
Основная единица, или «молекула» мышления - мысль представляет особое когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «сходство - различие», «причина - следствие», «действительное - возможное».
В непрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование и др.), которые мышление порождает, но, тем не менее, целиком к ним не сводится.
Орудием мыслительной деятельности является язык и другие системы знаков. Знаковые средства используются для осуществления основных операций мышления - абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации и др. Речь (преимущественно, внутренняя) выступает в качестве важнейшего инструмента и способа организации человеческого мышления на высших стадиях его развития.
Функции мышления.
· установление всеобщих взаимосвязей,
· понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений,
· обобщение свойств однородной группы явлений,
· выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.
Формы мышления.
Понятие - мысль, отражающая существенные, т.е. выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закреплённые в термине (словом или группой слов).
|
Его объёмом являются все те мысли, которые содержат существенные, самые важные для практики, свойства предметов, явлений, процессов. Причем выяснить, насколько важны те или иные свойства, можно только в результате научного исследования.
Псевдопонятия похожи на понятия, они формируются согласно тем же законам, что и понятия. Нередко они выступают вместо понятий. Но, в отличие от последних, псевдопонятия возникают в ходе обычной житейской практики.
Понятия (псевдопонятия) объединяются в суждения.
Суждение (= высказывание) - мысль, выражающая связь между понятиями (псевдопонятиями). Суждение представляет собой повествовательное предложение, оно может быть истинным или ложным.
Например, мой кот Васька - умный. Это истинное высказывание.
Умозаключение - умственное действие, совершаемое в соответствии с присущими индивидуальному сознанию правилами, которые во многом совпадают с правилами и законами логики.
Например, 1. Все коты - умные. 2. Мой Васька - кот. 3. Следовательно, Васька умный.
Умозаключения позволяют получить новые суждения из уже известных. В приведённом примере высказывания 1 и 2 приводят к третьему высказыванию.
Операции мышления
Основные, исходные операции мышления те же самые, что и основные операции воображения: анализ и синтез.
· анализ (от греч. analysis - разложение) - расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).
|
· синтез (от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).
На основе этих операций строятся все остальные, более сложные операции мышления:
· сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.
· абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) (абстракция) - форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; абстрагирование противопоставляется конкретизации.
· обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.
· классификация (от лат. classis - разряд - класс и...фикация), - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
· аналогия (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, но сходный по свойствам и качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Рассуждения по аналогии не обладают доказательной силой, они могут быть ошибочными, несмотря на все усилия, затраченные на то, чтобы рассуждения были корректными; однако такие рассуждения имеют эвристическую ценность.
Мышление в соотношении с психологией деятельности
Согласно теории Алексея Николаевича Леонтьева, мышление как процесс неразрывно связан с деятельностью личности, с ее мотивацией, способностями и др. параметрами. На каждой стадии психического развития человек осуществляет мыслительные акты, исходя из уже сложившихся мотивов, способностей, установок и целей. В то же время, все указанные образования развиваются, перестраиваются и вступают в новые системные связи благодаря усложнению мыслительной деятельности.
Последователь Льва Семёновича Выготского, — Пётр Яковлевич Гальперин в своей концепции поэтапного формирования умственных действий одновременно показал деятельностную природу понятийного мышления и роль вербального опосредования в становлении этой высшей психической функции. Из этой концепции следует, что все понятия и мыслительные операции складываются на основе действий, которые первоначально выполняются во внешнем материальном плане, с опорой на внешние наглядные схемы и ориентиры. Затем они переходят в план громкой социализированной речи, после чего в результате постепенной интериоризации сокращаются, лишаются звукового сопровождения и становятся внутренними свернутыми действиями.