Фамилия, инициалы учителя _________________________________ Дата ______________
Предмет _____________________________ Школа ___________ Класс_____________
Компетентность (педагогическая способность) | Индикаторы компетентности | Оценка ("+" или "-") |
I. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении | 1. Оценивание продвижения ученика на уроке: а) контролируются отдельные слабые (сильные) обучающиеся; б) требуется ответ от конкретных обучающихся для оценивания; в) обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе обучающихся | |
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала | 2. Использование приемлемого письменного объяснения: а) записи для обучающихся четкие; б) прочтение записей правильное; в) техника языка правильная; г) использование языка правильное. 3. Использование приемлемого вербального объяснения: а) дикция способствует пониманию речи учителя; б) подача материала (объем / скорость) нормальная; в) устная речь правильная; г) произношение правильное. 4. Демонстрация владения учебным предметом: а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна; б) комментарии и реакции на вопросы обучающихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности; г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала | |
III. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения | 5. Уделение времени рутинным задачам: а) привлекается внимание обучающихся перед объяснением материала; б) исходные указания по плану урока ясные, полные; в) учебные пособия и средства обучения легко доступны для обучающихся; г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя. | |
6. Эффективное использование времени урока: а) обучение начинается с началом урока; б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке; в) нет нежелательных отступлений на уроке; г) обучение продолжается до конца урока. 7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: а) классная комната приведена в порядок, чиста; б) учебная активность совместима с окружающими условиями; в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения); г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обучающихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете | ||
IV. Общение, взаимодействие учителя с учениками | 8. Объяснения, связанные с содержанием урока: а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; б) общение адекватно, ошибок в общении мало; в) используемые примеры иллюстрируют содержание; г) основные, наиболее трудные моменты материала выделены. 9. Разъяснения при непонимании материала обучающимися: а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение; б) стремление к устранению непонимания материала; в) использование различных слов, примеров; г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей. 10. Использование реакций, вопросов обучающихся при изложении материала учителем: а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающихся; б) выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет); в) реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарностью; г) идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке. | |
11. Предъявление информации обучающимся об их прогрессе: а) ожидания относительно результатов обучающимся сообщаются сразу же; б) особая обратная связь предоставляется обучающимся при неадекватном выполнении учебной работы; в) особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной работы; г) обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются) | ||
V. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения | 12. Приемлемое использование методов обучения: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; б) один из методов используется приемлемо; в) два или больше методов используются приемлемо; г) каждый метод используется приемлемо. 13. Адаптация обучения к обучающимся: а) обучение соответствует особенностям обучающихся; б) все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности; в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей; г) обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы. 14. Использование средств обучения и учебных материалов: а) средства обучения соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения; б) средства обучения используются без каких-либо трудностей; в) учебные материалы соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения; г) учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся и соответственно целям урока. 15.Осуществление активности в логической последовательности: а) урок начинается со стимулирующего введения; б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; в) учебные активности следуют в логическом порядке; г) урок заканчивается логично | |
VI. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке | 16. Передача личного энтузиазма: а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики; б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций; в) энтузиазм передается энергичной позой; г) энтузиазм передается жестами. | |
17. Стимуляция интереса обучающихся: а) формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; б) используются интересные, необычные аспекты темы; в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; г) урок персонализируется с помощью использования опыта обучающихся. 18. Демонстрация теплоты и дружелюбия: а) приятный тон голоса, зрительный контакт; б) имена обучающихся используются в теплой, дружеской манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сидения, стояния рядом с обучающимися. 19. Помощь обучающимся в выработке позитивной самооценки: а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; б) учитель ведет себя с обучающимися учтиво, вежливо, уважительно; в) персонализированное поощрение за хорошую работу; г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе | ||
VII. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников | 20. Поддержание включенности обучающихся в урок: а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя; б) поиск активного включения в работу пассивных обучающихся; в) поощрение участия обучающихся в работе; г) 85% или больше времени обучающиеся проводят за решением разного рода задач. 21. Руководство обучающимися, не включенными в учебную работу: а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу; б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу; в) использование средств поддержания внимания этих обучающихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения. 22. Соблюдение обучающимися определенных ожиданий относительно их поведения: а) ожидания относительно поведения ясны обучающимся; | |
б) поддержание постоянных ожиданий относительно поведения обучающихся; в) обучающимся предоставляется вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения. 23. Воздействие на нарушение дисциплины: а) управление поведением всего класса во время урока; б) обучающиеся редко нарушают течение урока; в) обучающиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (остаются без внимания); г) обучающиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (остаются без внимания) |
Приложение 2
|
|
|
Методика оценочной деятельности учителя,
разработанная И.Ю. Кулагиной
Инструкция.
Уважаемые коллеги! Пожалуйста, прочтите ряд предложений. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Выделите одно из трех предложенных, с которым вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.
1. Отметка выражает мнение учителя о знаниях ученика.
1) да, только мнение учителя;
2) отметка может отражать и мнение класса;
3) не знаю.
2. Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, учитель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь.
1) согласен;
2) не согласен;
3) не знаю.
3. Школьнику нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами.
1) нужно;
2) не обязательно;
3) не нужно.
4. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметка за всю сделанную работу.
1) не согласен;
2) согласен;
3) не знаю.
5. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость.
1) согласен;
2) не знаю;
3) не согласен.
6. Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли.
1) как правило;
2) редко;
3) в этом нет необходимости.
7. Отметка должна быть "заработана" учеником, она не может даваться авансом.
1) согласен;
2) не согласен;
3) не знаю.
8. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа.
1) да, это справедливо;
2) нет, это неверно;
3) это спорный вопрос.
9. Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей.
1) регулярно;
2) изредка;
3) нет, на это никогда не остается времени.
10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания.
1) да, достижение результата – объективный критерий оценки;
2) нет, важно учесть и нестандартные способы решения;
3) не знаю.
11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга.
1) да, не следует увлекаться чем-то одним – похвалами или замечаниями;
2) нет, положительных оценок должно быть больше;
3) нет, полезнее преобладание отрицательных оценок.
12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь.
1) обязательно;
2) не обязательно;
3) помогать во время опроса не нужно.
13. Активность школьника на уроке – еще не показатель продуктивности его работы.
1) нет, это взаимосвязанные моменты;
2) да, поэтому саму по себе активность не стоит высоко оценивать;
3) да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают.
14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенные в эту работу.
1) это нужно делать только в начальных классах;
2) такой учет необходим во всех классах;
3) не знаю, нужно ли это.
15. В условиях современной школы щадящие отметки исключены.
1) да, это проявление процентомании;
2) нет, использование щадящих отметок гуманно по отношению к детям;
3) трудно сказать.
16. Если из-за оценки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно.
1) согласен;
2) не знаю;
3) не согласен.
17. Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению.
1) не согласен;
2) согласен;
3) не знаю.
18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе.
1) да;
2) нет;
3) не всегда.
19. Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена.
1) да, всегда;
2) да, иногда;
3) нет, это ученик должен понимать сам.
20. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках.
1) изредка;
2) всегда;
3) практически это недостижимо.
Полученные данные обрабатываются по ключу.
№ вопроса | № ответа | балл | № вопроса | № ответа | балл | № вопроса | № ответа | балл | № вопроса | № ответа | балл |
№ вопроса | № ответа | балл | № вопроса | № ответа | балл | № вопроса | № ответа | балл | № вопроса | № ответа | балл |
Интерпретация
Если сумма составила меньше 28 баллов, стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции.
Если общий балл оказался в интервале 28–33, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся.
Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения считается либеральным: у учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что такой стиль дает хорошие результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.
И.Ю. Кулагина,
канд. психолог. наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ,
декан факультета повышения квалификации,
проф. кафедры возрастной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета