Бланк оценки работы учителя




Фамилия, инициалы учителя _________________________________ Дата ______________

Предмет _____________________________ Школа ___________ Класс_____________

     
Компетентность (педагогическая способность) Индикаторы компетентности Оценка ("+" или "-")
     
I. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении   1. Оценивание продвижения ученика на уроке: а) контролируются отдельные слабые (сильные) обучающиеся; б) требуется ответ от конкретных обучающихся для оценивания; в) обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе обучающихся  
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала 2. Использование приемлемого письменного объяснения: а) записи для обучающихся четкие; б) прочтение записей правильное; в) техника языка правильная; г) использование языка правильное.   3. Использование приемлемого вербального объяснения: а) дикция способствует пониманию речи учителя; б) подача материала (объем / скорость) нормальная; в) устная речь правильная; г) произношение правильное.   4. Демонстрация владения учебным предметом: а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна; б) комментарии и реакции на вопросы обучающихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности; г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала  
III. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения 5. Уделение времени рутинным задачам: а) привлекается внимание обучающихся перед объяснением материала; б) исходные указания по плану урока ясные, полные; в) учебные пособия и средства обучения легко доступны для обучающихся; г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя.  
  6. Эффективное использование времени урока: а) обучение начинается с началом урока; б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке; в) нет нежелательных отступлений на уроке; г) обучение продолжается до конца урока.   7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: а) классная комната приведена в порядок, чиста; б) учебная активность совместима с окружающими условиями; в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения); г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обучающихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете  
IV. Общение, взаимодействие учителя с учениками 8. Объяснения, связанные с содержанием урока: а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; б) общение адекватно, ошибок в общении мало; в) используемые примеры иллюстрируют содержание; г) основные, наиболее трудные моменты материала выделены.   9. Разъяснения при непонимании материала обучающимися: а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение; б) стремление к устранению непонимания материала; в) использование различных слов, примеров; г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.   10. Использование реакций, вопросов обучающихся при изложении материала учителем: а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающихся; б) выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет); в) реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарностью; г) идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке.  
  11. Предъявление информации обучающимся об их прогрессе: а) ожидания относительно результатов обучающимся сообщаются сразу же;   б) особая обратная связь предоставляется обучающимся при неадекватном выполнении учебной работы; в) особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной работы; г) обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются)  
V. Демонстрация учителем соответ­ствующих методов обучения 12. Приемлемое использование методов обучения: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; б) один из методов используется приемлемо; в) два или больше методов используются приемлемо; г) каждый метод используется приемлемо.     13. Адаптация обучения к обучающимся: а) обучение соответствует особенностям обучающихся; б) все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности; в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей; г) обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы.   14. Использование средств обучения и учебных материалов: а) средства обучения соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения; б) средства обучения используются без каких-либо трудностей; в) учебные материалы соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения; г) учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся и соответственно целям урока.   15.Осуществление активности в логической последовательности: а) урок начинается со стимулирующего введения; б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; в) учебные активности следуют в логическом порядке; г) урок заканчивается логично  
VI. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке 16. Передача личного энтузиазма: а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики; б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций; в) энтузиазм передается энергичной позой; г) энтузиазм передается жестами.  
  17. Стимуляция интереса обучающихся: а) формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; б) используются интересные, необычные аспекты темы; в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; г) урок персонализируется с помощью использования опыта обучающихся.   18. Демонстрация теплоты и дружелюбия: а) приятный тон голоса, зрительный контакт; б) имена обучающихся используются в теплой, дружеской манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сидения, стояния рядом с обучающимися.   19. Помощь обучающимся в выработке позитивной самооценки: а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; б) учитель ведет себя с обучающимися учтиво, вежливо, уважительно; в) персонализированное поощрение за хорошую работу; г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе  
VII. Поддер­жание учителем на уроке приемлемого поведения учеников 20. Поддержание включенности обучающихся в урок: а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя; б) поиск активного включения в работу пассивных обучающихся; в) поощрение участия обучающихся в работе; г) 85% или больше времени обучающиеся проводят за решением разного рода задач.   21. Руководство обучающимися, не включенными в учебную работу: а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу; б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу; в) использование средств поддержания внимания этих обучающихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения.   22. Соблюдение обучающимися определенных ожиданий относительно их поведения: а) ожидания относительно поведения ясны обучающимся;  
  б) поддержание постоянных ожиданий относительно поведения обучающихся; в) обучающимся предоставляется вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения.   23. Воздействие на нарушение дисциплины: а) управление поведением всего класса во время урока; б) обучающиеся редко нарушают течение урока; в) обучающиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (остаются без внимания); г) обучающиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (остаются без внимания)  

Приложение 2

Методика оценочной деятельности учителя,
разработанная И.Ю. Кулагиной

Инструкция.

Уважаемые коллеги! Пожалуйста, прочтите ряд предложений. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Выделите одно из трех предложенных, с которым вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.

1. Отметка выражает мнение учителя о знаниях ученика.

1) да, только мнение учителя;

2) отметка может отражать и мнение класса;

3) не знаю.

2. Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, учитель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь.

1) согласен;

2) не согласен;

3) не знаю.

3. Школьнику нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами.

1) нужно;

2) не обязательно;

3) не нужно.

4. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметка за всю сделанную работу.

1) не согласен;

2) согласен;

3) не знаю.

5. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость.

1) согласен;

2) не знаю;

3) не согласен.

6. Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли.

1) как правило;

2) редко;

3) в этом нет необходимости.

7. Отметка должна быть "заработана" учеником, она не может даваться авансом.

1) согласен;

2) не согласен;

3) не знаю.

8. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа.

1) да, это справедливо;

2) нет, это неверно;

3) это спорный вопрос.

9. Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей.

1) регулярно;

2) изредка;

3) нет, на это никогда не остается времени.

10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания.

1) да, достижение результата – объективный критерий оценки;

2) нет, важно учесть и нестандартные способы решения;

3) не знаю.

11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга.

1) да, не следует увлекаться чем-то одним – похвалами или замечаниями;

2) нет, положительных оценок должно быть больше;

3) нет, полезнее преобладание отрицательных оценок.

12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь.

1) обязательно;

2) не обязательно;

3) помогать во время опроса не нужно.

13. Активность школьника на уроке – еще не показатель продуктивности его работы.

1) нет, это взаимосвязанные моменты;

2) да, поэтому саму по себе активность не стоит высоко оценивать;

3) да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают.

14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенные в эту работу.

1) это нужно делать только в начальных классах;

2) такой учет необходим во всех классах;

3) не знаю, нужно ли это.

15. В условиях современной школы щадящие отметки исключены.

1) да, это проявление процентомании;

2) нет, использование щадящих отметок гуманно по отношению к детям;

3) трудно сказать.

16. Если из-за оценки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно.

1) согласен;

2) не знаю;

3) не согласен.

17. Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению.

1) не согласен;

2) согласен;

3) не знаю.

18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе.

1) да;

2) нет;

3) не всегда.

19. Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена.

1) да, всегда;

2) да, иногда;

3) нет, это ученик должен понимать сам.

20. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках.

1) изредка;

2) всегда;

3) практически это недостижимо.

Полученные данные обрабатываются по ключу.

№ вопроса № ответа балл № вопроса № ответа балл № вопроса № ответа балл № вопроса № ответа балл
№ воп­роса № отве­та балл № воп­роса № отве­та балл № воп­роса № отве­та балл № воп­роса № отве­та балл
                       
                       
                       
                       
                       

 

Интерпретация

Если сумма составила меньше 28 баллов, стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции.

Если общий балл оказался в интервале 28–33, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся.

Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения считается либеральным: у учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что такой стиль дает хорошие результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.

 

И.Ю. Кулагина,
канд. психолог. наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ,
декан факультета повышения квалификации,
проф. кафедры возрастной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: