Стили общения учителя с классом




Стили общения учителя с классом

Методики определения стиля общения учителя с классом

Методика оценки работы учителя, разработанная Дж. Хазардом

Методика оценочной деятельности учителя, разработанная И.Ю. Кулагиной

Одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности учителя – стиль педагогического руководства, или стиль общения с классом. Остановимся на основных вопросах, с ним связанных.

Стили общения учителя с классом

Психолог Курт Левин выделил три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль руководства (общения) предполагает приказную или командную форму распоряжений, единоличные решения, пресечение чужой инициативы. Он не способствует созданию творческой атмосферы в классе, точнее – обычно ее исключает. Потребности и особенности личности учеников не учитываются. Используются императивные воздействия на школьников – жесткий контроль их поведения, направление его в нужное русло, подкрепление "правильных" действий и принуждение. Возможна и более тонкая стратегия воздействия – манипулирование, т. е. косвенное, скрытое от ученика влияние, навязывание ему определенной цели, побуждение к соответствующим действиям. При этом ученик не понимает истинных намерений преподавателя, который преследует собственные интересы.

Авторитарный педагог занимает позицию человека, обладающего знаниями (в то время как обучающиеся их не имеют и их нужно научить), и безупречным, "правильным" поведением (а ученики постоянно ошибаются и их действия нужно контролировать, пресекать и корректировать). Авторитарный стиль общения с классом дополняется авторитетом власти. При таком авторитете учитель в силу своей ролевой позиции относительно легко добивается послушания и его мнение воспринимается учениками как подлежащее немедленному и беспрекословному подчинению. Но послушание в условиях ролевого давления не означает, что оно сохранится при ослаблении контроля.

Следует отметить, что в начальных классах роль учителя гарантирует авторитет не только опытному педагогу, но и девушке, только что окончившей педагогический колледж. Дети смотрят на свою первую учительницу снизу вверх, ловят каждое ее слово, стараются выполнить все ее требования, добиться ее внимания и похвалы. Это связано с возрастными особенностями младшего школьника, нуждающегося в четком руководстве взрослого, даже некоторой доле авторитарности. В средних классах ситуация гораздо сложнее: подросток оценивает учителя.

 

Если учитель строит отношения с классом исключительно на формальной ролевой основе, он не становится для учеников референтным или авторитетным лицом.

 

Как показали недавно проведенные исследования, при авторитарном стиле руководства классом у младших школьников интенсивно развиваются мотивы получения высокой отметки и избегания неудачи, в ущерб познавательной (процессуальной) мотивации. Дети ориентированы не столько на содержание и процесс учебной деятельности, сколько на результат, выраженный во внешней оценке. С внешней оценкой связаны их страхи – они боятся не соответствовать ожиданиям и уровню притязаний значимых для них взрослых, боятся низких оценок учителя и санкций родителей.

Демократический стиль общения с классом предполагает учет мнения учеников, их потребностей и интересов, совместные поиски решения возникающих задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе.

Становится возможным отказ от тех ролей, принятых школьниками (отличница, старательный ученик, шут, хулиган и т. п.), которые создают у детей привычные "маски", а у учителя – такие же "ярлыки". Демократичный учитель стремится понять ученика и не ограничивается его "маской", не ожидает и не подкрепляет соответствующего поведения, способен изменить стереотипные представления о школьнике.

 

При демократическом стиле ролевые отношения (учитель как руководитель, ученик как подчиненный), разумеется, сохраняются, но не остаются главными. Оказываются важными собственно межличностные отношения – уважение, принятие, антипатия и т. д.

 

Демократический стиль общения учителя с классом способствует созданию на уроках творческой (креативной) атмосферы. Если рассматривать умение создавать творческую атмосферу как отдельную педагогическую компетентность, то показатели демократичных учителей окажутся значительно выше показателей авторитарных педагогов (рис. 1). Поэтому в начальных классах у детей, обучающихся при демократическом стиле руководства, интенсивно развивается познавательная мотивация, ориентация на содержание и процесс учебной деятельности.

Рис. 1 Уровни профессиональной компетентности учителей 1-х классов

I – получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении, II – демонстрация знания учебного предмета, письменного и устного объяснения учебного материала, III – организация времени урока, пространства класса, использование пособий и технических средств обучения, IV – общение, взаимодействие с учениками на уроке, V – демонстрация соответствующих методов обучения, VI – поддержание на уроке творческой (креативной) атмосферы, VII – поддержание на уроке приемлемого поведения учеников

При либеральном стиле общения со школьниками учитель полностью ориентирован на их потребности и проблемы, его требования и контроль недостаточны, в результате чего страдает дисциплина. Последнее обстоятельство привело к тому, что либеральный стиль называют анархическим или попустительским.

В то же время приобретаемая детьми возможность удовлетворить свои потребности, вести себя достаточно естественно в соответствии с имеющимися мотивами, реализуется по-разному в зависимости от содержания мотивации. Если уроки преподавателя интересны и развивают познавательные интересы, а сам педагог обладает истинным авторитетом и его оценка личностно значима для учеников, ему нет необходимости специально следить за дисциплиной. Дети в таких случаях увлечены содержанием урока, ориентированы на качественный результат своей учебной деятельности и одобрение авторитетным лицом – им не нужно отвлекаться и стыдно не знать учебного материала. Поэтому учителя с высоким уровнем профессионального мастерства могут позволить себе либеральный стиль общения с классом, при котором эмоциональный комфорт сочетается с сосредоточенностью на учебной работе и дисциплинированностью.

Демократичный (реже – либеральный) учитель может стать для класса авторитетным лицом. Тогда ему обеспечено доверие, его мнение признается изначально верным и воспринимается как прямое руководство к действию, а в совместной деятельности ожидается успех. За авторитетным учителем признается право принимать значимые для школьников решения, но при этом не снижается их собственная самостоятельность и ответственность. Если у педагога с классом складываются отношения авторитетности, они проявляются в явных личностных предпочтениях и приобретают яркую эмоциональную окраску: учитель становится по-настоящему любимым.

Как показало исследование, проведенное с учителями, имеющими очень высокий уровень профессионального мастерства (финалистами всероссийского конкурса "Учитель года"), для них характерны демократический и либеральный стили общения с детьми.

Таким образом, в современных условиях обучения оптимальным можно считать демократический стиль общения учителя с классом. При наиболее высоком уровне профессионального мастерства учителя благоприятным для развития личности школьников и результативности их учебной деятельности может быть также либеральный стиль.

наверх



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: