Обед 12.00-13.00
День недели | Время | Содержание работы | Направление |
Понедельник | 9.00-12.00 (3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная) | По плану |
13.00-17.00 (4 часа) | Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные) | По плану | |
Вторник | 10.00-12.00 (2 часа) | Методическое время (оформление документов) | По плану |
13.00-15.00 (2 часа) | Методическое время (обработка результатов) | По плану | |
15.00-19.00 (4 часа) | Консультирование родителей (индивидуальное и групповое) | По плану, по запросу | |
Среда | 9.00-12.00, (3 часа) | Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные / групповые) | По плану, по запросу |
13.00-14.00 (1 час) | Консультирование воспитателей и педагогов (групповое) | По плану, по запросу | |
14.00-17.00 (3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная / групповая) | По плану, по запросу | |
Четверг | 9.00-12.00 (3 часа) | Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальное) | По запросу |
13.00-14.00 (1час) | Методическое время (оформление документации) | По плану | |
14.00-17.00 (3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная) | По запросу | |
Пятница | 9.00-12.00 (3 часа) | Методическое время | По плану, по запросу |
13.00-17.00 (4 часа) | Методическое время (обработка результатов) | По плану |
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.
Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического (воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с "программой образования и развития детей", принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели - обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.
Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц (см. Приложение 5).
Журнал психологических запросов - документ, фиксирующий "заказ", т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.
В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих (см. Приложение 3).
Итоговый отчет - совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.
В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается.
Принципы коррекционно-развивающей работы.
Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Принципы психокоррекционной работы
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип нормативности развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
5. Принцип системности развития психической деятельности.
6. Деятельностный принцип коррекции.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий»