Главные представители движения и направление их творческого поиска. Вагнер , Генрих Леопольд.




Подготовили студентки группы РЛ-18-1 Лагунова Маргарита и Генералова Светлана.

Главные представители движения и направление их творческого поиска. Вагнер, Генрих Леопольд.

Практика молодого немецкого театра включала в себя обязательное изучение опыта театра французского. О большом его значении для немецкой сцены свидетельствует репертуар того времени. Французский театр XVII-XVIII веков был одним из самых влиятельных в Европе. Расин, Мольер, Вольтер, Бомарше - эти и многие другие имена были прекрасно известны немецким любителям театра, как и имена теоретиков.

Отношение к французской культуре в Германии XVIII века было неоднозначным. В виде схемы его можно представить так: в начале века безграничное поклонение, к середине все более критическое восприятие, во второй половине почти безоговорочное отрицание, но в период Французской революции 1789-1794 годов преклонение и восхищение. Правда, даже в наиболее антифранцузских работах никогда не отрицались все положения теории.

Теория французской драмы всегда привлекала к себе внимание немецких литераторов. В ряду авторов, следовавших ее положениям, достойное место занимал Г.Л. Вагнер (Wagner, 1747-1779). Старший сын купца. Окончив школу в Страсбурге, изучал юриспруденцию. Служил адвокатом во Франкфурте-на-Майне, был близок к И. В. Гёте и другим выдающимся писателям своего времени — Клингеру, Ленцу, Кауфману, Шубарту. Умер от туберкулёза в 32 года.

Вагнер был автором пьес (например, «Детоубийца», 1776), романа («Жизнь и смерть Себастьяна Зиллига», 1776), нескольких сатир («Прометей, Девкалион и его рецензенты», 1775), а также перевода труда Л.-С.Мерсье «О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве», 1773. Этими работами Вагнер заявил о себе как об одном из ярких литераторов своей поры. Его наследие интересно тем, что объединяет в себе усилия, в целом характерные для поколения молодых драматургов.

В тех исследованиях немецкой литературы XVIII века, в которых речь заходит о Г.Л.Вагнере, ученые, как правило, ограничивают себя, обращая внимание, прежде всего, на его собственное творчество, хотя и отмечая при этом и значимость перевода работы Мерсье, или же называя Вагнера в ряду писателей-штюрмеров. Следует обратить внимание еще и на собственное его, Вагнера, соприкосновение с теориями, близкими по духу его соратникам - молодому поколению «Бури и натиска», в частности, с теорией нового французского театра. Эта теория сформировалась в представлениях Л.-С.Мерсье, продолжателя дела Дидро, новатора французского театра, подтолкнувшего мысли молодых литераторов в сторону усиления демократизма и углубления социальной значимости драматических произведений. У самого Вагнера знакомство с теорией Мерсье вызвало к жизни его лучшее произведение - трагедию "Детоубийца".

В 1776 году Вагнер переводит трактат Л.-С. Мерсье «О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве», в котором теоретик, развивая взгляды Дидро, ратовал за освобождение искусства от давления устаревших правил и норм. В результате в немецкую литературу вошло произведение, оказавшее на нее огромное влияние. Поэтому М.Н.Розанов мог сказать, что сочинение Мерсье было для штюрмерства «настоящим откровением, ибо нигде вопрос о реформе театра не решен был так полно и всесторонне, нигде не был поставлен так смело».

Театр, по мнению французского теоретика, преследует определенные моральные цели, которые в произведении не следует формулировать прямолинейно. Задачей драматического искусства должно стать пробуждение естественных чувств людей, «богатства человеческого сердца», сочувствие персонажу, то, что заставляет зрителя быть честным и добродетельным, «ибо с определенными усилиями можно научиться и добродетели». Для драматурга, полагает Мерсье, место действия - весь земной шар, а значит, в него вовлечено и множество людей, его населяющих, с их различиями, о которых зрители имеют свои мнения и представления.

Это утверждение важно для теоретика потому, что на сценах современного ему театра нередки действовали персонажи условные, возможные лишь на театральных подмостках, тогда как в реальном мире их нельзя было обнаружить. В связи с этим Мерсье требует создать особый драматургический жанр, объединяющий высокий пафос трагедии с насмешкой и наивностью комедии. Такой жанр и был найден Дидро, а затем и Мерсье в драме, гораздо более интересной для простого человека, то есть для подавляющего большинства граждан, ибо в ней выведен представитель «низкого» сословия, большинства народа.

Поэтому, вынося в заголовок 20-й главы своей работы вопрос «Должен ли драматический поэт работать для народа?» Мерсье дает на него однозначно положительный ответ, обращая внимания читателя на то место, которое занимает в Англии Шекспир как в высших, так и в низших и средних кругах ее населения. Драма должна быть естественной, то есть ее действие должно вытекать из характера персонажа. При этом персонажи становятся по-настоящему яркими и обретают любовь публики в том случае, если они соответствуют характеру нации драматурга.

Трагическое противоречие между любовью и сословной моралью, было главной темой, к которой обращались драматурги «Бури и натиска». Клингер разрабатывает ее в своей драме «Страждущая женщина» (1775) — бюргерской трагедии о нарушении супружеской верности; Генрих Леопольд Вагнер (1747—1779) в пьесе «Раскаяние после содеянного» (1775) изображает историю дочери кучера и бюргерского чиновника, любовь которых была разбита из-за сословного чванства. В другой пьесе, «Детоубийца» (1777), действие которой происходит в Страсбурге, Вагнер показал низость офицеров-дворян, соблазнителей простых девушек, и трагических для этих девушек последствий (внебрачный ребенок, убийство ребенка, смертный приговор).

Эта тема была подхвачена затем Гёте в сценах с Гретхен в задуманном им Фаусте. Перед взором Гёте при этом стояла Сюзанна Маргарета Брандт, девушка из Франкфурта, осужденная в 1772 году на казнь за убийство своего ребенка. Современники по праву считали Ленца, Клингера и Вагнера «гётеанцами».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: