Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма.
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы.
2 базовых подхода:
- универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации;
- эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественная; синоним творчества.
У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого).
Современные стратегии (достаточно условно):
- аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет;
- семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку;
- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов;
- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;
- игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;
- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.
|
Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей.
Культуру принято разделять на материальную и духовную.
В целом культура состоит из идей-ценностей и общественных институтов-учреждений, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе.
В структуру культуры включают:
- искусственную среду обитания людей;
- окультуренных (специально воспитанных) людей;
- созданные общественные связи и человеческие коллективы;
- правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии);
- языки и иные средства коммуникации.
Социальные функции культуры:
- информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения);
- коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей);
- аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы);
- социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения).
26.Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства многообразия культур. Диалог культур.
Традиции обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения поколений.
|
Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качественно новых форм и типов.
Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению
Преобладание в системе основных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на: традиционные и современные (инновационные).
Единство культуры и многообразие культур является одной из проблем теории антропосоциогенеза – совместного процесса зарождения и развития человека и общества. В его теории выделяются два больших этапа: 1) первобытный – высокий уровень мутационных процессов и однообразие культуры; 2) современный – медленный темп генетических изменений, рост многообразия культур и возрастание темпов соц. изменений. Единство культуры является базовым для всех последующих этапов и форм ее развития.
Проведение типологии культуры в условиях ее динамических изменений должно основываться на двух базовых аспектах – социальном и историческом.
Исторические типологии устанавливает 3 этапа развития каждой цивилизации: 1) архаический 2) письменный, 3) современный, характеризуется формированием цивилизаций на основе церквей, высоким техническим оснащением и развитием коммуникационных систем.
Социальный аспект типологии культуры основан на выделении ее в качестве одной из сфер общественной жизни, изучаемой отдельным разделом социологического знания – социологией культуры (социологию музыки, социологию театра).
Ориентация культуры на высокие ценности или низменные потребности позволяет выделить типы культур, включенных в единую для них социокультурную среду: общечеловеческая культура, национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культуру поп-культура, квазикультура. Каждый вид культуры как социальное явление принадлежит к определенной социальной группе и отображает ее образ жизни.
Диалог культур – взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.