Мораль - специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. (= нравственность!).
Понятие нравственности включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).
Структурные элементы морали: моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т. п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина и т. д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека, являются:
1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения);
2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности);
3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления);
4) кроме того, мораль - сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности.
Теории происхождения морали: естественно-историческая, религиозная, априорно ценностная. Функции морали: оценочная, императивная (отражает долженствовательный характер морали); воспитательная; коммуникативная (в рамках межличностного общения); гуманизирующая (способствует гуманизации - уравнивает их перед лицом морали); познавательная.
Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности.
|
В большинстве видов и форм бытия человека эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.
Не случайно термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях: 1)мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;
2)особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей. Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетик а (понятие введено в XVIII в. А. Баумгартеном).
Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, А. Лосев.
|
Искусство выполняет целый ряд функций - познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая ( призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.)
28. Религия как форма духовного освоения реальности.
Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Социальные корни религии: ее основу составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.
Психологические корни религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.
Религия имеет гносеологическую почву — познавательную деятельность человека.
Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права).
Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.
|
Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Основные функции религии:
1.Мировоззренческая (формирование надежды на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения, жизнь приобретает смысл),
2.Компенсаторская (возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных стихий, чувства бессилия, тяжесть бытия),
3.Коммуникативная — общение верующих между собой, с Богом, ангелами, душами умерших, святыми),
4.Регулятивная (религия - программа поведения людей),
5. Интегративная (даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, которые имеют такие же взгляды, ценности, верования).