УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




В ходе изучения дисциплины на самостоятельную работу студентов выделяется 33 часа, контроль самостоятельной работы – 3 часов. Самостоятельная работа является составной частью курса, необходимой для всестороннего, полного усвоения дисциплины. Основной целью самостоятельной работы является углубление и систематизация знаний, полученных на лекциях, подготовка к семинарским занятиям, контрольным работам, тестированию, сдаче зачета. Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой и историческими источниками, поискам в приобретении новых знаний, развитию культуры умственного труда. Самостоятельная работа студентов предполагает выработку и совершенствование способностей и умений студентов, направленных на осмысление историографического материала в широком историческом контексте, анализ и сравнение взглядов отдельных научных направлений и школ в различные исторические эпохи, изучение роли отдельных историков в развитии исторической науки.

Самостоятельная работа студентов организуется преподавателем на основе разработанных в учебно-методическом комплексе заданий. Задания для самостоятельной работы студентов нацелены на самостоятельное изучение некоторых вопросов отечественной истории, которые кратко изучаются на лекционных и семинарских занятиях. Для выполнения предложенных заданий студенты используют указанную в списке основную и дополнительную литературу. Важной составной частью выполнения задания по самостоятельной работе является умение студента представить изученный и проанализированный материал в виде таблицы, схемы, краткого, но содержательного и аргументированного письменного ответа. Выполнение заданий по СРС оценивается преподавателем в рамках текущего контроля по балльно-рейтинговой системе оценке знаний от 3 до 5 баллов.

Для особенно подготовленных студентов предусмотрены творческие задания, которые выполняются в письменной форме в виде реферата. Проверка преподавателем степени усвоения студентами материала по самостоятельной работе осуществляется в рамках индивидуальных занятий со студентами в форме собеседования, проверки письменных заданий и т.д. Работа выполняется в виде реферата с указанием списка использованных источников и литературы. Студенты, выполнившие творческие задания, получают поощрительные баллы за свою работу (максимум 10 баллов).

 

Задание по самостоятельной работе № 1.

В ходе изучения материала лекций, учебников, основной и дополнительной литературы студентам необходимо составить картотеку персоналий представителей исторической мысли, исторической науки с эпохи античности до наших дней. Задание выполняется в отдельной тетради в виде таблицы с указанием 1) имени историка (автора исторического сочинения), кратких биографических данных (годы жизни, происхождение, образование, политическая деятельность и т.д.), 2) названия его основных трудов, 3) принадлежности к научной школе, историографическому направлению, 4) краткого обозначения его методологических и исторических взглядов. Материалы должны быть разбиты на крупные исторические эпохи, представляющие собой отдельные этапы развития исторической мысли, исторической науки: «Историки античности», «Историки эпохи средневековья», «Историки эпохи Возрождения» и т.д. Выполненная картотека предоставляется студентом на проверку преподавателем по окончании изучения каждого модуля.

 

 

Задание по самостоятельной работе № 2.

В ходе изучения материала лекций, учебников, основной и дополнительной литературы студентам необходимо составить терминологический словарь по истории исторической мысли, исторической науки с эпохи античности до наших дней. Задание выполняется в отдельной тетради и должно содержать основные понятия и термины курса с разъяснением каждого. Студент может поместить в свой словарь любые непонятные ему исторические термины для их усвоения и запоминания. Задание проверяется преподавателем по окончании изучения каждого модуля.

 

 

Творческие задания

 

1.Дискуссии о проблемах историографии в советской исторической науке в 50-60 гг.
2. Историография в научном творчестве М.В. Нечкиной.
3. А.М. Сахаров как историк-историограф.
4. «Очерки истории исторической науки в СССР»: история создания и их место в развитии историографии.
5. Новейшие учебники по историографии: традиции и новации.
6. Отечественная история на сайтах сети Интернет.
7. Историография на сайтах сети Интернет.
8. Древнерусский летописец: принципы отбора и группировки летописного материала.
9. Исторические представления Ивана Грозного.
10. А. Курбский и его исторические сочинения.
11. «Синопсис» И. Гизеля и современная ему политическая обстановка.
12. Исторические взгляды Ф. Прокоповича.
13. «Риторическое направление» в русской историографии.
14. Исторические представления декабристов.
15. А.С. Пушкин и история.
16. С.М. Соловьев и М.П. Погодин: история взаимоотношений.
17. Взаимоотношения К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и С.М. Соловьева.
18. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский: проблема преемственности.
19. Политические взгляды Б.Н. Чичерина.
21. С.М. Соловьев как преподаватель и университетский деятель.
22. В.О. Ключевский в воспоминаниях современников.
23. Подготовка историков во второй половине XIX в.
24. П.Н. Милюков как историк исторической науки.
25. С.Ф. Платонов и П.Н. Милюков.
26. Отклики современников на «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова.
27. Анализ состояния Российской империи в публицистике П.Н. Милюкова.
28. А.А. Кизеветтер как политический деятель.
29. Историк С.В. Рождественский.
30. События 1911 г. в Московском университете и русские историки.
31. Деятельность Губернских архивных комиссий (ГУАК)
32. Археологические общества Российской империи: структура и деятельность
33. А.С. Лаппо-Данилевский как организатор науки.
34. С.Б. Веселовский как археограф.
35. Научная деятельность В.С. Иконникова.
36. Проблема феодализма в историографии начала XX в.
37. История России в трудах П.Г. Виноградова.
38. «Дневник» Ю.В. Готье.
39. Записки С.Б. Веселовского о гражданской войне.
40. Русские историки-эмигранты в Чехии.
41. Деятельность М.М. Карповича в США.
42. История Советского Союза в трудах Г.В. Вернадского.
43. Историософия Н.А. Бердяева.
44. Всемирная история в наследии М.Н. Покровского.
45. Л.Д. Троцкий об истории России.
46. РАНИИОН: история и судьба.
47. МИФЛИ и отечественная историография.
48. Е.В. Тарле и И.В. Сталин.
49. Празднование юбилея восстания декабристов и советская историческая наука.
50. Общество историков-марксистов.
51. Историческое образование в русском зарубежье.
52. Дискуссии о социально-экономическом строе Древней Руси в 30-е гг.
53. Советский историк С.М. Дубровский: научная деятельность и судьба.
54. Совещание историков в ЦК ВКП (б) в 1944 г.: события и последствия.
55. Историческая пропаганда в годы Великой Отечественной войны
56. Полемика вокруг книги Н.Л. Рубенштейна «Русская историография».

57. Дневник М.В. Нечкиной и отражение в нем эпохи.
58. А.М. Некрич и его книга «22 июня 1941 г.».
59. Атмосфера в советской исторической науке по воспоминаниям Р.Ш. Ганелина.
60. Советская медиевистика в воспоминаниях А.Я. Гуревича и Е.В. Гутновой.
61. Работы И.Д. Ковальченко по методологии истории.
62. Советские историки на международной арене.
63. Дневники и воспоминания И.И. Минца как историографический источник.
64. Жизнь и научная деятельность Е.Н. Городецкого.
65. Отечественная история в публицистике периода «Перестройки».
66. Современные учебники по истории: основные тенденции.
67. «Новая хронология» и полемика вокруг нее.

 

 


Вопросы к зачету

1. Историческое сознание и историческая наука.

2. Историческая мысль Древней Греции и Рима.

3. Августин Блаженный и формирование христианской концепции истории.

4. Христианская концепция истории. Светская и церковная периодизация истории.

5. Региональные модели средневековой историографии.

6. Летописи как основной жанр исторической литературы на Руси.

7. Историческая мысль в России XVI в.

8. Гуманистическая историческая мысль в Европе: идеи, школы, представители.

9. Научная революция XVII в. и развитие исторической мысли.

10. Исторические сочинения в России в XVII – первой четверти XVIII вв.

11. Эпоха Просвещения и становление исторической науки.

12. Исторические взгляды В.Н. Татищева.

13. Академия наук в России и изучение русской истории в середине XVIII в.

14. Историческая наука в России во второй половине XVIII в.

15. Эпоха романтизма в исторической науке: идеи, направления, представители.

16. Национальные историографические школы в Европе в первой половине XIX в.

17. Н.М. Карамзин и критическое направление российской историографии первой трети XIX в.

18. Государственная школа в российской исторической науке.

19. Марксизм и позитивизм в исторической науке второй половины XIX – начала XX вв.

20. Национальные школы в развитии исторической науки во второй половине XIX в.

21. Теоретико-методологические и исторические взгляды В.О. Ключевского.

22. Московская и Петербургская школа историков в конце XIX – начале XX вв.

23. Основные направления развития исторической науки в России в конце XIX – начале XX вв.

24. Методологический кризис в мировой исторической науке в начале XX в.

25. Революция 1917 г. и российская наука. Историки «старой» школы в новых условиях.

26. Становление советской исторической науки в 1920 – 1930-х гг.

27. Советская историография: сущность, периоды, концепция, представители.

28. Цивилизационный подход в исторической науке (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.)

29. «Школа Анналов» и становление «новой исторической науки».

30. Социальная история и историческая антропология.

31. Теория модернизации.

32. Постмодерн и трансформация исторического сознания.

 

 

Рейтинг-план дисциплины

 

История исторической науки (название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

специальность «история» курс __3_____________, семестр______6____2013 /2014 гг.

Количество часов по учебному плану _72_, в т.ч. аудиторная работа __36_, самостоятельная работа 33_.

Преподаватель: Басырова Светлана Габдрауфовна, кандидат исторических наук, доцент________Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Кафедра: истории Отечества и методики преподавания истории______________

 

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
Минимальный Максимальный
Модуль I. Развитие исторической мысли с древности до нового времени
Текущий контроль        
1.Работа студента на семинарском занятии 1-3      
2. Выполнение заданий СРС 3-5      
Рубежный контроль        
1. Контрольная работа 3-5      
2. Тестирование 3-5      
Модуль II. История исторической науки XIX – начала XXI вв.
Текущий контроль        
1.Работа студента на семинарском занятии 1-3      
2. Выполнение заданий СРС 3-5      
Рубежный контроль        
1.Контрольная работа 3-5      
2. Тестирование 3-5      
Поощрительные баллы    
1.Выполнение творческих заданий        
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)
  1. Посещение лекционных занятий
      –6
  1. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)
      –10
Итоговый контроль    
1. Зачет        
Всего        

 

Распределение часов по модулям:

I модуль: лекции 6 часов, семинары 8 часов, самостоятельная работа 12 часов (рубежный контроль на четвертом семинаре).

II модуль: лекции 6 часов, семинары 16 часов, самостоятельная работа 21 час (рубежный контроль на двенадцатом семинаре).

 

Утверждено на заседании кафедры истории Отечества и МПИ

Протокол №

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: