В ходе изучения дисциплины на самостоятельную работу студентов выделяется 33 часа, контроль самостоятельной работы – 3 часов. Самостоятельная работа является составной частью курса, необходимой для всестороннего, полного усвоения дисциплины. Основной целью самостоятельной работы является углубление и систематизация знаний, полученных на лекциях, подготовка к семинарским занятиям, контрольным работам, тестированию, сдаче зачета. Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой и историческими источниками, поискам в приобретении новых знаний, развитию культуры умственного труда. Самостоятельная работа студентов предполагает выработку и совершенствование способностей и умений студентов, направленных на осмысление историографического материала в широком историческом контексте, анализ и сравнение взглядов отдельных научных направлений и школ в различные исторические эпохи, изучение роли отдельных историков в развитии исторической науки.
Самостоятельная работа студентов организуется преподавателем на основе разработанных в учебно-методическом комплексе заданий. Задания для самостоятельной работы студентов нацелены на самостоятельное изучение некоторых вопросов отечественной истории, которые кратко изучаются на лекционных и семинарских занятиях. Для выполнения предложенных заданий студенты используют указанную в списке основную и дополнительную литературу. Важной составной частью выполнения задания по самостоятельной работе является умение студента представить изученный и проанализированный материал в виде таблицы, схемы, краткого, но содержательного и аргументированного письменного ответа. Выполнение заданий по СРС оценивается преподавателем в рамках текущего контроля по балльно-рейтинговой системе оценке знаний от 3 до 5 баллов.
Для особенно подготовленных студентов предусмотрены творческие задания, которые выполняются в письменной форме в виде реферата. Проверка преподавателем степени усвоения студентами материала по самостоятельной работе осуществляется в рамках индивидуальных занятий со студентами в форме собеседования, проверки письменных заданий и т.д. Работа выполняется в виде реферата с указанием списка использованных источников и литературы. Студенты, выполнившие творческие задания, получают поощрительные баллы за свою работу (максимум 10 баллов).
Задание по самостоятельной работе № 1.
В ходе изучения материала лекций, учебников, основной и дополнительной литературы студентам необходимо составить картотеку персоналий представителей исторической мысли, исторической науки с эпохи античности до наших дней. Задание выполняется в отдельной тетради в виде таблицы с указанием 1) имени историка (автора исторического сочинения), кратких биографических данных (годы жизни, происхождение, образование, политическая деятельность и т.д.), 2) названия его основных трудов, 3) принадлежности к научной школе, историографическому направлению, 4) краткого обозначения его методологических и исторических взглядов. Материалы должны быть разбиты на крупные исторические эпохи, представляющие собой отдельные этапы развития исторической мысли, исторической науки: «Историки античности», «Историки эпохи средневековья», «Историки эпохи Возрождения» и т.д. Выполненная картотека предоставляется студентом на проверку преподавателем по окончании изучения каждого модуля.
Задание по самостоятельной работе № 2.
В ходе изучения материала лекций, учебников, основной и дополнительной литературы студентам необходимо составить терминологический словарь по истории исторической мысли, исторической науки с эпохи античности до наших дней. Задание выполняется в отдельной тетради и должно содержать основные понятия и термины курса с разъяснением каждого. Студент может поместить в свой словарь любые непонятные ему исторические термины для их усвоения и запоминания. Задание проверяется преподавателем по окончании изучения каждого модуля.
Творческие задания
1.Дискуссии о проблемах историографии в советской исторической науке в 50-60 гг.
2. Историография в научном творчестве М.В. Нечкиной.
3. А.М. Сахаров как историк-историограф.
4. «Очерки истории исторической науки в СССР»: история создания и их место в развитии историографии.
5. Новейшие учебники по историографии: традиции и новации.
6. Отечественная история на сайтах сети Интернет.
7. Историография на сайтах сети Интернет.
8. Древнерусский летописец: принципы отбора и группировки летописного материала.
9. Исторические представления Ивана Грозного.
10. А. Курбский и его исторические сочинения.
11. «Синопсис» И. Гизеля и современная ему политическая обстановка.
12. Исторические взгляды Ф. Прокоповича.
13. «Риторическое направление» в русской историографии.
14. Исторические представления декабристов.
15. А.С. Пушкин и история.
16. С.М. Соловьев и М.П. Погодин: история взаимоотношений.
17. Взаимоотношения К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и С.М. Соловьева.
18. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский: проблема преемственности.
19. Политические взгляды Б.Н. Чичерина.
21. С.М. Соловьев как преподаватель и университетский деятель.
22. В.О. Ключевский в воспоминаниях современников.
23. Подготовка историков во второй половине XIX в.
24. П.Н. Милюков как историк исторической науки.
25. С.Ф. Платонов и П.Н. Милюков.
26. Отклики современников на «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова.
27. Анализ состояния Российской империи в публицистике П.Н. Милюкова.
28. А.А. Кизеветтер как политический деятель.
29. Историк С.В. Рождественский.
30. События 1911 г. в Московском университете и русские историки.
31. Деятельность Губернских архивных комиссий (ГУАК)
32. Археологические общества Российской империи: структура и деятельность
33. А.С. Лаппо-Данилевский как организатор науки.
34. С.Б. Веселовский как археограф.
35. Научная деятельность В.С. Иконникова.
36. Проблема феодализма в историографии начала XX в.
37. История России в трудах П.Г. Виноградова.
38. «Дневник» Ю.В. Готье.
39. Записки С.Б. Веселовского о гражданской войне.
40. Русские историки-эмигранты в Чехии.
41. Деятельность М.М. Карповича в США.
42. История Советского Союза в трудах Г.В. Вернадского.
43. Историософия Н.А. Бердяева.
44. Всемирная история в наследии М.Н. Покровского.
45. Л.Д. Троцкий об истории России.
46. РАНИИОН: история и судьба.
47. МИФЛИ и отечественная историография.
48. Е.В. Тарле и И.В. Сталин.
49. Празднование юбилея восстания декабристов и советская историческая наука.
50. Общество историков-марксистов.
51. Историческое образование в русском зарубежье.
52. Дискуссии о социально-экономическом строе Древней Руси в 30-е гг.
53. Советский историк С.М. Дубровский: научная деятельность и судьба.
54. Совещание историков в ЦК ВКП (б) в 1944 г.: события и последствия.
55. Историческая пропаганда в годы Великой Отечественной войны
56. Полемика вокруг книги Н.Л. Рубенштейна «Русская историография».
57. Дневник М.В. Нечкиной и отражение в нем эпохи.
58. А.М. Некрич и его книга «22 июня 1941 г.».
59. Атмосфера в советской исторической науке по воспоминаниям Р.Ш. Ганелина.
60. Советская медиевистика в воспоминаниях А.Я. Гуревича и Е.В. Гутновой.
61. Работы И.Д. Ковальченко по методологии истории.
62. Советские историки на международной арене.
63. Дневники и воспоминания И.И. Минца как историографический источник.
64. Жизнь и научная деятельность Е.Н. Городецкого.
65. Отечественная история в публицистике периода «Перестройки».
66. Современные учебники по истории: основные тенденции.
67. «Новая хронология» и полемика вокруг нее.
Вопросы к зачету
1. Историческое сознание и историческая наука.
2. Историческая мысль Древней Греции и Рима.
3. Августин Блаженный и формирование христианской концепции истории.
4. Христианская концепция истории. Светская и церковная периодизация истории.
5. Региональные модели средневековой историографии.
6. Летописи как основной жанр исторической литературы на Руси.
7. Историческая мысль в России XVI в.
8. Гуманистическая историческая мысль в Европе: идеи, школы, представители.
9. Научная революция XVII в. и развитие исторической мысли.
10. Исторические сочинения в России в XVII – первой четверти XVIII вв.
11. Эпоха Просвещения и становление исторической науки.
12. Исторические взгляды В.Н. Татищева.
13. Академия наук в России и изучение русской истории в середине XVIII в.
14. Историческая наука в России во второй половине XVIII в.
15. Эпоха романтизма в исторической науке: идеи, направления, представители.
16. Национальные историографические школы в Европе в первой половине XIX в.
17. Н.М. Карамзин и критическое направление российской историографии первой трети XIX в.
18. Государственная школа в российской исторической науке.
19. Марксизм и позитивизм в исторической науке второй половины XIX – начала XX вв.
20. Национальные школы в развитии исторической науки во второй половине XIX в.
21. Теоретико-методологические и исторические взгляды В.О. Ключевского.
22. Московская и Петербургская школа историков в конце XIX – начале XX вв.
23. Основные направления развития исторической науки в России в конце XIX – начале XX вв.
24. Методологический кризис в мировой исторической науке в начале XX в.
25. Революция 1917 г. и российская наука. Историки «старой» школы в новых условиях.
26. Становление советской исторической науки в 1920 – 1930-х гг.
27. Советская историография: сущность, периоды, концепция, представители.
28. Цивилизационный подход в исторической науке (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.)
29. «Школа Анналов» и становление «новой исторической науки».
30. Социальная история и историческая антропология.
31. Теория модернизации.
32. Постмодерн и трансформация исторического сознания.
Рейтинг-план дисциплины
История исторической науки (название дисциплины согласно рабочему учебному плану)
специальность «история» курс __3_____________, семестр______6____2013 /2014 гг.
Количество часов по учебному плану _72_, в т.ч. аудиторная работа __36_, самостоятельная работа 33_.
Преподаватель: Басырова Светлана Габдрауфовна, кандидат исторических наук, доцент________Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Кафедра: истории Отечества и методики преподавания истории______________
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Модуль I. Развитие исторической мысли с древности до нового времени | ||||
Текущий контроль | ||||
1.Работа студента на семинарском занятии | 1-3 | |||
2. Выполнение заданий СРС | 3-5 | |||
Рубежный контроль | ||||
1. Контрольная работа | 3-5 | |||
2. Тестирование | 3-5 | |||
Модуль II. История исторической науки XIX – начала XXI вв. | ||||
Текущий контроль | ||||
1.Работа студента на семинарском занятии | 1-3 | |||
2. Выполнение заданий СРС | 3-5 | |||
Рубежный контроль | ||||
1.Контрольная работа | 3-5 | |||
2. Тестирование | 3-5 | |||
Поощрительные баллы | ||||
1.Выполнение творческих заданий | ||||
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | ||||
| –6 | |||
| –10 | |||
Итоговый контроль | ||||
1. Зачет | ||||
Всего |
Распределение часов по модулям:
I модуль: лекции 6 часов, семинары 8 часов, самостоятельная работа 12 часов (рубежный контроль на четвертом семинаре).
II модуль: лекции 6 часов, семинары 16 часов, самостоятельная работа 21 час (рубежный контроль на двенадцатом семинаре).
Утверждено на заседании кафедры истории Отечества и МПИ
Протокол №