Внешняя политика середины 1960-1980 гг.




В сфере внешней политики советское руководство в эти годы пыталось решить несколько важнейших задач:

1. Сохранить СССР как монопольного лидера так называемого. «Социалистического лагеря».

2. Не допустить распада социалистического лагеря и его ослабления.

3. Расширить сферу своего международного присутствия и влияния путем поддержки «прогрессивных», «антиимпериалистических» движений и политических режимов в Африке, Азии, Центральной Америке, на Ближнем Востоке.

4. Сохранить противостояние с Западом («холодная война»), но сделать отношения с ним менее конфронтационными и более предсказуемыми.

Главной чертой внешней политики СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. стала еще большая ее идеологизация (отход от политики мирного сосуществования, идеология конфронтации и идея усиления идеологической борьбы двух систем – социализма и капитализма).

Отношения с соцстранами. В отношениях с социалистическими странами СССР стремился сплотить их на политической и экономической основе. Была выдвинута задача экономической интеграции в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Состав СЭВ расширился за счет Монголии, Вьетнама, Кубы. Крупными экономическими проектами стали нефтепровод «Дружба», газопровод «Союз», строительство промышленных предприятий. Постоянную экономическую, военную помощь СССР оказывал Кубе и Вьетнаму. Советская помощь позволила Вьетнаму в 1966-1975 гг. не только противостоять армиям США и Южного Вьетнама, но и в конечном счете одержать победу, объединив страну и добившись ухода США из этого района.

Пражская весна. Допуская некоторую либерализацию в странах Восточной Европы (Венгрии, Польше), советское руководство делало это в определенных пределах. В 1968 г. после прихода к руководству компартией и государством в Чехословакии новых людей (А. Дубчек) возникла вероятность глубоких политических реформ (многопартийность, свободные выборы, свобода печати и т.д.). Это грозило крахом т.н. социалистического строя. После неудачных попыток убедить чехословацких товарищей в необходимости «закрутить гайки», сохранить монополию власти коммунистической партии, СССР вместе с Болгарией, Венгрией, ГДР и Польшей в ночь на 21 августа ввел свои войска на территорию Чехословакии. Руководство страны первоначально было арестовано. После неудачной попытки сразу создать марионеточное правительство была избрана тактика переговоров, временных компромиссов в условиях сохранения советской военной группировки в Чехословакии. В апреле 1969 г. А. Дубчека удалось заменить Г. Гусаком. В стране началась «чистка» партийного и государственного аппарата от «ревизионистских» и «антисоциалистических» элементов. Эта акция продемонстрировала внешнему миру доктрину так называемого «ограниченного суверенитета» социалистических стран.

Польские события. Тревожные для советского руководства события в этот период происходили и в Польше. Политический кризис в 1970 г., вызванный массовыми выступлениями рабочих в Познани, закончился сменой руководства страны. Однако полностью подавить оппозиционное движение не удалось. Отличительной чертой Польши стало широкое участие в антиправительственных выступлениях рабочего класса. Был создан профсоюз «Солидарность» во главе с рабочим-электриком Гданьской судоверфи Л. Валенсой. В декабре 1981 г. новый руководитель Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Это продлило существование режима на несколько лет, но и предотвратило возможное вмешательство советских войск с целью «наведения порядка». Одновременно руководство КПСС было вынуждено мириться с особой позицией Румынии по целому ряду внешнеполитических вопросов. Установивший свою личную диктатуру Н. Чаушеску всячески подчеркивал свою независимость от СССР.

Взаимоотношения с Китаем. Особенно напряженно с начала 60-х гг. складывались отношения с Китаем. В середине 60-х гг. Мао Цзэдун начал так называемую «культурную революцию», вылившуюся в широчайшие репрессии против интеллигенции, партийного и государственного аппарата, национальных меньшинств. Одновременно китайское руководство намеренно шло на резкое ухудшение отношений с СССР. Были выдвинуты огромные территориальные претензии, сведены к минимуму экономические и культурные контакты. В 1969 г. на советско-китайской границе в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан) произошли вооруженные конфликты с большим числом человеческих жертв. Китай пытался стать новым центром международного коммунистического движения.

Международные совещания коммунистических партий в 1967, 1969, 1976, 1980 гг. показали нарастающие идеологические разногласия. В крупнейших коммунистических партиях Италии, Испании, Франции и т.д. появилось течение «еврокоммунизма», требовавшее пересмотра прежних догматов коммунистического движения (диктатура пролетариата, запрещение фракций и группировок, отрицание общечеловеческих ценностей и т.п.) с учетом новых реалий.

СССР и третий мир. В отношении «третьего мира» СССР, прежде всего, ставил во главу угла идеологические факторы. Это означало поддержку, в первую очередь, стран «социалистической ориентации». В их число входили со второй половины 70-х гг. Ангола, Алжир, Мозамбик, Сирия, Эфиопия и др. Им поступала большая экономическая помощь, предоставлялось практически бесплатно советское вооружение.

Огромное внимание уделялось положению на Ближнем Востоке. Здесь СССР выступал как верный союзник арабских государств. В июне 1967 г. в ходе «шестидневной войны» с Израилем Египет, Сирия и Иордания потерпели тяжелое поражение. Израиль оккупировал огромную территорию. Только советский ультиматум остановил продвижение израильских танков. В эти годы в Египте и Сирии были размещены советские средства ПВО с их техническим персоналом. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. С помощью СССР арабские страны стремились к военному решению своих противоречий с Израилем, отказываясь признавать его право на существование. В 1965 г. возникла Организация освобождения Палестины (ООП) во главе с Я. Арафатом. Но после неудачной войны 1973 г. новое руководство Египта взяло курс на поиски мирного компромисса с Израилем при содействии США.

В Африке СССР поддерживал Анголу, Мозамбик в их конфликте с ЮАР. В Азии главное внимание уделялось помощи Вьетнаму в отражении агрессии США, развитию дружественных отношений с Индией. Это вело к определенной напряженности в советско-пакистанских отношениях. В 1978 г. в результате переворота в Афганистане к власти пришла народно-демократическая партия, взявшая курс на постепенное продвижение к социализму. Непродуманные реформы способствовали разжиганию гражданской войны. Одновременно острая борьба развернулась между лидерами НДП. После неоднократных просьб афганского руководства в декабре 1979 г. туда были направлены советские войска. Одновременно было сменено руководство Афганистана: советскими спецслужбами был убит Амин, и его место занял Бабрак Кармаль. Впоследствии в 1986 г. Кармаля сменил Наджибулла. Но позитивных перемен не происходило. Советские войска все более втягивались в бесперспективные боевые действия с партизанами. Помощь афганской оппозиции оказывали Пакистан, США, ряд мусульманских государств. Одновременно афганские события негативно повлияли на международный авторитет СССР.

Отношения со странами Запада. В отношениях с развитыми государствами Запада СССР в целом, в силу экономических причин, понимания возможности ядерной войны, стремился к разрядке международных отношений, означавшей взаимное признание сложившихся сфер влияния, определенное снижение гонки вооружений, ограничение взаимного противостояния локальными конфликтами. «Разрядка» началась с середины 60-х гг. улучшением взаимоотношений с Францией. В 1972 г. был подписан договор с ФРГ, подтвердивший западные границы Польши и открывший дорогу к признанию ГДР международным сообществом. В последующие годы ФРГ стала одним из основных внешнеэкономических партнеров СССР, потребителей советского газа. Основной проблемой в отношениях с Японией оставалась проблема «северных территорий».

Отношения с США. Ведущее место во внешней политике СССР, безусловно, занимали отношения с США. Их нормализации мешали, прежде всего, проблемы Кубы, Вьетнама, Ближнего Востока. В мае 1972 г. в Москве в ходе визита президента Никсона были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, получившее название ОСВ-1. Согласно им, вводились количественные ограничения на развертывание противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В июне 1973 г. состоялся визит Брежнева в США. Было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. В июне 1974 г. Никсон вновь побывал в Москве. Здесь он подписал ряд новых соглашений об ограничении противоракетной обороны и подземных испытаний ядерного оружия.

Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Вершиной «разрядки» стало Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Оно прошло в Хельсинки в 1975 г. с участием 33 государств Европы, а также США и Канады. Был подписан Заключительный акт. Участники совещания обязались соблюдать принципы неприменения силы, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения прав человека, свободы информации и передвижения. В эти годы шли переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе.

Конец разрядке. События конца 70-х гг. - ввод советских войск в Афганистан и решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности - означали конец «разрядки». Избранный в ноябре 1980 г. президентом США Рейган выступил с позиций жесткого противостояния советской экспансии. Обострение двусторонних отношений выразилось в отказе США и ряда его союзников участвовать в Московской Олимпиаде 1980 г., взаимных обвинениях в связи с гибелью южнокорейского пассажирского самолета, сбитого советскими истребителями в районе Сахалина осенью 1983 г., отказе СССР и его союзников приехать на Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелес (США). Тем не менее, хотя договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г., не был ратифицирован американской стороной, обе страны продолжали его соблюдать.

Итоги. Таким образом, к середине 80-х гг. внешнеполитическое положение СССР заметно ухудшилось: нарастал кризис в социалистическом лагере и в международном коммунистическом движении, прохладными оставались отношения с Китаем, присутствие в «третьем мире» и военное соперничество с США требовали все более непосильных экономических расходов. Ситуация диктовала необходимость пересмотра основных внешнеполитических подходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: