Культурно-исторический потенциал




 

Сегодня Несвиж – это уникальный город-памятник, один из самых древних культурных центров Беларуси. Его архитектурные памятники являются не только белорусской, но и общеевропейской ценностью.

Существует несколько версий происхождения названия города. Некоторые исследователи считают, что Несвиж возник на одном из водных путей – реки Уша и Лань. Река Уша вела через Неман к Балтийскому морю, река Лань – через Припять и Днепр к Черному морю. Предание говорит, что там, где Уша и Лань близко подходили друг к другу, и возникло поселение людей, которые помогали перетягивать ладьи волоком. Затем поселение превратилось в крепость и стало центром небольшого княжества. Поселение было прекрасно укреплено. Этому способствовали и большие болота-трясины, и многочисленные защитники-воины, которых называли вижами. Трудно было пробраться вражеским воинам через высокие стены крепости. В самой крепости было много – «несть числа» – вижей. От слияния этих коротких слов «несть вижей» и стали называть город-крепость [12, с.27].

Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов, которые принесли ему подлинную славу. Радзивиллы – известный магнатский род, один из наиболее богатых и влиятельных в Великом княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой в XV-XVIII вв. Они имели огромные площади земли, получали миллионные доходы, оказывали влияние на судьбы тысяч людей. В 1583 году самые знаменитые и самые таинственные белорусские аристократы выбрали тихий и небольшой городок в качестве своей резиденции. Радзивиллы практически заново отстроили Несвиж. В городе были заложены храмы, соборы, монастыри. Здесь князья основали одну из первых в Беларуси типографий, где была напечатана первая книга на белорусском языке. Первый крепостной драматический театр в Беларуси — это тоже творение Радзивиллов.

Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Первые упоминания о Несвиже относятся к 1223 году. Но вплоть до XVI века о городе известно мало. Датой рождения Несвижа считается 1446 год, когда великий князь литовский Казимир IV Ягеллончик передал Несвиж Миколаю Яну Немировичу. На рубеже XVI-XVII веков город перешёл князю Миколаю Крыштофу Радзивиллу (Сиротке), который полностью перепланировал и перестроил его по Европейскому образцу. Именно в его время город достиг наивысшего расцвета богатства и культуры [25].

С городом связана жизнь и деятельность некоторых известных людей. Много славных страниц вписал Несвиж в историю литературы. Здесь увидело свет немало книг на белорусском, польском, латинском языках. Здесь родились, жили, творили многие прогрессивные деятели XVI века - Сымон Будный, Владислав Сырокомля, Лаврентий Крышковский, Матей Кавечинский, С.Новик-Пяюн и другие писатели, музыканты, издатели, сыгравшие заметную роль в развитии белорусской культуры.

В 1560 году в Несвиже была организована типография, в которой печатались прогрессивные произведения. В ее основании принимали участие просветитель, гуманист Сымон Будный; кногоиздатель, переводчик Матей Кавечинский; писатель, деятель реформационного движения Лаврентий Кришковский. В 1562 году С. Будный издал в несвижской типографии первую белорусскую книгу на территории современной республики «Катехизис». Памятник белорусскому просветителю был открыт в 1982 году у здания бывшей плебании, ныне несвижской типографии, которая носит его имя [3, с.32].

Важную роль в развитии литературы, просвещения, формирования общественной мысли города сыграла Несвижская учительская семинария. Ее закончили классики белорусской литературы Якуб Колас, Кузьма Чорный, ученый-этнограф Адам Богданович, общественный деятель А. Сенкевич и другие.

С Несвижем были также связаны жизнь и творчество поэта Владислава Сырокомли, писавшего на польском и белорусском языках; Павлюка Пранузы, главные темы творчества которого были Родина, народ, тревоги и радости жизни; поэта, переводчика, дипломата Даниэля Наборовского; талантливого литератора, демократа Александра Незабытовского. Многие иностранцы жили и работали в Несвиже. Среди них монах-иезуит, архитектор Джовани Мария Бернардони, архитекторы А.Лоцци, Педетти и другие.

Весь этот богатый исторический, культурный потенциал сегодня выполняет свою просветительскую функцию для туристов в рассказах, лекциях экскурсоводов и научных сотрудников музея-заповедника. Историческое и культурное наследие города имеет полиэтнический, поликонфессионный, поликультурныйхарактер.

Здания в Несвиже, построенные в стиле барокко, появились при участии иезуитов. Николай Радзивилл Сиротка пригласил итальянского зодчего Яна Мария Бернардони в Несвиж. По проектам Бернардони были возведены замок, костел, коллегиум иезуитов. Одновременно началась перестройка всего города. За короткий срок (1581-1616) был возведен новый город – с учетом достижений оборонного искусства эпохи. Несвиж был опоясан рвом и валом. У вьездов были возведены каменные надворные башни – Замковая, Клецкая, Виленская, Слуцкая. Несвиж постепенно становился неприступной крепостью.

Один из интереснейших архитектурных памятников Несвижа – средневековый феодальный замок, который после нескольких перестроек превратился в дворцово-парковый ансамбль (рис.3). (Приложение 2). В начале XVI века в городе в 200 м от домов мещан был построен небольшой деревянный замок. В 1547 построили новый, гораздо больший по размерам, но преимущественно деревянный. В 1583 Радзивиллом Сироткой было начато строительство каменного, довольно большого и богатого строения замка [9, с.26].

Живописный вид открывается сегодня на дворец с различных точек обзора. Он воспринимается как гармоничное архитектурное сооружение, расположенное на высоком земляном холме и окруженное прудами и каналами, зеленью парка. Силуэт ансамбля подчеркивается башнями и башенками. Созданием одного из лучших в Беларуси ландшафтного парка и завершилось формирование дворцово-паркового комплекса в Несвиже. Первоначально попасть внутрь замка можно было только по разборному деревянному мосту, который в случае нападения врага убирали. Ворота замка были двухэтажными, над которыми сверху возвышалась дозорная башня. Высокая башня с аркой, ведущей во внутренний главный двор, и центральный корпус дворцово-замкового ансамбля симметричны и образуют своеобразное кольцо. Главный фронтон украсили гербы Радзивиллов, военные эмблемы и пышный орнамент, выполненный в стиле барокко. Центральный корпус занимали сами Радзивиллы.

На главном дворе привлекает внимание необычный колодец – прекрасный образец мастерства белорусских умельцев. Им пользовались во время осады. Колодец прекрасно сохранился, но воду из него уже не берут. Еще одно украшение парадного двора – небольшие восьмигранные башни, размещенные по углам центрального корпуса. Второй двор – конный, или хозяйственный. Здесь, в валах, размещались подземные конюшни. Поблизости была яма-бункер для медведей. Третий двор в свое время сообщался с внешним миром секретными переходами. Они начинались под земляным валом и вели в разных направлениях. Местные легенды свидетельствуют, что подземные ходы шли к фарному костелу, Альбе и даже Мирскому замку.

Внутреннее убранство дворца отличалось своеобразной пышностью и богатством. Его интерьер украшали кафельные и фаянсовые печи. Стены залов были оформлены дубовыми резными панелями, полотняными и кожаными шпалерами. В замке было 12 залов: Золотой, Мраморный, Гетманский, Рыцарский, Охотничий и другие, а также множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью. Убранство замка составляли оружейная, портретная, библиотечная галереи. Картинная галерея насчитывала более 1000 полотен, а библиотека – более 20000 томов. Ранее в залах висели громадные зеркала в тонких позолоченных обрамлениях, стояла мебель из разных пород деревьев. На стенах висели рога оленей, лосей, клыки диких кабанов. В замке также хранились коллекции декоративно-прикладного искусства, в том числе фарфор, стеклянная посуда, хрусталь, продукция Радзивилловских мануфактур [21, с.4].

Трагические события 1812 года принесли городу разрушения и упадок, последствия которых ощущались долгие десятилетия. Многие уникальные вещи навсегда утеряны для Беларуси. Из замка было вывезено множество драгоценностей, книг, восковых фигур, пушек, которые попали в Эрмитаж и другие музеи. Фамильные сокровища Радзивиллов удалось спрятать, но многие драгоценности не найдены до наших дней.

В настоящее время в дворце ведутся реставрационные работы и исследования для того, чтобы в точности восстановить подлинный дворцовый облик. Самое легендарное сокровище на белорусской земле, которое и до нашего времени не найдено, – сокровище рода Радзивиллов «двенадцать апостолов». Скульптуры в натуральный рост человека, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями (семь из них были из чистого серебра и позолоченные, а пять – полностью золотые), ищут уже около 200 лет.

К концу 2007 года посетители смогут увидеть обновленную браму и прилегающие к ней двухэтажные галереи. На очереди – следующие этапы реставрационных работ в каменице, дворце и арсенале. Полностью объект будет сдан в 2010-м году [14, с.5]. На следующий этап – музеификацию – уйдет не менее десятилетия. Особую ценность представляют открытые в этом году подземные ходы. В отличие от насквозь промокшего дворца, его подземелья оказались сухими и хорошо сохранившимися. К сожалению, легендарного туннеля, по которому ездили кареты из Несвижа в Мир, не нашли. Зато открыли достаточно длинные, извилистые подземные коридоры. Дворец приоткрыл немало подлинного. Из радзивилловских вещей до наших дней сохранились лишь два экспоната. Это уникальный бильярд и картина на потолке над центральной лестницей – «Богиня Леда и шесть амуров», а также сделанный при хозяевах особым способом «плавающий» паркет в танцевальном зале [20, с. 17].

На протяжении нескольких десятилетий бесценный памятник истории и культуры был превращен в санаторий для тружеников села. Только сейчас, в ходе реставрационных работ, стала проявляться подлинная красота радзивилловского дворца. Возобновляются просторные залы, из-под многочисленных слоев краски восстанавливаются фрески, украшавшие ранее дворец. Над входом под штукатуркой обнаружены гранитные плиты с латинскими фразами.

Несвижский замок – одна из четырех достопримечательностей Беларуси, внесенная в список мирового наследия ЮНЕСКО. Внесение в список произошло совсем недавно, в 2005 году. Это стало важным событием в культурной жизни Беларуси.

Несвиж привлекает туристов Фарным костёлом Наисвятейшего Божьего Тела, сооружённым в 1593 году как костёл иезуитского монастыря (коллегиума), и являющимся первым на территории Восточной Европы памятником архитектуры барокко (рис.4). (Приложение 2). Ни войны, ни стихийные бедствия, ни социальные катаклизмы, ни само время не причинили ему никакого вреда. Несвижский фарный костел – одно из наилучших произведений итальянского зодчего Яна Марии Бернардони. Возведенный в 1587 – 1593 годах костел размещается недалеко от княжеского замка в восточной части города. Главный фасада костела имеет двухъярусную композицию с ярко выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении используются средства архитектурной классики, резьба и живопись. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства. Барабан купола поддерживается сферическими расписанными парусами. Первоначальная роспись интерьера не сохранилась, она погибла во время пожара, случившегося в середине 17 века. Наибольшее внимание в костеле привлекает размещенная в главном алтаре картина, темой которой является библейское предание о «тайной вечере». В костеле сохранился старинный орган, расположенный на галерее.

В крипте святыни размещается фамильная усыпальница Радзивиллов из 72 захоронений (часть из них – в виде мумий) – единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии [16, с. 5]. В нем находятся деревянные саркофаги наиболее знаменитых представителей рода Радзивиллов. Последнее захоронение датируется 2000 годом.

Название же «фарный» в переводе с польского языка означает «приходской». Восходит же оно, вероятнее всего, к острову Фарос, на котором был построен Александрийский маяк, одно из семи чудес света. Маяк указывал истинный путь кораблям, а вера, подобно ему, по мнению приверженцев католицизма, указывала истинный путь католикам [16, с. 6].

На центральной площади города привлекает внимание старинное здание ратуши (рис.5). (Приложение 2). Внушительные размеры, толстые могущественные стены придают ей монументальный вид. В прошлом, после получения Несвижем магдебургского права, здесь находилось городское самоуправление. С трех сторон ратушу окружали торговые ряды, образуя целостную архитектурную композицию в середине городской площади. Сохранившаяся старинная гравюра с видом ратуши свидетельствует, что раньше башня здесь была выше, имела шесть этажей. Ее силуэт был красочен, а фасады хорошо декорированы. На башне размещались городские часы, колокола и наблюдательная площадка. В 1836 году ратуша пережила пожар, после которого она из шести – стала четырехэтажной. На втором этаже ратуши, куда и сейчас ведут широкие ступени одномаршевой лестницы, размещалась канцелярия городского самоуправления, казна и большой зал, приспособленный для торжественных актов, заседаний магистрата и театральных выступлений. Здесь же хранился городской архив с административными книгами и привилеями. Часть помещений на первом этаже и подвалы отводились под склады товаров, там же прятали городские весы и контрольные бочки, которыми мерили зерно. Со всех сторон ратушу окружала мощеная камнем Рыночная площадь, где два раза в год собирались шумные базары [16, с. 6].

Здание несвижской ратуши с торговыми рядами – яркое свидетельство таланта и высокой культуры наших предков.

Своеобразным и единственным в своем роде памятником архитектуры белорусского барокко являются Слуцкие ворота (рис.6). (Приложение 2). Это единственные сохранившиеся до нашего времени из четырех ворот, через которые можно было проехать в город, окруженный тогда валами и широким рвом. Попасть в город, минуя ворота, было практически невозможно. На первом их этаже сохранилась коморка для стражи и чиновника. Каждый въезжающий или идущий в Несвиж основательно проверялся, должен был платить пошлину. На втором этаже находилась просторная каплица.

В 70-е годы нашего столетия была проведена реставрация этого уникального памятника XVIII века. Реставраторы вернули воротам первозданный вид: были восстановлены тяжелые дубовые двери, боковая лестница, ведущая на второй этаж; отреставрированы стены и потолок, кованый балкон со стороны ратуши и многоцветный витраж.

Слуцкие ворота – небольшое сооружение, но оно, как и другие памятники Несвижа, оставляет своеобразное впечатление, ощущение веяния тех времен.

Большой интерес представляет сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют « дом на рынке » (рис.7). (Приложение 2). Оно построено в 1721 году и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Ранее он был разделен на жилую и производственную (торговую) части. Наиболее интересная главная фасадная стена. Ее высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. Несвижский «дом на рынке» – единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины 18 века с барочным фасадом [11, с. 196].

Южнее его расположен комплекс бывшего монастыря бенедектинок, который входил в систему обороны города (рис.8). (Приложение 2). Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. Костел, находящийся на территории монастыря, и монастырь бенедектинок строились одновременно, в 1590 –1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. В архитектуре костела представлена традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барокко.

Вдоль коридоров монастыря располагались кельи, а в юго-восточной его части находился большой зал трапезной. Деревянные двери в воротах бенедектинского монастыря с двух сторон украшены коваными металлическими накладками. Колокольня покрыта куполом грушевидной формы. Оптические эффекты, живописный силуэт этого сооружения свидетельствует, что здесь использованы формы зрелого барокко. В храме было семь алтарей, из которых главный (деревянный) украшен колоннами коринфского ордера и скульптурами святых. Ансамбль дополняется трехъярусной надвратной башней, построенной в 18 веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря.

В 1866 году костел бенедектинок был переделан под церковь, а монастырь закрыли и в 1876 году перестроили под казармы. В монастырских постройках и бывшем костеле Святой Евфимии располагается теперь педагогический колледж. Вокруг уцелели остатки земляных валов, защищавших монастырь [9, с. 28].

Таким образом, ценные исторические памятники, хорошо сохранившаяся древняя архитектурно-планировочная структура и живописное природное окружение делают Несвиж городом-заповедником. Уникальные памятники истории и культуры старинного Несвижа находятся под охраной государства. Несвиж гордится своим прошлым. Это сокровище города, его достояние. Однако наличие памятников, парков, интересных исторических мест само по себе не является полным гарантом создания туристского центра, нужна и соответствующая инфраструктура обслуживания туристов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: