Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности




Основой ᅠимущественной ᅠсамостоятельности ᅠсубъектов ᅠпредпринимательских ᅠотношений ᅠсоставляют ᅠотношения ᅠправа ᅠсобственности. ᅠПравомочиями ᅠсобственника ᅠсоставляют ᅠкатегории ᅠ ᅠвладения, ᅠпользования ᅠи ᅠраспоряжения ᅠсвоим ᅠимуществом. ᅠТак ᅠв ᅠсоответствие ᅠсо ᅠст. ᅠ209ГК ᅠРФ ᅠ"собственник ᅠвправе ᅠпо ᅠсвоему ᅠусмотрению ᅠсовершать ᅠв ᅠотношении ᅠпринадлежащего ᅠему ᅠимущества ᅠлюбые ᅠдействия, ᅠне ᅠпротиворечащие ᅠзакону ᅠи ᅠиным ᅠправовым ᅠактам ᅠи ᅠне ᅠнарушающие ᅠправа ᅠи ᅠохраняемые ᅠзаконом ᅠинтересы ᅠдругих ᅠлиц, ᅠв ᅠтом ᅠчисле ᅠотчуждать ᅠсвое ᅠимущество ᅠв ᅠсобственность ᅠдругим ᅠлицам, ᅠпередавать ᅠим, ᅠоставаясь ᅠсобственником, ᅠправа ᅠвладения, ᅠпользования ᅠи ᅠраспоряжения ᅠимуществом, ᅠотдавать ᅠимущество ᅠв ᅠзалог ᅠи ᅠобременять ᅠего ᅠдругими ᅠспособами, ᅠраспоряжаться ᅠим ᅠиным ᅠобразом".

Классическое ᅠпонимание ᅠправа ᅠсобственности ᅠбыло ᅠдано ᅠакадемиком ᅠА.В. ᅠВенедиктовым[41] ᅠв ᅠсоответствие ᅠс ᅠкоторым ᅠправо ᅠсобственности ᅠэто ᅠправо ᅠиндивида ᅠили ᅠколлектива ᅠиспользовать ᅠсредства ᅠи ᅠпродукты ᅠпроизводства ᅠсвоей ᅠвластью ᅠи ᅠв ᅠсвоем ᅠинтересе. ᅠТаким ᅠобразом ᅠопределяющим ᅠпризнаком ᅠотношений ᅠправа ᅠсобственности ᅠвыступает ᅠспособность ᅠреализации ᅠпренадлежащих ᅠсобственнику ᅠправ ᅠпо ᅠсредством ᅠреализации ᅠсобственной ᅠволи, ᅠчто ᅠв ᅠсвою ᅠочередь ᅠотличает ᅠправо ᅠсобственности ᅠкак ᅠот ᅠиных ᅠвещных ᅠправ, ᅠтак ᅠи ᅠот ᅠобязательственных ᅠотношений. ᅠНапример, ᅠправа ᅠарендатора ᅠна ᅠпользование ᅠимуществом ᅠопосредованы ᅠправами ᅠсобственника ᅠОтдельные ᅠправомочия ᅠявляются ᅠсредством ᅠосуществления ᅠсобственником ᅠего ᅠправа ᅠсобственности. ᅠСобственник ᅠдолжен ᅠобладать ᅠэтими ᅠправомочиями, ᅠчтобы ᅠприсвоить ᅠсредства ᅠи ᅠпродукты ᅠпроизводства.

Общие ᅠположения ᅠо ᅠправе ᅠсобственности, ᅠоснования ᅠприобретения, ᅠпрекращения ᅠправа ᅠсобственности ᅠзакреплены ᅠв ᅠГК ᅠРФ, ᅠа ᅠправила ᅠо ᅠреализации ᅠправомочий ᅠсобственника ᅠразвиты ᅠи ᅠдетализированы ᅠв ᅠмногочисленных ᅠзаконодательных ᅠи ᅠподзаконных ᅠактах.

В ᅠсоответствии ᅠсо ᅠст. ᅠ8 ᅠКонституции, ᅠв ᅠРоссийской ᅠФедерации ᅠпризнаются ᅠи ᅠзащищаются ᅠравным ᅠобразом ᅠчастная, ᅠгосударственная, ᅠмуниципальная ᅠи ᅠиные ᅠформы ᅠсобственности.

Только ᅠзаконом ᅠмогут ᅠустанавливаться ᅠособенности ᅠприобретения ᅠи ᅠпрекращения ᅠправа ᅠсобственности ᅠна ᅠимущество, ᅠа ᅠтакже ᅠнормы ᅠпо ᅠреализации ᅠсобственником ᅠсвоих ᅠправовмочий ᅠпо ᅠвладению, ᅠпользованию ᅠи ᅠраспоряжению ᅠим ᅠв ᅠзависимости ᅠот ᅠформы ᅠсобственности. ᅠТакже, ᅠтолько ᅠзаконом ᅠопределяется ᅠимущество, ᅠкоторые ᅠмогут ᅠнаходиться ᅠтолько ᅠв ᅠгосударственной ᅠили ᅠмуниципальной ᅠсобственности.

Субъектами ᅠчастной ᅠсобственности ᅠмогут ᅠбыть ᅠграждане ᅠи ᅠюридические ᅠлица, ᅠза ᅠисключением ᅠунитарных ᅠпредприятий ᅠи ᅠучреждений. ᅠПрименительно ᅠк ᅠсфере ᅠпредпринимательства ᅠследует ᅠотметить, ᅠчто ᅠиндивидуальные ᅠпредприниматели, ᅠкоммерческие ᅠи ᅠнекоммерческие ᅠорганизации, ᅠкроме ᅠгосударственных ᅠи ᅠмуниципальных ᅠпредприятий, ᅠа ᅠтакже ᅠучреждений, ᅠфинансируемых ᅠсобственником, ᅠявляются ᅠсобственниками ᅠимущества, ᅠна ᅠбазе ᅠкоторого ᅠони ᅠосуществляют ᅠпредпринимательскую ᅠдеятельность.

Имущество, ᅠкоторое ᅠиспользуется ᅠв ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности ᅠи ᅠпринадлежащее, ᅠбудь-то, ᅠиндивидуальным ᅠпредпринимателям ᅠили ᅠорганизациям, ᅠдолжно ᅠобособляться ᅠот ᅠимущества ᅠиных ᅠлиц. ᅠПравовой ᅠформой ᅠтакого ᅠобособления ᅠдля ᅠюридических ᅠлиц ᅠявляется ᅠзакрепление ᅠего ᅠна ᅠсамостоятельном ᅠбалансе ᅠу ᅠкоммерческих ᅠорганизаций ᅠили ᅠсмете ᅠу ᅠнекоммерческих. ᅠСледует ᅠтакже ᅠиметь ᅠввиду, ᅠчто ᅠсоздавая ᅠфилиалы ᅠи ᅠпредставительства, ᅠюридические ᅠлица ᅠпередают ᅠим ᅠчасть ᅠимущества, ᅠкоторое ᅠотражается ᅠна ᅠотдельном ᅠбалансе ᅠструктурного ᅠподразделения, ᅠно ᅠимущество ᅠпри ᅠэтом ᅠостается ᅠсобственностью ᅠюридического ᅠлица.

Действующее ᅠзаконодательство ᅠне ᅠпроводит ᅠреального ᅠразграничения ᅠмежду ᅠимуществом, ᅠприобретенным ᅠгражданином ᅠот ᅠзанятия ᅠпредпринимательской ᅠдеятельностью, ᅠи ᅠостальным ᅠимуществом ᅠгражданина, ᅠа ᅠспецифика ᅠправового ᅠрежима ᅠимущества ᅠиндивидуального ᅠпредпринимателя ᅠпроявляется ᅠлишь ᅠв ᅠтех ᅠслучаях, ᅠкогда ᅠоно, ᅠкаким ᅠбы ᅠоно ᅠни ᅠбыло ᅠ(приобреталось ᅠили ᅠнет ᅠдля ᅠцелей ᅠпредпринимательства) ᅠнепосредственно ᅠиспользуется ᅠв ᅠпредпринимательской ᅠсфере.

По ᅠсравнению ᅠс ᅠранее ᅠдействующими ᅠнормами, ᅠс ᅠодной ᅠстороны, ᅠзначительно ᅠрасширяется ᅠкруг ᅠобъектов, ᅠкоторые ᅠмогут ᅠбыть ᅠиспользованы ᅠгражданином ᅠдля ᅠосуществления ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности, ᅠвключая ᅠв ᅠэту ᅠсферу ᅠи ᅠсредства ᅠпроизводства, ᅠа ᅠс ᅠдругой ᅠстороны, ᅠрасширяется ᅠобъем ᅠправ ᅠи ᅠобязанностей ᅠв ᅠотношении ᅠпринадлежащего ᅠему ᅠимущества. ᅠТак ᅠпредприниматель, ᅠв ᅠцелях ᅠнаиболее ᅠэффективного ᅠуправления ᅠимуществом ᅠи ᅠего ᅠэксплуатации ᅠвправе ᅠиспользовать ᅠнаемный ᅠтруд, ᅠа ᅠв ᅠотношении ᅠсделок ᅠсовершаемых ᅠиндивидуальным ᅠпредпринимателем, ᅠраспространяются ᅠрежим ᅠкоммерческих ᅠорганизаций, ᅠза ᅠисключением ᅠслучаев ᅠпредусмотренных ᅠзаконом, ᅠиных ᅠправовых ᅠактов ᅠили ᅠсущества ᅠправоотношения ᅠ(п. ᅠ3 ᅠст. ᅠ23 ᅠГК). ᅠСледует ᅠтакже ᅠиметь ᅠввиду ᅠчто ᅠпо ᅠсвоим ᅠобязательствам ᅠпредприниматель ᅠнесет ᅠсамостоятельную ᅠответственность ᅠвсем ᅠ(как ᅠличным, ᅠтак ᅠи ᅠиспользуемым ᅠв ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности) ᅠбез ᅠналичия ᅠвины, ᅠт.е. ᅠза ᅠсам ᅠфакт ᅠнеисполнения ᅠобязательства ᅠ(п. ᅠ3 ᅠст. ᅠ401 ᅠГК). ᅠИными ᅠнормативными ᅠактами, ᅠтакже ᅠможет ᅠбыть ᅠустановлены ᅠдополнительные ᅠправила, ᅠнапример, ᅠЗакон ᅠРФ ᅠот ᅠ7 ᅠфевраля ᅠ1992 ᅠг. ᅠ"О ᅠзащите ᅠправ ᅠпотребителей" ᅠвозлагает ᅠна ᅠиндивидуального ᅠпредпринимателя, ᅠкак ᅠи ᅠна ᅠкоммерческую ᅠорганизацию, ᅠряд ᅠдополнительных ᅠобязанностей ᅠпо ᅠинформированию ᅠпотребителей, ᅠобеспечению ᅠбезопасности ᅠтоваров ᅠдля ᅠжизни ᅠи ᅠздоровья ᅠв ᅠслучае ᅠпродажи ᅠтоваров, ᅠвыполнения ᅠработ ᅠи ᅠуслуг ᅠи ᅠдр.

Все ᅠимущество ᅠпредпринимателя ᅠможет ᅠявиться ᅠпредметом ᅠвзыскания ᅠкредиторов. ᅠПредприниматель ᅠнесет ᅠответственность ᅠпо ᅠобязательствам ᅠвсем ᅠсвоим ᅠимуществом ᅠ(ст. ᅠ24 ᅠГК), ᅠна ᅠкоторое ᅠпо ᅠдействующему ᅠгражданскому ᅠпроцессуальному ᅠзаконодательству ᅠможет ᅠбыть ᅠобращено ᅠвзыскание.

Разновидностью ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности ᅠграждан ᅠявляется ᅠведение ᅠкрестьянского ᅠ(фермерского) ᅠхозяйства ᅠбез ᅠобразования ᅠюридического ᅠлица, ᅠзарегистрированного ᅠв ᅠустановленном ᅠпорядке. ᅠНа ᅠимущество ᅠкрестьянского ᅠхозяйства ᅠраспространяется ᅠрежим ᅠобщей ᅠсовместной ᅠсобственности, ᅠесли ᅠзаконом ᅠили ᅠдоговором ᅠмежду ᅠего ᅠчленами ᅠне ᅠустановлено ᅠиное.

В ᅠкрестьянском ᅠхозяйстве ᅠпредпринимателем ᅠявляется ᅠтолько ᅠего ᅠглава, ᅠкоторый ᅠраспоряжается ᅠимуществом ᅠфермерского ᅠхозяйства ᅠв ᅠинтересах ᅠпоследнего, ᅠно ᅠпо ᅠобязательствам, ᅠзаключенным ᅠглавой ᅠв ᅠинтересах ᅠкрестьянского ᅠхозяйства, ᅠпоследнее ᅠотвечает ᅠсвоим ᅠимуществом.

В ᅠсостав ᅠимущества ᅠкрестьянского ᅠхозяйства ᅠвходят ᅠтакие ᅠобъекты, ᅠкак ᅠземельный ᅠучасток, ᅠхозяйственные ᅠи ᅠиные ᅠпостройки, ᅠсооружения, ᅠскот, ᅠптица, ᅠсельскохозяйственная ᅠи ᅠиная ᅠтехника ᅠи ᅠоборудование, ᅠтранспортные ᅠсредства, ᅠинвентарь ᅠи ᅠдругое ᅠимущество, ᅠприобретенное ᅠдля ᅠхозяйства ᅠна ᅠобщие ᅠсредства ᅠего ᅠчленов. ᅠ

К ᅠобщему ᅠимуществу ᅠчленов ᅠкрестьянского ᅠхозяйства ᅠтакже ᅠотносятся ᅠплоды, ᅠпродукция ᅠи ᅠдоходы, ᅠполученные ᅠв ᅠрезультате ᅠдеятельности ᅠкрестьянского ᅠхозяйства.

Следует ᅠиметь ᅠввиду ᅠчто ᅠ ᅠкрестьянское ᅠхозяйство ᅠможет ᅠбыть ᅠпреобразовано ᅠхозяйственное ᅠтоварищество ᅠили ᅠпроизводственный ᅠкооператив. ᅠВ ᅠтаком ᅠслучае ᅠправо ᅠсобственности ᅠна ᅠпереданное ᅠкрестьянским ᅠ(фермерским) ᅠхозяйством ᅠимущество ᅠвозникает ᅠу ᅠвновь ᅠсозданных ᅠтовариществ ᅠили ᅠкооператива.

В ᅠслучае ᅠвыхода ᅠиз ᅠфермерского ᅠхозяйства ᅠгражданин ᅠимеет ᅠправо ᅠна ᅠденежную ᅠкомпенсацию, ᅠсоразмерную ᅠего ᅠдоле ᅠв ᅠправе ᅠобщей ᅠсобственности ᅠна ᅠимущество ᅠхозяйства. ᅠ

В ᅠнастоящее ᅠвремя ᅠправовой ᅠрежим ᅠправа ᅠсобственности ᅠюридических ᅠлиц ᅠсущественно ᅠизменяется, ᅠразвивается ᅠакционерное ᅠи ᅠкооперативное ᅠзаконодательство, ᅠзаконодательство ᅠо ᅠнекоммерческих ᅠорганизациях, ᅠв ᅠкотором ᅠнаряду ᅠс ᅠдругими ᅠпризнаками, ᅠприсущими ᅠюридическому ᅠлицу, ᅠнемаловажное ᅠместо ᅠуделяется ᅠих ᅠимуществу. ᅠТакое ᅠизменение ᅠобусловлено ᅠв ᅠпервую ᅠочередь ᅠпрежде ᅠвсего ᅠобъективными ᅠпроцессами, ᅠпроисходящими ᅠв ᅠэкономике. ᅠВозросло ᅠкак ᅠколичественная ᅠпропорция ᅠюридических ᅠлиц, ᅠтак ᅠи ᅠих ᅠзначение ᅠи ᅠвлияние ᅠна ᅠэкономику ᅠи ᅠхозяйственную ᅠжизнь ᅠгосударства ᅠв ᅠцелом. ᅠНаблюдается ᅠтенденция ᅠприоритета ᅠсобственности ᅠюридических ᅠлиц ᅠнад ᅠсобственностью ᅠграждан[42].

Однако ᅠзначение ᅠимущества ᅠдля ᅠразличных ᅠвидов ᅠюридических ᅠлиц ᅠне ᅠодинаковы. ᅠТак, ᅠесли ᅠдля ᅠкоммерческих ᅠорганизаций, ᅠимущество ᅠэто ᅠпрежде ᅠвсего ᅠсвоеобразная ᅠгарантия ᅠдля ᅠкредиторов ᅠпо ᅠисполнению ᅠвзятых ᅠтаким ᅠлицом ᅠна ᅠсебя ᅠобязательств, ᅠт.е. ᅠгарантия ᅠпредотвращения ᅠвероятного ᅠриска ᅠдля ᅠкредиторов. ᅠДля ᅠкооперативных ᅠорганизаций, ᅠглавным ᅠобразов ᅠв ᅠсилу ᅠособой ᅠих ᅠвнутренней ᅠорганизации, ᅠимущество ᅠявляется ᅠважнейшим ᅠинструментом ᅠобеспечения ᅠматериальных ᅠи ᅠдуховных ᅠинтересов ᅠсвоих ᅠчленов. ᅠТаким ᅠобразом, ᅠсодержание ᅠнорм ᅠдействующего ᅠзаконодательства ᅠрегламентирующего ᅠособенности ᅠправового ᅠрежима ᅠобъектов ᅠправа ᅠсобственности ᅠюридических ᅠлиц, ᅠнаходится ᅠв ᅠпрямой ᅠзависимости ᅠот ᅠтой ᅠцели, ᅠради ᅠкоторой ᅠони ᅠсозданы ᅠи ᅠнаоборот, ᅠцель ᅠдеятельности ᅠюридического ᅠлица ᅠопределяет ᅠи ᅠвозможный ᅠвид ᅠорганизационно-правовой ᅠформы ᅠюридического ᅠлица ᅠи ᅠследовательно ᅠрежим ᅠимущества.

Следовательно, ᅠправовой ᅠрежим ᅠсобственности ᅠюридического ᅠлица ᅠзависит ᅠот ᅠвида ᅠорганизационно-правовой ᅠформы ᅠ(субъекта) ᅠи ᅠспецифики ᅠпринадлежащего ᅠему ᅠимущества ᅠ(объекта)[43]. ᅠДанное ᅠобстоятельство ᅠвлияет ᅠна ᅠсодержательную ᅠхарактеристику ᅠправ ᅠна ᅠимущество ᅠконкретного ᅠюридическго ᅠлица, ᅠтогда ᅠкак ᅠстатика ᅠправомочий ᅠсобственника ᅠнеизменна. ᅠДанный ᅠтезис ᅠнапример ᅠнаглядно ᅠпроявляется ᅠпри ᅠсопоставлении ᅠправ ᅠна ᅠимущество ᅠюридического ᅠлица ᅠс ᅠобщей ᅠи ᅠспециальной ᅠправоспособностью, ᅠа ᅠобладание ᅠвещью, ᅠограниченной ᅠв ᅠобороте, ᅠтакже ᅠсужает ᅠвозможности ᅠсобственника ᅠпо ᅠее ᅠвладению, ᅠпользованию ᅠи ᅠраспоряжению.

Правовой ᅠрежим ᅠобъектов ᅠправа ᅠсобственности ᅠюридических ᅠлиц ᅠв ᅠбольшинстве ᅠслучаев ᅠсовпадает ᅠс ᅠчастной ᅠсобственностью ᅠграждан, ᅠтак ᅠкак ᅠв ᅠсобственности ᅠюридических ᅠлиц ᅠможет ᅠнаходиться ᅠлюбое ᅠимущество ᅠне ᅠизъятое ᅠиз ᅠоборота. ᅠ

Отдельные ᅠвиды ᅠобъектов ᅠправа, ᅠкоторые ᅠкак ᅠправило ᅠхарактеризуются ᅠкак ᅠограниченные ᅠв ᅠобороте, ᅠмогут ᅠнаходиться ᅠна ᅠправе ᅠсобственности ᅠтолько ᅠу ᅠтех ᅠюридических ᅠлиц, ᅠкоторые ᅠотвечают ᅠспециальным ᅠтребованиям, ᅠустановленным ᅠв ᅠзаконе. ᅠТак, ᅠсогласно ᅠст. ᅠ8 ᅠФЗ ᅠот ᅠ27 ᅠфевраля ᅠ2003 ᅠг. ᅠ"Об ᅠособенностях ᅠуправления ᅠи ᅠраспоряжения ᅠимуществом ᅠжелезнодорожного ᅠтранспорта"[44] ᅠединый ᅠхозяйствующий ᅠсубъект ᅠне ᅠвправе ᅠпередавать ᅠв ᅠаренду, ᅠбезвозмездное ᅠпользование, ᅠдоверительное ᅠуправление ᅠили ᅠзалог ᅠмагистральные ᅠжелезнодорожные ᅠлинии; ᅠобъекты ᅠлокомотивного ᅠи ᅠвагонного ᅠхозяйства, ᅠимеющие ᅠоборонное ᅠзначение, ᅠи ᅠдр. ᅠУказанное ᅠимущество ᅠможет ᅠнаходиться ᅠтолько ᅠв ᅠсобственности ᅠединого ᅠхозяйствующего ᅠсубъекта ᅠили ᅠв ᅠфедеральной ᅠсобственности.

Имущество ᅠкоторое ᅠоказалось ᅠв ᅠсилу ᅠразличных ᅠпричи ᅠв ᅠсобственности ᅠюридического ᅠлица ᅠи ᅠкоторое ᅠв ᅠсилу ᅠзакона ᅠне ᅠимеет ᅠправа ᅠим ᅠобладать ᅠобязано ᅠего ᅠреализовать ᅠуправомоченному ᅠгосударственному ᅠоргану ᅠили ᅠлицу ᅠэтом ᅠорганом ᅠуказанному ᅠ(ст. ᅠ238 ᅠГК).

Количественные ᅠи ᅠстоимостные ᅠхарактеристики ᅠимущества ᅠотдельных ᅠвидов ᅠюридических ᅠлиц ᅠопределяются ᅠсамыми ᅠразнообразными ᅠфакторами: ᅠорганизационно-правовой ᅠформой; ᅠвидами ᅠдеятельности; ᅠпродолжительностью ᅠсуществования, ᅠи ᅠдр.

Имеющееся ᅠу ᅠсубъектов ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности ᅠимущество ᅠподлежит ᅠоценке, ᅠкоторых ᅠможет ᅠбыть ᅠразличное ᅠмножество, ᅠа ᅠвыбор ᅠтого ᅠили ᅠиного ᅠспособа ᅠоценки ᅠзависит ᅠот ᅠцелей ᅠее ᅠпроведения, ᅠвида ᅠимущества, ᅠстадии ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности. ᅠНапример, ᅠоценка ᅠимущества ᅠможет ᅠпроводиться ᅠв ᅠцелях ᅠстатистического ᅠнаблюдения, ᅠдля ᅠформирования ᅠбухгалтерской ᅠотчетности, ᅠпри ᅠинвентаризаци, ᅠдля ᅠцелей ᅠналогообложения, ᅠпри ᅠпереоценке, ᅠпри ᅠвыявлении ᅠущерба, ᅠпри ᅠстраховании ᅠи ᅠт.д.. ᅠили ᅠже ᅠоценка ᅠможет ᅠбыть ᅠобусловлена ᅠразличными ᅠстадиями ᅠпредпринимательской ᅠдеятельности ᅠюридического ᅠлица, ᅠнапример, ᅠпри ᅠпередаче ᅠна ᅠбаланс, ᅠпри ᅠпродаже, ᅠпри ᅠликвидации ᅠорганизации.

Субъект ᅠправа ᅠэто ᅠосновной ᅠкритерий ᅠразграничения ᅠна ᅠвиды ᅠправа ᅠпубличной ᅠсобственности. ᅠИ ᅠтаким ᅠобразом ᅠпубличная ᅠсобственность ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠГражданским ᅠкодексом ᅠделится ᅠна ᅠгосударственную ᅠи ᅠмуниципальную.

Субъекты ᅠправа ᅠпубличной ᅠсобственности ᅠблизки ᅠдо ᅠстепени ᅠсмешения ᅠв ᅠсвоих ᅠправах. ᅠПо ᅠсвоему ᅠхарактеру, ᅠправовой ᅠприроде, ᅠпринципам ᅠправового ᅠрегулирования ᅠправо ᅠмуниципальной ᅠсобственности ᅠдействительно ᅠочень ᅠблизко ᅠк ᅠправу ᅠгосударственной ᅠсобственности. ᅠНо ᅠв ᅠто ᅠже ᅠвремя ᅠоно ᅠобладает ᅠнекоторыми ᅠотличиями:

его ᅠсубъекты ᅠне ᅠобладают ᅠсуверенитетом;

его ᅠобъектом ᅠне ᅠможет ᅠбыть ᅠимущество, ᅠизъятое ᅠиз ᅠоборота, ᅠимущество, ᅠограниченное ᅠв ᅠобороте, ᅠможет ᅠбыть ᅠего ᅠобъектом ᅠтолько ᅠв ᅠсилу ᅠпрямого ᅠуказания ᅠзакона;

принципы ᅠотнесения ᅠземли ᅠи ᅠдругих ᅠприродных ᅠресурсов ᅠк ᅠмуниципальной ᅠсобственности ᅠаналогичны ᅠпринципам ᅠотнесения ᅠк ᅠчастной ᅠи ᅠпротивопоставляются ᅠзаконодательством ᅠпринципам ᅠотнесения ᅠк ᅠгосударственной ᅠсобственности[45].

В ᅠсвою ᅠочередь, ᅠгосударственная ᅠсобственность ᅠподразделяется ᅠна ᅠфедеральную ᅠи ᅠсобственность ᅠсубъектов ᅠФедерации.

Действующее ᅠзаконодательство ᅠпозволяет ᅠвыделить ᅠследующие ᅠособенности ᅠправа ᅠпубличной ᅠсобственности.

Для ᅠпубличной ᅠсобственности ᅠхарактерен ᅠпринцип ᅠвсеобщности, ᅠв ᅠсилу ᅠкоторого ᅠсубъект ᅠпубличной ᅠсобственности ᅠможет ᅠиметь ᅠв ᅠсобственности ᅠабсолютно ᅠлюбое ᅠимущество, ᅠкак ᅠсвободное ᅠтак ᅠи ᅠограниченное ᅠили ᅠдаже ᅠизъятое ᅠиз ᅠоборота. ᅠБолее ᅠтого ᅠотдельные ᅠвиды ᅠимущества ᅠмогут ᅠнаходиться ᅠтолько ᅠв ᅠгосударственной ᅠили ᅠмуниципальной ᅠсобственности ᅠ(абз. ᅠ2 ᅠп. ᅠ3 ᅠст. ᅠ212 ᅠГК). ᅠПредставляется, ᅠчто ᅠосуществление ᅠправа ᅠсобственности ᅠна ᅠтакое ᅠимущество ᅠдолжно ᅠбыть ᅠнаправлено ᅠисключительно ᅠв ᅠобщеполезных ᅠцелях ᅠи ᅠпризвано ᅠобеспечивать ᅠне ᅠстолько ᅠинтересы ᅠпублично-правового ᅠобразования, ᅠсколько ᅠграждан, ᅠпроживающих ᅠна ᅠтерритории ᅠсоответствующего ᅠпубличного ᅠобразования. ᅠТакое ᅠимущество, ᅠкак ᅠправило, ᅠизъято ᅠиз ᅠоборота, ᅠне ᅠподлежит ᅠни ᅠотчуждению ᅠв ᅠчастную ᅠсобственность, ᅠни ᅠпередаче ᅠиностранным ᅠгосударствам ᅠили ᅠмеждународным ᅠорганизациям.

Перечень ᅠобъектов, ᅠкоторые ᅠмогут ᅠнаходиться ᅠв ᅠисключительной ᅠсобственности ᅠпублично-правовых ᅠобразований, ᅠопределяется ᅠзаконом. ᅠОднако ᅠединого ᅠнормативного ᅠакта ᅠна ᅠсегодняшний ᅠдень ᅠнет, ᅠа ᅠособенности ᅠрежима ᅠтакого ᅠимущества ᅠраскрываются ᅠв ᅠразрозненных ᅠнормативно-правовых ᅠактах. ᅠОтдельные ᅠвиды ᅠданного ᅠимущества ᅠназваны ᅠв ᅠзаконах ᅠо ᅠприродных ᅠресурсах ᅠи ᅠприватизации. ᅠ

От ᅠимени ᅠпублично-правовых ᅠобразований ᅠв ᅠгражданском ᅠобороте ᅠвыступают ᅠособые ᅠорганы ᅠи ᅠлица, ᅠуказанные ᅠст. ᅠ125 ᅠГК. ᅠ

Федеральными ᅠорганами ᅠгосударственной ᅠвласти, ᅠосуществляющими ᅠправа ᅠсобственника ᅠот ᅠимени ᅠРоссийской ᅠФедерации, ᅠсогласно ᅠУказу ᅠПрезидента ᅠРФ ᅠот ᅠ9 ᅠмарта ᅠ2004 ᅠг. ᅠN ᅠ314 ᅠ"О ᅠсистеме ᅠи ᅠструктуре ᅠфедеральных ᅠорганов ᅠисполнительной ᅠвласти" ᅠявляются ᅠфедеральные ᅠслужбы, ᅠне ᅠсвязанные ᅠс ᅠосуществлением ᅠконтроля ᅠи ᅠнадзора, ᅠа ᅠтакже ᅠфедеральные ᅠагентства[46].

Кроме ᅠорганов ᅠпредставлять ᅠинтересы ᅠпублично-правовых ᅠобразований ᅠмогут ᅠиные ᅠюридические ᅠлица ᅠи ᅠграждане. ᅠТакое ᅠпредставительство ᅠдопускается ᅠв ᅠслучаях, ᅠпредусмотренных ᅠнормативными ᅠактами ᅠРоссийской ᅠФедерации, ᅠее ᅠсубъектов ᅠили ᅠмуниципального ᅠобразования, ᅠлишь ᅠпри ᅠналичии ᅠспециального ᅠпоручения ᅠот ᅠсоответствующего ᅠпублично-правового ᅠобразования[47].

Возникает ᅠправо ᅠпубличной ᅠсобственности ᅠна ᅠтех ᅠже ᅠоснованиях, ᅠчто ᅠи ᅠправо ᅠчастной ᅠсобственности, ᅠв ᅠто ᅠже ᅠвремя ᅠдействующим ᅠзаконодательством ᅠпредусмотрены ᅠособые ᅠоснования ᅠприобретения ᅠпубличной ᅠсобственности:

обращение ᅠв ᅠгосударственную ᅠсобственность ᅠобнаруженного ᅠклада, ᅠсодержащего ᅠвещи, ᅠотносящиеся ᅠк ᅠпамятникам ᅠистории ᅠи ᅠкультуры ᅠ(п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ233);

поступление ᅠв ᅠмуниципальную ᅠсобственность ᅠбесхозяйной ᅠнедвижимости, ᅠнаходки ᅠи ᅠбезнадзорных ᅠживотных ᅠ(п. ᅠ3 ᅠст. ᅠ225, ᅠп. ᅠ2 ᅠст. ᅠ228, ᅠп. ᅠ1 ᅠст. ᅠ231);

отчуждение ᅠу ᅠчастного ᅠсобственника ᅠвещей, ᅠизъятых ᅠиз ᅠоборота ᅠили ᅠограниченных ᅠв ᅠобороте ᅠ(п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ238);

изъятие ᅠнедвижимости ᅠдля ᅠгосударственных ᅠили ᅠмуниципальных ᅠнужд ᅠ(ст. ᅠ239);

выкуп ᅠбесхозяйственно ᅠсодержимых ᅠкультурных ᅠценностей ᅠ(ст. ᅠ240);

реквизиция, ᅠконфискация ᅠи ᅠнационализация ᅠчастного ᅠимущества ᅠ(ст. ᅠ242, ᅠ243, ᅠ306).

Помимо ᅠособых ᅠоснований ᅠприобретения ᅠдействующее ᅠзаконодательство ᅠустанавливает ᅠи ᅠособый ᅠслучай ᅠпрекращения ᅠправа ᅠпубличной ᅠсобственности, ᅠа ᅠименно ᅠприватизация, ᅠв ᅠрезультате ᅠкоторой ᅠпубличная ᅠсобственность ᅠпревращается ᅠв ᅠчастную.

Особенностью ᅠпублично-правовых ᅠобразований ᅠтакже ᅠзаключается ᅠв ᅠневозможности ᅠобъявления ᅠих ᅠбанкротами. ᅠКроме ᅠтого, ᅠв ᅠотличие ᅠот ᅠиных ᅠсобственников ᅠони ᅠотвечают ᅠпо ᅠсвоим ᅠобязательствам ᅠне ᅠвсем ᅠсвоим ᅠимуществом, ᅠпоскольку ᅠот ᅠвзысканий ᅠосвобождены ᅠзакрепленное ᅠза ᅠунитарными ᅠпредприятиями ᅠи ᅠучреждениями ᅠимущество ᅠи ᅠобъекты ᅠисключительной ᅠсобственности.

 

§ ᅠ2. ᅠПраво ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления

Право ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠне ᅠявляются ᅠклассическими ᅠвещными ᅠправами. ᅠТеория ᅠоперативного ᅠуправления ᅠполучила ᅠдоктринальное ᅠобоснование ᅠв ᅠ40-50 ᅠгг. ᅠXX ᅠв. ᅠв ᅠсоветском ᅠгражданском ᅠправе ᅠ(А.В. ᅠВенедиктов[48]). ᅠТеория ᅠоперативного ᅠуправления, ᅠна ᅠоснове ᅠкоторой ᅠполучили ᅠлегальное ᅠпризнание ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠи ᅠправо ᅠполного ᅠхозяйственного ᅠведения, ᅠдала ᅠответ ᅠна ᅠвопрос, ᅠна ᅠкаком ᅠправе ᅠгосударственные ᅠпредприятия ᅠвладеют ᅠи ᅠпользуются ᅠгосударственным ᅠимуществом, ᅠне ᅠявляясь ᅠего ᅠсобственниками.

Субъект ᅠуказанных ᅠправ ᅠобладает ᅠспецификой, ᅠкоторая ᅠпредопределяется ᅠосновной ᅠфункцией ᅠданных ᅠправовых ᅠконструкций ᅠ- ᅠобеспечить ᅠучастие ᅠв ᅠгражданском ᅠобороте ᅠгосударственного ᅠимущества ᅠи ᅠпереложить ᅠна ᅠуправомоченных ᅠлиц ᅠбремя ᅠсодержания ᅠэтого ᅠимущества. ᅠПраво ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠможет ᅠпринадлежать ᅠтолько ᅠгосударственным ᅠи ᅠунитарным ᅠпредприятиям, ᅠтогда ᅠкак ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠзакрепляется ᅠза ᅠгосударственными ᅠказенными ᅠпредприятиями ᅠи ᅠучреждениями.

Объектом ᅠуказанных ᅠправ ᅠвыступают ᅠвещи ᅠкак ᅠсвободные ᅠтак ᅠи ᅠограниченные ᅠили ᅠизъятые ᅠиз ᅠоборота ᅠкоторые ᅠнеобходимы ᅠдля ᅠосуществления ᅠдеятельности ᅠсубъектов ᅠэтих ᅠправ, ᅠза ᅠисключением ᅠземельных ᅠучастков, ᅠтак ᅠкак ᅠпоследние ᅠсогласно ᅠземельному ᅠзаконодательству ᅠпренадлежат ᅠунитарным ᅠпредприятиям ᅠи ᅠпубличным ᅠучреждениям ᅠна ᅠправе ᅠпостоянного ᅠ(бессрочного) ᅠпользования ᅠ(п. ᅠ1 ᅠст. ᅠ20 ᅠЗК ᅠРФ). ᅠВ ᅠхозяйственное ᅠведение ᅠи ᅠоперативное ᅠуправление ᅠпредприятий, ᅠа ᅠтакже ᅠв ᅠоперативное ᅠуправление ᅠпубличных ᅠучреждений ᅠможет ᅠбыть ᅠпередано ᅠтолько ᅠгосударственное ᅠили ᅠмуниципальное ᅠимущество. ᅠВместе ᅠс ᅠтем ᅠзаконодатель ᅠпредусмотрел ᅠвозможность ᅠсоздания ᅠучреждений ᅠи ᅠчастными ᅠсубъектами ᅠправа ᅠи ᅠследовательно ᅠговорит ᅠо ᅠслучае, ᅠкогда ᅠв ᅠоперативное ᅠуправление ᅠпередается ᅠимущество ᅠчастного ᅠсобственника. ᅠВ ᅠхозяйственное ᅠведение ᅠили ᅠоперативное ᅠуправление ᅠпредприятий ᅠи ᅠучреждений ᅠпереходит, ᅠпомимо ᅠимущества, ᅠзакрепленного ᅠза ᅠпредприятием ᅠи ᅠучреждением, ᅠтакже ᅠи ᅠплоды, ᅠпродукция ᅠи ᅠдоходы ᅠот ᅠиспользования ᅠтакого ᅠимущества, ᅠа ᅠтакже ᅠимущество, ᅠприобретенное ᅠими ᅠпо ᅠиным ᅠоснованиям, ᅠпомимо ᅠрешения ᅠсобственника ᅠо ᅠзакреплении ᅠтакого ᅠимущества, ᅠпоступают ᅠсоответственно ᅠ(п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ299 ᅠГК). ᅠСостав ᅠимущества, ᅠзакрепляемого ᅠза ᅠпредприятием, ᅠопределяется ᅠпри ᅠего ᅠучреждении ᅠв ᅠпорядке, ᅠустановленном ᅠсобственником, ᅠа ᅠстоимость ᅠтакого ᅠимущества ᅠрассчитывается ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠзаконодательством ᅠоб ᅠоценочной ᅠдеятельности ᅠ(п. ᅠ5 ᅠст. ᅠ8 ᅠФЗ ᅠот ᅠ14 ᅠноября ᅠ2002 ᅠг. ᅠ"О ᅠгосударственных ᅠи ᅠмуниципальных ᅠунитарных ᅠпредприятиях"[49]).

Право ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠоперативного ᅠуправления ᅠустанавливается ᅠфедеральным ᅠзаконом ᅠи ᅠне ᅠможет ᅠбыть ᅠизменено ᅠсоглашением ᅠмежду ᅠюридическим ᅠлицом ᅠи ᅠсобственником ᅠего ᅠимущества[50] ᅠ(п. ᅠ39 ᅠпостановления ᅠN ᅠ6/8). ᅠРазличия ᅠв ᅠсодержании ᅠправа ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠоперативного ᅠуправления ᅠпредопределены ᅠособенностями ᅠправового ᅠстатуса ᅠих ᅠобладателей. ᅠПраво ᅠхозяйственного ᅠведения, ᅠпринадлежащее ᅠунитарным ᅠпредприятиям, ᅠшире ᅠпо ᅠобъему, ᅠчем ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠказенных ᅠпредприятий ᅠи ᅠучреждений.

В ᅠсодержание ᅠправа ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠвходят ᅠправомочия ᅠвладения, ᅠпользования ᅠи ᅠраспоряжения ᅠимуществом, ᅠзакрепленным ᅠза ᅠунитарным ᅠпредприятием, ᅠс ᅠучетом ᅠизъятий, ᅠустановленных ᅠ ГК.

Так ᅠправомочие ᅠпользования ᅠзакрепленного ᅠна ᅠправе ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠимущества ᅠограничено ᅠвозможностью ᅠсобственника ᅠполучать ᅠчасть ᅠприбыли ᅠот ᅠтакого ᅠиспользования ᅠ(абз. ᅠ2 ᅠп. ᅠ1 ᅠст. ᅠ295 ᅠГК).

Правомочие ᅠраспоряжения ᅠосуществляется ᅠунитарным ᅠпредприятием ᅠв ᅠпределах, ᅠне ᅠлишающих ᅠего ᅠвозможности ᅠвести ᅠсвою ᅠуставную ᅠдеятельность ᅠ(п. ᅠ1 ᅠст. ᅠ18 ᅠЗакона ᅠо ᅠпредприятиях). ᅠТак, ᅠтолько ᅠпо ᅠразрешению ᅠсобственника ᅠунитарное ᅠпредприятие ᅠвправе ᅠраспоряжаться ᅠнедвижимым ᅠимуществом. ᅠАналогичное ᅠограничение ᅠдействует ᅠи ᅠв ᅠотношении ᅠраспоряжения ᅠлюбого ᅠимущества, ᅠнапример, ᅠсоглашения ᅠоб ᅠустановлении ᅠдоговорного ᅠсервитута ᅠна ᅠосновании ᅠ ст. ᅠ274 ᅠили ᅠ ст. ᅠ277 ᅠГК ᅠи ᅠт.д. ᅠСогласие ᅠсобственника ᅠтакже ᅠтребуется ᅠв ᅠслучае ᅠнеобходимости ᅠвнесения ᅠкакого-либо ᅠимущества ᅠпредприятия ᅠв ᅠкачестве ᅠвклада ᅠв ᅠуставный ᅠ(складочный) ᅠкапитал ᅠхозяйственного ᅠобщества ᅠили ᅠтоварищества ᅠи ᅠв ᅠслучае ᅠраспоряжении ᅠвкладом ᅠ(долей) ᅠв ᅠуставном ᅠ(складочном) ᅠкапитале ᅠи ᅠ(или) ᅠакциями ᅠтаких ᅠюридических ᅠлиц ᅠ(п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ295 ᅠГК, ᅠ п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ6 ᅠЗакона ᅠо ᅠпредприятиях). ᅠПри ᅠэтом ᅠесли ᅠпредприятие ᅠсовершило ᅠсделку ᅠв ᅠпротиворечие ᅠвышуказанным ᅠограничениям, ᅠто ᅠтакие ᅠсделки ᅠв ᅠсилу ᅠст. ᅠ173.1 ᅠГК ᅠРФ ᅠявляются ᅠничтожными.

По ᅠобщему ᅠправилу ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠтак ᅠже, ᅠкак ᅠи ᅠправо ᅠхозяйственного ᅠведения, ᅠвключает ᅠправомочия ᅠвладения, ᅠпользования ᅠи ᅠраспоряжения. ᅠЦелевой ᅠхарактер ᅠправа ᅠоперативного ᅠуправления ᅠи ᅠправоспособности ᅠсубъектов ᅠэтого ᅠправа ᅠвыражается ᅠв ᅠтом, ᅠчто ᅠего ᅠсодержание ᅠограничено ᅠне ᅠтолько ᅠГК, ᅠЗаконом ᅠо ᅠпредприятиях ᅠи ᅠдругими ᅠфедеральными ᅠзаконами, ᅠно ᅠи ᅠцелями ᅠдеятельности ᅠсубъекта ᅠправа, ᅠзаданиями ᅠсобственника ᅠи ᅠназначением ᅠимущества ᅠ(ст. ᅠ296 ᅠГК).

В ᅠзависимости ᅠот ᅠсубъекта ᅠправа ᅠоперативного ᅠуправления ᅠего ᅠсодержание ᅠразличается ᅠи ᅠможно ᅠвыделить ᅠособенности. ᅠТак, ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠданным ᅠкритерием ᅠможно ᅠвыделить ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠучреждений ᅠи ᅠ ᅠправо ᅠоперативного ᅠуправления ᅠказенных ᅠпредприятий.

Так ᅠказенное ᅠпредприятие ᅠбез ᅠсогласия ᅠсобственника ᅠвправе ᅠраспоряжаться ᅠпроизводимой ᅠпродукцией, ᅠработами ᅠи ᅠуслугами ᅠпутем, ᅠт.е ᅠреализуя ᅠсобственную ᅠправосубъектность ᅠпутем ᅠпредоставления ᅠих ᅠтретьим ᅠлицам ᅠна ᅠвозмездной ᅠоснове ᅠ(реализации). ᅠРаспоряжение ᅠиным ᅠимуществом, ᅠв ᅠтом ᅠчисле ᅠдоходами ᅠпредприятия, ᅠвозможно, ᅠно ᅠтолько ᅠс ᅠсогласия ᅠсобственника. ᅠПри ᅠэтом ᅠтакое ᅠраспоряжение ᅠимуществом, ᅠзакрепленным ᅠза ᅠказенным ᅠпредприятием ᅠв ᅠстрогом ᅠсоответствии ᅠсо ᅠсметой ᅠдоходов ᅠи ᅠрасходов, ᅠутверждаемой ᅠсобственником, ᅠв ᅠпределах, ᅠне ᅠлишающих ᅠэто ᅠпредприятие ᅠвозможности ᅠосуществлять ᅠуставную ᅠдеятельность ᅠ(ст. ᅠ297 ᅠГК ᅠРФ).

Особенности ᅠосуществления ᅠправа ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠправа ᅠоперативного ᅠуправления ᅠустановлена ᅠи ᅠв ᅠотношении ᅠопределенных ᅠвидов ᅠимущества, ᅠнаходящегося ᅠза ᅠпределами ᅠРоссийской ᅠФедерации, ᅠа ᅠименно ᅠнедвижимого ᅠимущества, ᅠа ᅠтакже ᅠвнешних ᅠценных ᅠбумаг, ᅠдолей ᅠи ᅠпаев, ᅠмогут ᅠустанавливаться ᅠПравительством ᅠРФ ᅠ(п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ11 ᅠЗакона ᅠо ᅠпредприятиях).

Определение ᅠмомента ᅠвозникновения ᅠправа ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠоперативного ᅠуправления ᅠсвязано ᅠпо ᅠобщему ᅠправилу ᅠс ᅠмоментом ᅠпередачи ᅠтакого ᅠимущества, ᅠуполномоченными ᅠорганами ᅠвласти ᅠпринял ᅠрешение ᅠо ᅠзакреплении ᅠимущества ᅠза ᅠсоответствующим ᅠюридическим ᅠлицом ᅠ(п. ᅠ1 ᅠст. ᅠ299 ᅠГК). ᅠТаким ᅠобразом, ᅠправовым ᅠоснованием ᅠпередачи ᅠимущества ᅠявляется ᅠодносторонняя ᅠсделка ᅠпо ᅠраспоряжению ᅠимуществом, ᅠсовершаемая ᅠего ᅠсобственником, ᅠкроме ᅠслучаев, ᅠкогда ᅠиной ᅠмомент ᅠвозникновения ᅠуказанных ᅠвещных ᅠправ ᅠнеустановлен ᅠв ᅠрешении ᅠпубличного ᅠсобственника ᅠо ᅠпередаче ᅠимущества ᅠ(п. ᅠ1 ᅠст. ᅠ299 ᅠГК; ᅠ п. ᅠ2 ᅠст. ᅠ11 ᅠЗакона ᅠо ᅠпредприятиях).

Прекращение ᅠправа ᅠхозяйственного ᅠведения ᅠи ᅠправа ᅠоперативного ᅠуправления ᅠобусловлено ᅠобщими ᅠоснованиям, ᅠустановленным ᅠдля ᅠпрекращения ᅠправа ᅠсобственности, ᅠоднако ᅠзаконодатель ᅠвыделяет ᅠи ᅠспециальное ᅠоснование, ᅠа ᅠименно ᅠвследствие ᅠодносторонней ᅠсделки ᅠсобственника ᅠо ᅠправомерном ᅠизъятии ᅠимущества ᅠ(п. ᅠ3 ᅠст. ᅠ299 ᅠГК). ᅠДругим ᅠспецифическим ᅠоснованием ᅠпрекращения ᅠуказанных ᅠвещных ᅠправ ᅠявляется ᅠпереход ᅠправа ᅠсобственности ᅠна ᅠимущество, ᅠявляющееся ᅠобъектом ᅠданных ᅠправ, ᅠот ᅠпубличного ᅠсобственника ᅠк ᅠчастному ᅠв ᅠрезультате ᅠприватизации ᅠ(ст. ᅠ217 ᅠГК). ᅠ


Глава3.Особенностиправовогорежимаотдельныхвидовимуществапредпринимателей

§1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: