Миссия и цели организации




 

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что изначально организации присуща определённая целевая ориентация. Люди входят в организации для того, чтобы за счёт этого получать для себя определённый результат, что также придаёт организации целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнёры и тому подобные) так же как и хозяева организации или её работники, преследуют свои цели при взаимодействии с организацией. Придают её существованию определённую направленность, чем развивают целевое начало деятельности организации.

Говоря о целевом начале в управлении организацией, обычно подразумевают две её составляющие: миссия и цели. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижения поставленных целей, является важнейшей частью стратегического менеджменты организации.

 

Миссия организации

 

Миссия представляет собой основную общую цель организации, чётко выраженную причину её существования. Это внешняя проблема организации, которая в качестве открытой системы не может называть в качестве миссии свои внутренние проблемы, например прибыль. Формулировка миссии организации содержит задачу фирмы с точки зрения её основных услуг или изделий, её основных рынков и основанных технологий:

· Внешнюю среду по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы

· Культуру организации

То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, всегда имея общий философский смысл, обязательно несёт в себе что-то делающее её уникальной в своём роде. Основные группы людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении её предназначения, являются:

· Собственники организации

· Сотрудники организации

· Покупатели продукта организации

· Деловые партнёры организации

· Местное сообщество

· Общество в целом

Миссия организации должна отражать в большей или меньшей степени интересы всех шести вышеназванных субъектов. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Сочетание интересов этих трёх групп людей обязательно должны проявиться в формировании миссии организации.

Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учётом следующих пяти факторов:

· Истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались её профиль и стиль деятельности, место на рынке

· Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала

· Состояние среды обитания организации

· Ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей

· Отличительные особенности, которыми обладает организация

В сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

· Целевые ориентиры организации

· Сфера деятельности

· Философия организации

· Возможности и способы осуществления деятельности

Миссия так же в большей или меньшей степени отражает имидж организации.

Для чего все же формулируется миссия, что она даст для деятельности организации?

· Во-первых, миссия даёт субъектам внешней среды представление об организации, к чему она стремится и какова её философия, способствует формированию её имиджа в представлении внешней среды.

· Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа, формирует её микроклимат.

· В-третьих, миссия создаёт возможность для более действенного управления организацией, является базой для установления её целей, обеспечивает их непротиворечивость, а так же помогает выработке стратегии организации.

Миссия расширяет для работников смысл и содержание их деятельности. Она не должна нести конкретных указаний относительно того, что, как и в какие сроки делать организации.

Очень важно формулировать миссию предельно ясно, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, особенно всем членам организации.

 

Цели организации

 

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух правил:

1) правильного установления конечных целей;

2) отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели.

Аристотель.

Конкретное конечное состояние, к которому стремится организация, выражается в виде её целей. То есть, цели – это конкретное состояние отдельных параметров организации, на достижение которого направлена её стратегия. Невозможно переоценить значимость целей для организации. Основной характеристикой организационных целей является их конкретность и измеримость. Они должны быть ориентированы во времени и быть достижимыми, чтобы служить повышению эффективности деятельности организации. Цели так же должны быть взаимоподдерживающими, на них базируется система мотивации, они же являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценке результатов труда отдельных работников, подразделении и организации в целом.

Существуют два типа целей. Это долгосрочные и краткосрочные, в зависимости от того, какой период требуется для их достижения. Это разделение целей имеет принципиальное значение, так как они существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна большая конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). При необходимости между краткосрочными и долгосрочными целями устанавливаются ещё и промежуточные. Каждая организация устанавливает свои собственные цели в зависимости от специфики отрасли. Всё же выделяются четыре сферы, применительно к которым в организации устанавливаются цели:

· доходы организации

· работа с клиентами

· потребности и благосостояние сотрудников

· социальная ответственность

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

· Прибыльность

· Положение на рынке

· Производительность

· Финансовые ресурсы

· Мощности организации

· Разработка

· Производство продукта и обновление технологии

· Изменение в организации и управлении

· Человеческие ресурсы

· Работа с покупателями

· Благотворительность

Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных целей. В любой крупной компании, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, то есть декомпозиция целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Цели более высокого уровня носят более широкий характер и имеют долгосрочный временной интервал достижения. Цели более низкого уровня – это своего рода средство для достижения целей более высокого уровня.

Самым важным для стратегического менеджмента являются цели роста организации. Они отражают соотношение темпа объёма продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или наблюдается сокращение. Так, что цели совершенно необходимы для успешного функционирования организации и её выживания в долгосрочной перспективе.

Если же они неверно определены или плохо, это может привести к серьёзным негативным последствиям для организации.

Человеческий опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований к их правильной формулировке:

1. Цели должны быть достижимыми

2. Цели должны быть гибкими

3. Цели должны быть измеримыми

4. Цели должны быть конкретными

5. Цели должны быть совместимыми

6. Цели должны быть приемлемыми

 

Установление целей

 

При установлении целей очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций, безопасность капиталовложений, сотрудники высокую зарплату, интересную работу и стабильность, покупатели – продукт по подходящей цене и качеству, обществу необходима безопасность окружающей среды и социальные гарантии.

Менеджеры должны всё это учитывать, составляя цели стратегических бизнес – планов.

Установление целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях оно полностью централизованно, в других же полная децентрализация. Есть организации, где этот процесс носит промежуточный характер.

При полной централизации установления целей, все цели определяются самым верхним уровнем руководства и подчинены единой ориентации.

В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют сотрудники и более низких уровней организации. Процесс идёт сверху вниз. На каждом из нижестоящих уровней определяются свои цели. Существует и второй вариант этой схемы, когда процесс установления целей идёт снизу вверх. Однако, во всех случаях решающая роль принадлежит высшему руководству.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырёх фаз:

· Анализ тенденций, наблюдаемых в окружении

· Установление целей для организации в целом

· Построение иерархии целей

· Установление индивидуальных целей

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, всех её подразделений и членов, однако они не могут быть вечным и неизменными в силу динамизма среды, они корректируются, когда этого требуют обстоятельства. Многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При этом устанавливаются долгосрочные цели, на базе которых вырабатываются детализированные краткосрочные (обычно годовые). По их достижении разрабатываются новые долгосрочные, с учётом изменений и уровня требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния.

При таком подходе не достигаются изначально определённые долгосрочные цели, так как они корректируются и изменяются, но в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация с учётом обстоятельств и возможностей.

 

 


Вывод

 

Стратегический менеджмент представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегий, определение необходимых ресурсов, поддержку взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач, отвечающих вызову со стороны окружения и добиваться конкурентных преимуществ. В совокупности весь этот процесс позволяет организации не только выживать, успешно конкурировать с другими организациями, но так же и достигать её целей в долгосрочной перспективе.

Стратегические изменения обязательно сталкиваются с организационными изменениями и задача руководства – провести изменения так, чтобы свести до минимума возникающие в связи с сопротивлением конфликты. Проведённые изменения должны завершаться установлением нового статус-кво в организации.

 

 


Использованная литература

1. В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова. «Теория управления». Издательский центр «Март». Москва – Ростов-на-Дону. 2006 г.

2. О.С. Виханский, А.Н. Наумов «Менеджмент». «Экономист». 2006 г.

3. С.С. Слабов «Основа менеджмента». Издательство МГУ. 2004 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: