Планы семинарско – практических занятий
По психологии (раздел «Экспериментальная психология Возрастная психология и психология развития)
Для студентов 12 гр. 2012-2013г. (2 семестр)
Старший преподаватель кафедры ТиМДО:
Тришкина И.А.
Семинар № 19
Тема №10. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
План:
1.Понятие об экспериментальной психологии.
2.Исторический аспект развития экспериментальной психологии. Вклад В.Вундта в развитие науки.
3.Основные тенденции в развитии современной психологии.
4.Определение предмета экспериментальной психологии.
5.Примеры экспериментальных психолого-педагогических исследований.
6.Представление знаний о методах и психологических методиках.
7. Принципы исследования.
8. Рассмотреть и раскрыть понятия:
- «объект»
- «предмет»
- «гипотеза»
- «цели и задачи» исследования.
9. Обсуждение вопроса и выделение научной и практической проблемы на примере «Проблемы современного образования».
Семинар № 21
Тема № 11. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Психология психологического эксперимента: Процедура и основные характеристики.
План:
1. Понятие и виды гипотез (типы, содержание).
2. Психологический эксперимент как совместная деятельность
3. Контроль влияния фактов общения на результат эксперимента.
4. Влияние ситуации эксперимента на его результат.
5. Психологический механизм артефактов:
- «эффект плацебо»
- «эффект Хоторна»
- «эффект аудитории» (эффект социальной фасилитации).
6. Типы испытуемых.
7. Методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент.
|
8.Типы экспериментальных ситуаций.
9. Особенности личности экспериментатора.
10.Типы ошибок экспериментатора.
11. Испытуемый и его деятельность в эксперименте.
12. Личностные особенности испытуемого — добровольца.
Семинар № 21
Тема №12. Понятие «метода». Общенаучные исследовательские методы.
Теоретические и эмпирические методы
План:
1.Теоретические и эмпирические методы современной науки.
2..Особенности основных эмпирических методов (наблюдение, эксперимент, измерение, коммуникативный метод).
3.Методология психологической науки.
4.Классификации методов психологического исследования (С. Л. Рубинштейна, Г. Д. Пирьова и др.). Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.
5.Неэкспериментальные психологические методы.
6.Понятие «Валидность». Виды валидности
Литература
1.Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
2.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.
3.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002.
4.Немов Р.С. Психология в 3-х кн., – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 3 изд. – М.: Владос, 1998.
5.Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. Политиздат, 1990.
6.Экспериментальная психология: Учебник для вузов /В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2003.
Семинар № 22
Тема 13. Предмет, задачи и методы возрастной психология (психологии развития).
|
План.
1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
2. История становления психологии развития.
3. Вклад В. Прейера в развитие детской психологии.
4.Категории психологии и их связь с разными сторонами психического развития.
5. Онтология развития: идеальная и реальная формы (по Выготскому).
6. Единица развития.
Вопросы
1.Каковы ориентиры психологии развития?
2.Как взаимосвязаны возрастная психология и психология развития?
3.Каковы индивидуальные возможности развития в процессе обучения и воспитания?
4.Как психологическая наука рассматривает проблемы развития?
5.Что явилось причиной выделения психологии развития в самостоятельную область знаний?
6.Какие принципы лежат в основе психологии развития?
7.Изучить методы психологии развития.
8.Проанализировать подходы к проблеме развития в основных психологических школах.
9. Сравните предмет возрастной психологии и психологии развития.
5. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.
Литература
1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж,1996.
2.Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - 1975.
3.Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития: перевод с англ. – М., -2000.
4.Биологическое и социальное в развитии человека /Отв. Ред.Б.Ф.Ломов. – М., 1977.
5.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2т. – М., 1979.
6.Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986.
7.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., 1982 -1983.
|
8.Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
9.Гордеева Н.Д., Зинченко В.П.Функциональная структура действия.- М.,1982.
10.История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.
11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.
12.Марцинковская Т.Д, Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996.
13.Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., - 1995.
14.Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. – СПб., 1996.
15.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
Семинар №23
Тема 14. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация развития.
План
- Биологическое и социальное в человеке.
- Критерии социальной зрелости.
- Единицы развития.
- Обучение и воспитание как социальный фактор развития.
Вопросы и задания
1.. В чем состоит своеобразие и уникальность биологического в человеке и его значение для формирования его социальной сущности?
2.По каким признакам можно судить о степени социальной зрелости человека как личности и субъекта деятельности, познания и общения?
3.Разъясните понятия «преформированный» и «непреформированный» типы развития (Л.С.Выготский).
4.Какие единицы развития вы можете назвать.
Литература
1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж,1996.
2.Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития: перевод с англ. – М., -2000.
3.Биологическое и социальное в развитии человека /Отв. Ред.Б.Ф.Ломов. – М., 1977.
4.Марцинковская Т.Д, Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996.
5.Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., - 1995.
6.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.