Тема 14. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация развития.




Планы семинарско – практических занятий

По психологии (раздел «Экспериментальная психология Возрастная психология и психология развития)

Для студентов 12 гр. 2012-2013г. (2 семестр)

Старший преподаватель кафедры ТиМДО:

Тришкина И.А.

Семинар № 19

Тема №10. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.

План:

1.Понятие об экспериментальной психологии.

2.Исторический аспект развития экспериментальной психологии. Вклад В.Вундта в развитие науки.

3.Основные тенденции в развитии современной психологии.

4.Определение предмета экспериментальной психологии.

5.Примеры экспериментальных психолого-педагогических исследований.

6.Представление знаний о методах и психологических методиках.

7. Принципы исследования.

8. Рассмотреть и раскрыть понятия:

- «объект»

- «предмет»

- «гипотеза»

- «цели и задачи» исследования.

9. Обсуждение вопроса и выделение научной и практической проблемы на примере «Проблемы современного образования».

 

Семинар № 21

Тема № 11. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Психология психологического эксперимента: Процедура и основные характеристики.

План:

1. Понятие и виды гипотез (типы, содержание).

2. Психологический эксперимент как совместная деятельность

3. Контроль влияния фактов общения на результат эксперимента.

4. Влияние ситуации эксперимента на его результат.

5. Психологический механизм артефактов:

- «эффект плацебо»

- «эффект Хоторна»

- «эффект аудитории» (эффект социальной фасилитации).

6. Типы испытуемых.

7. Методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент.

8.Типы экспериментальных ситуаций.

9. Особенности личности экспериментатора.

10.Типы ошибок экспериментатора.

11. Испытуемый и его деятельность в эксперименте.

12. Личностные особенности испытуемого — добровольца.

 

Семинар № 21

Тема №12. Понятие «метода». Общенаучные исследовательские методы.

Теоретические и эмпирические методы

План:

1.Теоретические и эмпирические методы современной науки.

2..Особенности основных эмпирических методов (наблюдение, эксперимент, измерение, коммуникативный метод).

3.Методология психологической науки.

4.Классификации методов психологического исследования (С. Л. Рубинштейна, Г. Д. Пирьова и др.). Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.

5.Неэкспериментальные психологические методы.

6.Понятие «Валидность». Виды валидности

 

Литература

1.Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.

2.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

3.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002.

4.Немов Р.С. Психология в 3-х кн., – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 3 изд. – М.: Владос, 1998.

5.Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. Политиздат, 1990.

6.Экспериментальная психология: Учебник для вузов /В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2003.

Семинар № 22

Тема 13. Предмет, задачи и методы возрастной психология (психологии развития).

План.

1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. История становления психологии развития.

3. Вклад В. Прейера в развитие детской психологии.

4.Категории психологии и их связь с разными сторонами психического развития.

5. Онтология развития: идеальная и реальная формы (по Выготскому).

6. Единица развития.

Вопросы

1.Каковы ориентиры психологии развития?

2.Как взаимосвязаны возрастная психология и психология развития?

3.Каковы индивидуальные возможности развития в процессе обучения и воспитания?

4.Как психологическая наука рассматривает проблемы развития?

5.Что явилось причиной выделения психологии развития в самостоятельную область знаний?

6.Какие принципы лежат в основе психологии развития?

7.Изучить методы психологии развития.

8.Проанализировать подходы к проблеме развития в основных психологических школах.

9. Сравните предмет возрастной психологии и психологии развития.

5. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж,1996.

2.Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - 1975.

3.Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития: перевод с англ. – М., -2000.

4.Биологическое и социальное в развитии человека /Отв. Ред.Б.Ф.Ломов. – М., 1977.

5.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2т. – М., 1979.

6.Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986.

7.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., 1982 -1983.

8.Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

9.Гордеева Н.Д., Зинченко В.П.Функциональная структура действия.- М.,1982.

10.История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.

12.Марцинковская Т.Д, Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996.

13.Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., - 1995.

14.Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. – СПб., 1996.

15.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

 

Семинар №23

Тема 14. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация развития.

План

  1. Биологическое и социальное в человеке.
  2. Критерии социальной зрелости.
  3. Единицы развития.
  4. Обучение и воспитание как социальный фактор развития.

Вопросы и задания

1.. В чем состоит своеобразие и уникальность биологического в человеке и его значение для формирования его социальной сущности?

2.По каким признакам можно судить о степени социальной зрелости человека как личности и субъекта деятельности, познания и общения?

3.Разъясните понятия «преформированный» и «непреформированный» типы развития (Л.С.Выготский).

4.Какие единицы развития вы можете назвать.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж,1996.

2.Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития: перевод с англ. – М., -2000.

3.Биологическое и социальное в развитии человека /Отв. Ред.Б.Ф.Ломов. – М., 1977.

4.Марцинковская Т.Д, Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996.

5.Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., - 1995.

6.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: