Учебное пособие по дисциплине
«Метрология, стандартизация и сертификация»
Методические указания и контрольные задания
Для студентов специальности
«Механизация сельского хозяйства»
Томск-2011 г.
Рассмотрено на заседании
методической цикловой комиссии
общепрофессиональных и
технических дисциплин
Председатель комиссии
А.М. Тарабрин
«12 » 12 2011 г.
Рецензенты:
1. О.Д. Прокудина, преподаватель ФГОУ СПО «Томский сельскохозяйственный техникум»
2. О.Л. Копачев, заместитель директора ООО «Моторист»
Н.В. Косенко «Учебное пособие по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация». Методические указания и контрольные задания для студентов специальности «Механизация сельского хозяйства»
Задания разработаны по программе, утвержденной, Министерством образования РФ и одобрены цикловой комиссией общепрофессиональных и технических дисциплин ФГОУ СПО «Томский сельскохозяйственный техникум». В работе представлены основные требования к уровню обучения, методические указания к выполнению работы и контрольные задания по дисциплине для выполнения самостоятельной работы.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программой предмета "Стандартизация, взаимозаменяемость и технические измерения" предусмотрено изучение основных положений стандартизации, основ теории допусков и посадок, методов контроля в машиностроении, а также выбора и назначение контрольно-измерительных средств.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление о международной, межгосударственной и национальной системах стандартизации и сертификации, системах обеспечения качества продукции;
|
знать и уметь использовать систему стандартизации и сертификации, допуски, основы метрологии, методы и средства измерений.
В системе обучения применяются все виды занятий- лекции, лабораторные и практические работы, экскурсии и другие формы обучения. Однако основной формой обучения студента является самостоятельная работа с учебной и методической литературой.
Рекомендуется следующий порядок изучения предмета:
1. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы и методические указания.
2. Ознакомиться с содержанием учебного задания. Подобрать необходимую литературу.
3. Материалы тем изучать не только по учебнику, но и справочной литературе с обязательным ведением конспекта.
4. Решить рекомендуемые примеры в самом учебном задании и из учебника.
5. Выполнить указанные практические работы.
6. Проверить свои знания по вопросам для самоконтроля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Л-1. Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски посадки и технические измерения. - М.: Машиностроение, 1982.
Л-2. Серый И. С. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Колос, 1987.
Л-3. ГаневскийГ.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М., 2005
Дополнительная
Л-4. Белкин И.М. Справочник по допускам и посадкам для рабочего машиностроения. - М.: Машиностроение, 1985.
Л-5. Болдин Л.А. Основы взаимозаменяемости и стандартизации в машиностроении. - М.: Машиностроение, 1984.
Л-6. Васильев А. С. Основы метрологии и технические измерения. - М.: Машиностроение, 1988.
|
Л-7. Захаров В. И. Взаимозаменяемость, качество продукции и контроль в машиностроении. - Лениздат, 1990.
Л-7. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.А., Брагинский В.А. Допуски и посадки. Справочник. - Л.: Машиностроение, 1982.
Л-8. Управление качеством продукции. ИСО-9000, ИСО-9004, ИСО-8402. -М.: Издательство стандартов, 1988
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
К выполнению контрольных заданий следует приступить только после изучения всего материала темы. Задания должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Контрольная работа должна быть выполнена чернилами или пастой одного цвета, желательно черного, четко и разборчиво. Решение каждой задачи необходимо начинать с новой страницы. Необходимые рисунки выполняют карандашом с применением чертежных инструментов в тетради или на миллиметровой бумаге с соблюдением масштаба.
.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ по теме:
«Основные понятия о допусках и посадках»
Задачи этой группы относятся к теме "Основные понятия о допусках и посадках". В дальнейшем основные термины и понятия будем обозначать следующими условными знаками, как это рекомендовано стандартами:
D - номинальный диаметр (размер) отверстия;
d - номинальный диаметр (размер) вала;
Dmax - наибольший размер отверстия;
Dmin - наименьший размер отверстия;
d max - наибольший размер вала;
d min - наименьший размер вала;
ES - верхнее отклонение отверстия;
EJ - нижнее отклонение отверстия;
es - верхнее отклонение вала;
ei - нижнее отклонение вала;
T - допуск изделия;
JT - допуск по квалитету (ИСО).
|
Индексы: max - наибольший, min - наименьший.
Расчетные формулы этих определений:
Наибольший размер отверстия Dmax = D + ES
Наименьший размер отверстия Dmin = D + EJ
Наибольший размер вала dmax = d + es
Наименьший размер вала dmin = d + ei
Допуск изделия - отверстия TD = Dmax - Dmin = ES - EJ
Допуск изделия - вала Td = dmax - dmin = es – ei
Расчетные формулы для определения предельных зазоров, натягов, допуска на сопряжения имеют вид:
Наибольший зазор Smax= Dmax - dmin = ES – ei
Наименьший зазор Smin = Dmin - dmax = EJ - es
Наибольший натяг Nmax = dmax - Dmin = es - EJ
Наименьший натяг Nmin = dmin - Dmax = ei - ES
Допуск зазора JTS = Smax - Smin = JTD + JTd
Допуск натяга JTN = Nmax - Nmin = JTD + JTd
где: JTD - допуск отверстия;
JTd -допуск вала.
Средний зазор Sср = (Smax + Smin)/2
Средний зазор Nср = (Nmax + Nmin)/2
Если посадка переходная, то допуск посадки определяем по формуле:
JT(S,N) = Smax + Nmax или JT(S,N) = JTD + JTd
Схемы полей допусков для различных посадок (См. рис.1)
ПРИМЕР 1. Известны размеры деталей сопряжения:
картер пускового двигателя 35 + 0,018 мм
(передняя половина) - 0,008 мм
Шарикоподшипник 202 35 мм
-0,011 мм
Определить номинальный размер отверстия вала; верхнее и нижнее отклонение отверстия и вала; предельные размеры отверстия и вала; допуск на размер отверстия и размер вала; предельные зазоры (или натяги); допуски посадки.
Начертить график допусков и показать на графике основные элементы сопряжения.
РЕШЕНИЕ.
1. Номинальный размер отверстия и вала: D = = 35 мм.
2. Предельные отклонения отверстия: ES = + 0,0018 мм;
EJ =- 0,008 мм;
вала: es = 0;
ei = - 0,011 мм
3. Предельные размеры отверстия:
Dmax = D + ES = 35 + 0,018 = 35, 018 мм;
Dmin = D + EJ = 35 + (- 0,008) = 34,992 мм;
вала:
dmax = d + es = 35 + 0 = 35 мм;
dmin = d + ei = 35 + (- 0,011) = 34,989 мм.
4.Допуск на изготовление отверстия:
ТD = Dmax - Dmin = 35,018 - 34,992 = 0,026 мм;
ТD = ES - EJ = 0,018 - (-0,008) = 0,026 мм;
вала:
Тd = dmax - dmin = 35 - 34,989 = 0,011 мм;
Td = es - ei = 0 - (-0,011) = 0,011 мм.
5. Сопоставляя предельные размеры отверстия и вала, приходим к выводу, что в данном случае имеет место переходная посадка, поэтому определяем:
Smax = Dmax - dmin = 35,018 - 34,989 = 0,029 мм, или
Smax = ES - ei = 0,018 - (- 0,011) = 0,029 мм;
Nmax = dmax - Dmin = 35 - 34,992 = 0,008 мм, или
Nmax = es - EJ = 0 - (- 0,008) = 0,008 мм.
6. Допуск посадки:
JTS,N = TD + Td = 0,026 + 0,011 = 0,037 мм, или
JTS,N = Smax + Nmax = 0,029 + 0,008 = 0,037 мм.
7. График полей допусков (см. рис. 3).
.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
по теме: «Система допусков и посадок гладких соединений деталей
Задачи этой группы относятся к теме "Система допусков и посадок гладких соединений деталей", которая является продолжением темы «Основные понятия о допусках и посадках".
Учитывая сложность усвоения материала данной темы, рассмотрим некоторые теоретические сведения.
ГОСТ 25346-89 устанавливает 20 квалитетов (степеней точности), обозначаемых 01, 0, 1, 2, 3, 4... 16, 17, 18.
Квалитет - совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров.
Основное отклонение - одно из двух отклонений, верхнее или нижнее, ближайшее к нулевой линии.
В ГОСТ 25346-89, как в системе ИСО, установлено 28 основных отклонений полей допусков валов и 28 основных отклонений полей допусков отверстий. Обозначаются они одной или двумя буквами латинского алфавита. Для основных отклонений отверстий приняты прописные буквы А, В, С, CD,D, E и т.д., а для основных отклонений вала строчные а, в, с, cd,e и т.д.
Числовые значения основных отклонений (за исключением некоторых) зависят от номинальных размеров и остаются постоянными для всех квалитетов.
Все поля допусков (кроме Js и is, которые расположены симметрично относительно нулевой линии) ограничены горизонтальными линиями только с одной стороны, т.е. со стороны поля, обращенного к нулевой линии. Эти линии принято называть линиями основных отклонений. Объясняется это тем, что при одном и том же номинальном размере для различных квалитетов допуск имеет различные значения, а основные отклонения не изменяются.
Посадки в системе отверстия - это такие посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов основным отверстием Н.
Посадки в системе вала - посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом h (см. рис. 2).
Основное отверстие - отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
Основной вал - вал, верхнее отклонение которого равно нулю. Для системы отверстия и для системы вала установлено три вида посадок:
с зазором - неосновные валы а - h или
неосновные отверстия А - Н;
переходные - с неосновными валами iS - n или
неосновными отверстиями Js -N;
с натягом - с неосновными валами р - zc или
неосновными отверстиями Р - ZC.
Для успешного решения данных задач необходимо твердо знать такие понятия, как система отверстия и система вала, расположение полей допусков валов и отверстий в этих системах (см. рис. 2).
ПРИМЕР 2.
Для сопряжения Æ 71 определить систему, посадку, квалитеты, отклонения для отверстия и вала, предельные размеры, предельные зазоры или натяги, допуск сопряжения. Построить график полей допусков.
РЕШЕНИЕ.
1. Номинальный размер сопрягаемых деталей: D=d=71мм.
2. Сопряжение выполнено в системе вала, т.к. вал основной_-h.
3. Вид посадки-T,с натягом.
4. Квалитет для отверстия-7, а для вала-6.
5. По таблицам допусков и посадок (См. приложение 1.2 и 1.3) определяем предельные отклонения для отверстия и вала:
ES=-0,064мм. es=0мм.
EI=-0,094 мм. ei=-0,019мм.
6. Определяем предельные размеры:
Dmax=D+ES=71+(-0,064)=70,936мм.
Dmin=D+EI=71+(0,094)=70,906мм.
dmax=d+es=71+0=71мм.
dmin=d+ei=71+(-0,019)=70,981мм.
7.Определяем допуски на обработку:
TD=Dmax-Dmin=70,936-70,906=0,030мм.
Td=dmax-dmin=71-70,981=0,019мм.
8. Определяем вид сопряжения.
Так как предельный размер вала имеет наибольший размер, то сопряжение будет с натягом:
Nmax=dmax-Dmin=71-70,906=0,094мм.
Nmin=dmin-Dmax=70,981-70,936=0,045мм.
9. Определяем допуск натяга:
ITN=Nmax -Nmin=0,094-0,045=0,049мм.
Или ITN=TD+Td=0,030+0,019=0,049мм.
10. График полей допусков (См. рис.7)
ПРИМЕР 3.
Дано: а) номинальный размер соединения Æ 71 мм;
б) система отверстия:
в) наибольший зазор Smax = 0,090 мм;
наименьший зазор Smin = 0,030 мм;
Определить:
1. Величину допуска и квалитета для отверстия и вала.
2.Условное обозначение полей допусков и предельные отклонения отверстия и вала.
3. Построить схему полей допусков.
РЕШЕНИЕ.
1. Определяем величину допуска и квалитет для отверстия и вала.
Допуск посадки определяется по формуле:
JТ = TD + Td = Smax — Smin
JТS = Smax — Smin = 0 090 - 0,030 = 0,060 мм;
JTs =TD + Td = 0,060 мм.
Точность изготовления отверстия и вала, как правило, принимают либо одинаковой, либо вал изготавливают на один квалитет точнее, чем отверстие. По ГОСТу 25346-89 (см. Приложение 1.1)
При D = d = 71 мм, принимаем J Т7 для отверстия и вала:
TD = 0,030 мм, Td = 0,030 мм.
3.Определяем условные обозначения полей допусков и предельные отклонения отверстия и вала. Так как задана система отверстия, то основное отклонение отверстия обозначается буквой "Н", следовательно, поле допуска
+ 0,030
отверстия Н7, т.е. Æ 71Н7,(+0,000).
График расположения полей допусков, посадки с зазором в системе отверстия и имеют вид см. рис. 4 ). Из рис. 4 следует, что верхнее отклонение вала, которое является основным, должно быть равно по абсолютной величине Smin по расположению ниже нулевой линии, т.е. es = - 0,030 мм. По ГОСТу 25346-89 (см. Приложение 1.2)
При d = 71 мм находим основное отклонение es = - 0,030 мм, обозначаемое «f». Нижнее отклонение вала определяем из формулы
Td = es – ei, ei = es – T d = - 0,030 - 0,030 = - 0,060 мм
-0,030
Поле допуска вала f 7: 71f7 (- 0,060)
4.Строим окончательный график полей допусков (см. рис. 5).
ПРИМЕР 4.
Дано: а) номинальный размер соединения Æ 71 мм;
б) система вала;
в) наибольший натяг Nmax = 0,094 мм, наименьший натяг Nmin = 0,045 мм.
1. Определяем величину допуска и квалитет для отверстия и вала. Допуск посадки:
ТN = TD + Td = Nmax- Nmin= 0,094 - 0,045 = 0,049 мм.
По ГОСТу 25346-89 (см. Приложение 1.1) при D = d = 71 мм, принимаем для отверстия JT7, TD = 0,030 мм, для вала JT6, Td = 0,019 мм.
2. Определяем условные обозначения полей допусков и предельные отклонения отверстия и вала.
Так как задана система вала, то основное отклонение вала обозначается буквой "h". Следовательно, поле допуска вала h 6, т.е.
71h6 (- 0,019); т.к. es = 0, то ei = - Td= - 0,019 мм.
График расположения полей допусков посадки с натягом в системе вала имеет вид (см. рис. 6). Из графика следует, что верхнее отклонение отверстия, которое является основным, должно быть равно по абсолютной величине, но расположено ниже нулевой линии, т.е.
ES = ½ei + Nmin½= - |0,019 + 0,45| = - 0,064 мм.
По ГОСТу 25346-89 (см. Приложение 1.3) при D = 71 мм с учетом величины D = 0,011 мм для JT7 находим ближайшее основное отклонение ES = - 0,075 + D = - 0,075 + 0,011 = - 0,064 мм, обозначаемое "Т". Нижнее отклонение отверстия определяем из формулы
TD = ES - EJ,
отсюда EJ = ES - TD = - 0,064 - 0,030 = - 0,094 мм.
+ 0,064
Поле допуска отверстия Т7, Æ71 Т7 (+0,094)
3. Строим окончательный график полей допусков (см. рис. 7).