Эстетика ии критика декабристов




Перв.пр-ки гр.ром-ма:в полемике по поводу баллады Катенина «Ольга»,к.кк > простонар с обличит пафосом сопост с «Людмилой» Жук.К тому t-распад общ-ва Арзамас,появл 1 полит общ-в дек-в.Они созд.св.теор-эстет прогр.и крит.Лит силы дек-в-«Вольн.общ-во любит.рос сл-ти»,полулег филиал «Союза благоденствия».Лит прог созд:Бестужев,Кюхля,Рылеев,Гнедич,Муравьев-Апостол,Сомов и отч.Вяземск.

Сами себя они не наз-ли ром-ми.Гов:их собств.поэзия явл поэзией нац-й,ед-но возм-й,давно искомой в Р,нельзя ее наз ист отн-м узким именем.Но их предст-я б.типично ром-ми:о прир худ тв,о месте л-ти в ист вообще,о гр.доблести и героике. Пробл.нар-ти связ с идеями патр-ма 1812 г и гр.служения,к.себя посвятили.Отожд.нра-ть с нац-тью,патр долг видели в борьбе с самовл-м,прид.пробл.нар-ти полит оттенок.Их треб-я нар-ти подраз обращ к самоб ист-м,Сч,что изуч нар поэзию,м.лучше узнать настр.народа. Призывы к суровой,аскетичной сдерж-ти в проявл.страстей,меш поним.и осущ борьбы,не всегда претв.в тв декабр.Сама логика их отвл ром мышл приковывала к страстн,героич л-тям,д.пр-ния эмоц окраш-м.Эстет дек-в-эстет возвыш.Поэт-дек-т всегда мыслил себя на трубуне,на общ поприще.Цель-выявить и воспеть гр.добродетели в чел.Тенд-ть иск.Груп.дек-в:1)поним.зн-е Кар,Жук,отгор.от кл-ма,ориет на опыт совр мир.л-ры.Бестуж.Сомов,Вяз-х.;2)склон.к арх вкусам,разрыв.связи с карам-м,кл-м-хор шк д/созд св.гражд поэзии.Катенин.Кюхля.Ценили выс.жанры.Нар л-ры в духе нац.обособл-ти;3)промеж.полож с уклон.ко 2 гр заним.Рылеев.

Бестужев(Марлинский). Письом Б.к Н1 «Об ист ходе свободом.в Р»:оправд.восс-е 1825 г и предст.его как выр всенар недов-ва аракч-ной.униж офиц-ва и солдат,ос обидным после побед н/Нап. «Взгляд на ст. и нов.сл-ть в Р»:все периоды рус лит.Л-ра рассм п/програсс углом зрения с позиций послед провед ист-лит конц. Пок-т,как выр в рус лит гр и патриотич мотивы,нач со «Сл о Полку».Превознес Держ-идеал поэта-гр.Но нет лит разл-й м/у талантами-по ст одаренности,по пр-ти к разл шк.Пис рассм в хронол посл-ти,но не в сопост 1 с др..Жук-поэт вечн ром-ма. «Взгляд на рус слов-ть в теч 1823г»-недов-во совр сост-м л-ры,гл причина:недооценка ист опыта Отеч.войны. «Взгляд на рус сл-ть в теч 1824-1825гг».Отст-е в рус лит жив полит интересов.Пушк б согласен с пост? о важн.роли крит.Но: л-ра есть,а крит нет.В л-ре ценил ром по форме опп-ть.

Кюхля: «Обозрение рус л-ры»: приветств.переворот,произвед Жук.Радищев-созд самоб рус лит.Одност-ть, излишн резкость,недост ист-м.

Рылеев. «Неск мыслей о поэзии»:предл отказ-ся от теорет опр-я сущности поэзии.но это стремл-е выйти из круга пристр-х групп толк-й поэзии к истинной поэзии.Он прибл к Пушк.предст об Ист пожзии (ист ром-ме).Пушк видел сущ-ть поэзии-передача истины Ж,правдопод.х-в и предп.обст-в.Гов об эволюции форм позии,завязок,разв-к, о3 ед-вах.Обозн пунку преод предст о ром свободе и перех к реал,дет-кому предст.о ней

Вяземский.Ст.о Держ-поэт гражд.пафоса,глуб ориг,безыскуств,нац-рус.Ломон-> оратор.Вяз вперв употр-л термин нар-ть.Необх разгран понятий попул и нар-й,нар-ть и нац-ть.Нельзя ставить = м/у Вяз и дек-ми:он уступ им в поним рев-го долга,но шире судил о л-ре.Но в 20-х гг нач опереж дек-ром-м.Он б теоретиком пушк байронизма.Он б слишком ром-м,ему не хв стороннего взгляда на пр-т

Страхов

Б.консерватор,его линия повед-приверж трад к-ры и Ж.Как критик б близок типу акдем ученого с методич,аналит педант-м,основ-ть док-ой базы.Принято сч,что Стр.не сов откр-й,а исп-л чужие идеи.В нем д-но нет ф ур-ня,каким влад его уч-ля Бел,Гр.Б заземлен,позит-т-предп иметь дело с конкр лит фактами,набл,как они впис в ист-культ реал-ть.Талант разраб абстр идеи,принцип и конкр методол. Удачно реал ф цел-ти в мон.ст об отд пр.Анализ гл Г пр-я,рассм его не ст как проекцию @ идеи,ск кк цент.комп-т т-та.Погруж в худ мир пис(треб Григ).

Из общкульт пробл инт-ла пробл зап-ва и ниг-ма как пр-х рус дух спец-ки.

Цикл ст. «Бедность наш.л-ры»:основ тезис-наша дух-культ бедность-бедность созн.дух Ж,это не док-во наш.несост-ти. «Мы не поним и не уваж себя=>тенд в л-ре и крит к суду и приговорам».Эта тенд стан фактором.к.сдерж и подавл разв-е.В ист есть факты неприятия и отверж того,что явл нац гордостью(П-н,Гр,Остр).Или гов о затишье в совр л-ре,хотя Е блест пис Тург,Толст,Пис-й,Остр.

Допушк период-период обмана,когда рус писа и рус как евр,ничем ос-м не отл.Карамзин нап ист Рос так,как опис бы ист св народа евр-ц.Чаадаев и П-н 1t указ на выход из эт обмана- «-» и «+».П откр правду рус мира,пох на евр,но ос-й.Чаад приз всю ру Ж ничтожной в ср с Евр.Так род 2 партии в рус к-ре:зап-во и славфил.

Зап-во порожд нигилизм-крайнию ф.Движ от «-» всего рус к тотал. «-».У Стр ниг не конкр-ист событие,а 1 из глуб.св-в рус созн-я.Нигилизм идеологич им корни в мироощущ народа.склон к насмешл-ти,скепсису,цинизму.но и к выс энтузиазму. С 1ст ниг,с др-выс.энтузиазм. «Непримир треб» и противореч стремл-е лежать в осн рус х-ра.

Самост-ть л-ры-залог ее плодотв разв-я.Она не укл в рамки ни искл зап-ва,ни искл славфил-ее задачи обширнее.

Ст. об «Отцах и Детях».Ост на пробл «незаинт-ти»,анализ пр изнутри него как целость роман мир и т-т. Порок идеологиз,поз-кой крит-она воспр Базар как реал портрет реал чел типа,а О Базарова-худ домысл-е,обобщ бродящих эл-в, «неразв зародышей»,вопло Тург.Пис не просто поним Базаровых,но поним лучше,чем они себя,тк Тург-поэт=>мыслитель,ум проникнуть в «самую глубину вещей» и отк-ть в них то,что б скрыто д/обык глаз.Базаров- явл, «возвед в перл создания»

2 темы романа:внеш(тема смены покол-й),внутр(тема жизни чел,общ меры всех вещей,общ тз).Или:ур ист и ур вечного.Внутр,ф план романа корр-т внеш стр ур,на к.разв.конфл.Базаров-Кирсанов.Корр-ка:конф конкр-ист зн интегр в кофл Г-теор-ка с Ж кк таковой,жизн.силами.Стр гов о потоке Ж,п/д к.отд лица или соб-я ничтожны.Поток Ж вопл.в романе в конкр О,д-х,поступках перс в/г Базарова,обр плотных повест фон.(обаяние прир,люб женск,род,сем,религия)

В ср с Баз эти миры м показ ничтожными,но их Ж, «чел эд-т их ч-в-не ничт-ть». «При каж-ся мрачности Б не хол,отвл чел:ничт Г умалил бы @ идею самоценности Ж.Исп-н жизн сил,жаждой Ж,> чем кто-л из Г.Живет глубоко и сильно,но стрем к отчужд от жизни.И она побежд» Стр ед из крит,кто понял зн-е люб к Одинцовой в Ж Баз как гл соб в его Ж и Ж вообще,п/д вактом к.все оказ ничт-м,даже сам высокое,самое дерзкое поползн-е чел разума. Рок силы Ж-люб и смерть-настиг Баз,но он не изм себе,св цель-ти.

Заостр? «тит-ме» Г:чужд изломанности,позерства,раз2-прост,ест-н,крепок душой и телом.Сильная натура,1 в руслит «цельный чел», «1ое сильное лицо».Героич х-р и нац тип:он > рус,чем все ост лица ром.Он призн не Лавр(Гр),а Базар верш достиж л-ры постпушк периода.

Стр.гов,что как @ ни на чьей ст-он за вечн начала Ж.

В отн-и типового рус-у Стр это общчел ценности,орг вкл-ть в цел-ть,что и проявл пт спец рус,нац,ибо именно в рус нах конц-ное вопл.общечел.

Ст о «Прест и Нак»:анал @ конц романа.В 1 ч:разбир теорию Раск,ее ф-псих смысл и толкует его прест не как уголовн деяние,а как нр грех насилия н/собств чел прир. Гл корень намерения Раск-в его теории,к.увлекала и замучала Г. Рассм внутр мотивы,логич выв Г к его теории и арг-ты.1)гордыня=>презрит взгляд на людей.2)взгляд на ход чел дел, на ист,кровав.опыт ист.Обр вним на гум цели Г,но необх уб-во из них не выт-к,явл прямой реал-й эгоист теории,желанием осущ «на деле то,что позв себе в мысли»,реализ принц.вседозвол-ти.Теория Раск-не плод фант-и конкр л-ти,а болезнь созн-я совр общ-ва,цел.пок-я мол.людей.Заслуга Дост:пис пок-л это явл не кк аномалию,не как траг-ю,сущность к.сост попытка насилия н/Ж=>ее извращ=е,а кк непереносимые страд-я мол нигилиста,дошедш до «разрыва с Ж».Раск дошел до конца той дороги,на к.вывел его заблудший ум=>черта именно рус чел.

2ч ст:анализ псих процесс,не1зн и противореч,к.протек в душе и созн Г после прест.Раск,в отл от др г,не тип,не жив лицо,а вопл собст псих процесса,п/д к.л-ть Раск сглаж и исч-т.Ист-к эт процесса-столкн в Раск престижн идеи с чел-м. Стр гов-т о таланте @ в умении схват отд движ и потрясения чел души.

Крит послеж осн этапы душ борьбы Раск,о страхах в нем,обновл падшей души не м сверш.легко,поэтому роман не им заверш.

Разбор не исчерп-щ.Роман рассм-ся в ист ракурсе-кк пр.отраж процессы t.Проблемы инд-ма,добра и зла-оказ вне вним крит.не зам-л массы ньюансов в дух-душ сост Г,к.свид о безмерной противореч Раск,остающ до конца одиноким гордецом,а Стр путь раск предст как путь к воскреш-ю.Стр не прояв инт-са к др перс романа и его стр-ре.

Толст заним ос место в тв и Ж Стр.Его эпич иск и сам тип л-ти,олиц уст-ть жизн позиций и целеустр-ть импонир эстет вкусам крит и его чел пристр-м в так.же мере,как и в П-на.

Их воспр как цент фигуры в руслит:П-в прошл.эпозе,Толст-в нат.Стр 1 пост? о их генетич и типологич схожести. «Вера в Ж»,отлич от всех совр пис Толст.ст же х-на д/П.Уст прям связь,к.Е м/у Кап Доч и ВиМ в интерпрет феномена нац героич эпопеи,вообще рус героич Ж «как духа простоты,добра и правды».Под эт углом зрения Платон Каратаев не т не вып из рус формулы героич Ж,но и сводит ее к себе.Сем-хроник тип повест так же роднит их.

Отмеч худ специфику иск Толст как обращ-го к Ж во всем сост ее комп-в,б/к-либо ценностной дифф-ии,сохр-го класс,живопис и звук достоверность реал проО,не деформ @ subj-тью.О-ть и obj-ть-вот черты,к.в худ мире Толст специфич.(+Бел указ на эти 2 принципа в отн П-на).

Объед идея толст романа-идея чел.Ищет в кажд лице,каким бы ни б поле его д-ти и положение,чел душу:чел душа из с реал-тью,к.еще не б в руслит.А раз осн св-ва души вечны-роман ВиМ им общечел зн-е.

Комп законы романа:сост в из всех вел и малых событий в аспекте чел,чел судеб.В чел судьбе Толст важн-м предст сем-е строение чел:сем люб-вот толст идеал,к стрем его люб Г.

Леонтьев.

Принадл к-ческой трад.Д/него ист чел-ва,кк и д/всех представ-й эт трад,преломл в к-ре.Опр-е:к-ра-сложн сист отвл идей(религ,гос,личн-нр,ф,худ),к.выраб всей Ж нации.Отд понятя цивил кк сист мат ценн-й.Л изуч? форм и законы разв нац к-ры,затем уже л-ры.

Сч,что (f) формо-и систобраз факторов к-ры вып-т гос и религ,но прежде всего религия.Об этом он гов.в отн-и Дост(б/веры народ рус и вся Р никуда не годны).Ему б непон-но «розовое хр-во» Дост и Толт,совп с тн гум(в част.соц) идеалами,сч откр ложью.Он упрекал пис и их Г в пренебр церковью,церк-ть,неуваж инстит монашествва-что нах в осн к-ры.

Гл в мировоззр:эстетизм,специфи,связ не т с отн-м к иск,но и к Ж в целом-эстет Ж(не иск),первоосн всего-Ж.Именно эстет крит-й во многом опр его отн-е к ис,л-ре,к-ре,быту.Он облад ч-м формы и утверж в кач-ве универс закона жив и нежив прир закон формообраз деспотизма.Все Е-щее явл в той или иной форме,та или др вещь явл таковой,поск оформл.Л люб вост(оформ-ть во всем,ярк колорит быта),эталон гос-ти монархия,религ-правосл к-ру Визант-(утонч-ть).В прав-церк облике Р б нечто напомин Византию

К пробл духа,борьбы добра и зла Л ост равнодушным.убежд в том,что добро и зло-вечне нач Ж,а борьба-усл Ж,ее красоты и йвыетения.Мир,чел-во-история формообраз и форморазруш-я.

Не веря в общ мораль,в ид братства,всемир гарм-и и общ блага,исповед-т мораль л-ную,л-ть выс кач-ва,прош культ-ист отбор,л-ть аристокр типа(в л-ре Болконский и Вронский).С так.эталоном связ представл о насилии и зле,войнах кк инструментах,рег-х поток Ж и сп-щих генер-ю Ж-стойких,Ж-спх,оформл эл-тов.В рок.минуты чел-во взыв не к ораторам и журн-м,а к умеющим повелевать.

«Византизм и слав-во».осн на изуч др и нов цивил-й-ориг форм-биол конц законов культ-ист разв нации:

-нац к-ра кк жив орг-м переж 3 стадии ист: первонач простоты,цветущей слож-ти в вторич упрощения. 1 этап-период накопл-я эл-в,просты и их мало.2 эт-период многообр и слож-ти.Форм-е сист цел-ти.У мол евр нар эти периоды совп с эпохами Срв и Возрожд.Затем цел-ть распад-ся,упрощ,умир.По Л кажд цивил жив 1тыщ-1300 лет.19в в ист евр чел-ва-век умир к-ры,чему спт процсее демократ-и (эгалитарно-либеральный-Л).Своб разруш формы,=во нивелир-т инд-ное-усл всеобщ усреднения никогда не приведут к рожд гения. Т жесткая иерарх,те оформл стр-ра спбна породить выс к-ру.В сосл Р есть к-ра вы,арист,дост бог крест к-ра.Л х бы «подмор» Р-задерж процесс разложения

Отн-е к рус лит противореч,ориг.Ос-ти:

1.В отн к рус иск и лит доминир позит-прагм,утилитарист.тенд,соот его с крит рад-демокр напр(Добр,пис,Разин-втипах идеологий:с 1 ст радикалы,с др-охранитель).Общее:судят л-ру с позиций св идеологий,осужд попытки @ уклон от них.Лит-крит поз-м-категор треб,дикт его реал эстет,теорией красоты Ж,связ с апологией воплощ-ти Ж силы,ощут выраз-тью-рельеф-тью.Арг:аппеляция к собст ощущ и опыту:не ч-ву,не встрл.Так.прием х-н д/замечаний по поводу так ос-ти руслит кк ее 1ст-ть,неobj-ть(кк Гр,Стр).Иск боится кас.красоты,т все страшное,самых непригл перс.пис неправы в цел-м из рус Ж.

Л разд С-Щ его чин-ми-взяточ-ми.Остр-с купцами-самодурами,у него есть цельные колорит л-ти(Гроза,Бедность не порок,Бедная невеста)-зд.поэт из рус Ж с люб,поэзию купеч быта,к.все перест понимать под влиян Добр.Тург созд ед-но целост л-ть Лавр,а чаще Г у него слабые.Остр неприязнь выз Гог,с к.нач «-» напр в л-ре,порча рус лит.Апатична сама плеб.типа л-ть Гог.Он сч бедой совр л-ры,что она продолж нах под игом гог шк.Ч-ть,что в Гог поколеб орг целост О чел,в нем Е что-то жуткое.Л-натуралист,он не люб и не поним мистики.Он не узн в нем едином-ка по траг предощущ буд-го.

Эталон-П-н-полнота Ж-воплощ,абс ч-во изящного.П вопл возрож цветение.

«Зап отшельника»-из серого мрака Гог-ны-высвоб Тург(Лавр и Рудин),Пис(благ массон, привлек «Людьми 40хгг»). У Толст Вронский прекр л-ть,ярк,благородная,аристокр,с разв ч-м мести и дост-ва.Тип воен Г,но он недописан Толстым.Нет воен.подвигов. Импонир Пис-й-obj,колор типы(нрав и Гр).

1ст,избир в подходе к Ж(предпоч слабых и грязн ст Ж чел)-нат-м.Полное и obj из ее-наст реал-м:Толст.

Дост: «ПиН»-? О правоверности религ-ти Сони,она чит т Евангелие(н польз толк.Отцов Церкви),не ходит в храм. «Братья Кар»-Зосима не пох на старца Амвросия.Не нр Л псих рус л-ры.Л видел в Дост вульгарность,уродство Г-психопатов.страш деформ-и жизн явл-й.Тв Дост б отн-но к некрасив.Берд:границы дух орг-иЛ-опр его огр-ти-визант склад л-ти,что закр-ло д/него мир Дост.

=>1.Л дост крит отн к рус л-ре,2.в отн-х с л-рой не призн за ней самост тв (f),@ прав пис,внут законов худ тв.Крит сужд исполнены порой жест волюнтаризма,похожего на каприз и гранич с деспотизмом.Эти сужд едва ли м квалиф как лит-крит прав пис,внут законов худ тв.Крит сужд исполнены порой жест волюнтаризма,похожего на каприз и гранич с деспотизмом.Эти сужд едва ли м квалиф как лит-крит прав пис,внут законов худ тв.Крит сужд исполнены порой жест волюнтаризма,похожего на каприз и гранич с деспотизмом.

Опр оттенок пренебр и высокомерия к рус л-ре опред,возм,предч-м иск принц нов типа.Он,предв t,скучал в эт.л-ре.Он напис «Я ненавижу реализм».Он пыт обозн черты иной л-ры: в ней д.произойти переворот к лиризму,к простоте.

2. «Анализ стиль и веяние.О романах Толст»-не ст лит-крит ст,ск науч-анал исс-е с лит-крит эл-м(крит этюд).Зн-е:осмысл терм.инструмент-я д/анализа аспектов пр,до тех пор спец-но не исс-ся.Впервые вв слово =анализ=.

Важн понятие-стиля.Прим по отн-ю к культ-ист эпохе и опред метафорич как псих музыка эпохи,веяния(Гр слово) эпози,к запеч в стиле пр-я,что явл пок-м его орг-ти и цел-ти.Таковы Кап Доч,БГ,Акс-Семейная Хроника,Горе от Ума,Анна Кар.

Опред типы стилей разн периодов ист и к-ры рус 19в: 1 1/3 в-барельефный стиль,1/2-рельефный,посл 1/3-статуарный-все смешалось,сдвинулось.Л терм-я запеч происх в 19 в процес разруш цел-монолит О к-ры,дробление его и хаотич смешения.

«ВиМ»-пр предст собой стил эклектику:на ист t(нач 19в) наклад t позднее,@,гл Г романа А.Болки П.Безухов-л-ти такого итпа,каких не мб в барельефную культ эпоху. Стильорт своебр-е культ эпохи,он мб обусл нац принадл-тью пис,инд к-рой.В целом кат-я стиля тракт Л как форм-я.

С неприязнью к совр-ти крит-т статуарн.стиль эпози,оказ безвкус нат-м,мелочностью,кк в плане внеш физ подр-й Ж,так и в плане мелоч псих анализа.

Анализ у Толст худ деталей и подр-й,псих метод,в част смерти Г,сост сна,бреда,фантаз-я наяву.Движ-й «-» побудит мотивами в желинии уличить мелочный нат-м Толст в антиэстет,откр в Толст вел мастера-аналитика.Нек подр-ти(шрам Кут-ва,детские пеленки Наташи,уши Кренина) сч-я уместными и мот-ми,Л замеч в ряде случ нат-кую акц-ку подр-й(больной зуб Вронского),что произ отталк впечатл.Л.обр вним,что кажд Г умир так,как дб и м умереть им.эт.Г-инд л-ть со св внут миром и св.судьбой.Замеч соотн Анны и Вронского в те моменты.когда в кажд из них рожд мысль о самоуб-ве-разл по х-ру сост душ и созн-й.Л восхищ убед-тью мотиваций,внут и внеш,к.ведут Г к самоуб и поп.самоуб.

Л.разл псих Г,тво псих @,рецепт псих-ю.Говоря о несовпад @ замысла и чит воспр-я,Л ставит? об интерпрет х-ре чит прочтения @ т-та и законности так.прочтения.

В1 став пробл @ в т-те.Д/совр л-ры х-но стремл @ к дистанц-ю от obj св из,obj-ции повест роли.@ вытесняется «д-ми лицами,их разг-ми,движ,мелкими выходками».Это глуб порча стиля.Ранее,по Л,госп-ла @ манера повест-от себя.Он гов,что надо пис как П-н.

Крит этюд им 2сост стр-ру:аналит ядро погруж в @ subj конт-т,в конт-т @ «я».В эт.ч крит-1t @ и Г-прям диалог с чит,перех в своебр исповедь,в предч-и близк конца.

Соловьев

Гл.мысль:идея теократич общ-ва,буд воцерковл-я чел-ва.Цел мир.прогресса-реал.преображ мира,чел в этом принадл тв роль:он вопл тенд в ист,облагорож сатерию светом идеи,к. «есть полная свобода сост.частей в сов ед-ве целого»,красота.Формула красоты-формула иск,форм прир космоса:иск продлож дело прир в тв красоты соверш и вечной.В пр иск и в прир д-т 1 и та же мудрость(София),к.явл ист-м всякого тв-ва.Софийное нач,рожд-ее,творящее,плодоносящее,женств-прекр,в иск явл наи> универс форму Боговоплощ-я.

С.не сч себя симв-м и не приним их родоство.егорец-и на перв поэт сб-киполны насмешек.Симв,абс-в важн понятия эстет и ф С,удалили сол.нр-религ смысль,ст важный д/ф. София,красота в сист взгл-в С закл в себе нач тво созидания Ж,превр ее в истин бытие,как истин мудрость.У симв-в эти концепты абс-сь,освоб-сь от религ смысла и замен абстр мистикой

Ос место в иск щаним лирика,почти все его лит-крит работы посв лир опытам.Лиркика обл в полн мере соф.прир:1)в ней вопло «созвучие худ души с ист смылом мир и жизн явл-й»,2)лирика ч/з инд-е выр obj смысл вселенной.Общ смыл всел откр-ся в душе поэта двояко-кк красота прир и люб.Т эти темы орг присущи лирике,др(напр,гражд) неорг и привыты реалист умами,равняющ на t,а истина откр в худ-религ созерц-и.=>важн д/С-крит критерии цел созн поэта,его мудрости,софийности.С анализ худ мир поэта как безотн-й феномен.

Анализ лир поэтов,С «пытает» их в религ ощущ мира,ч-ве Бога,в их причастн-ти абс-м Люб,Крас,Добра.Ст о поэзии посв Фету,Полонскому,Тютчеву,А.Толст,П-ну,Лерм.В свор поэтах он нах то,что дб в поэзии:они умеют преодолеть противоп-ть м/у темной глубиной Ж и светлным нач-м Бож веры,приоткр тайну истин бытия.Фет: просветл эрос,Полонский:пафос нр сов-ния,Толст-прав-хрит иделаы,Тют-рац-ну мистику хаоса. Тв эт поэтов принад(кл-я С) к типу созерцат поэзии.верш ее достиж явл тв-во Тютч.Сопост Тют с Гете и Шиллером,пок-т,что у них и в мир л-ре нет из внут Ж прир,ее души,родст чел.Поэтому у поэта нет разрыва м/у ч-м и мыслью:соприр космосу-хаосу тют чел прикас к темному корню Ж,ее беспорядку,из к.созд судьбы мирозд-я,ист чел и отд чел душа,из к.рожд хаос и гарм.Переж вечный процесс становл-я космоса,гарм,крас и возвр его вновь в хаос,чел,будучи нос-м мир смысла и высш тв-м космоса,строит космос в самом себе ч/з нр подвиг.Это не сверхчел,а сов-ный чел,вещая душа.

Ф прочтение поэзии высвеч в ней глуб obj смыслы вечного знания,откр поэту лишь при сп-ти его к дух созерц,что возм т д/цел-го соз-ня и цл-го духа.Эти атрибутыв > ст х-т самого крит,чем расмм им поэтов.Поэтому ф разраб их тв сущ нар-т V смыслов пр,выаодя их на коц-но-стр ур.Очев,но дост сдержанно провл сея subj-интерпрет начало:крит интенция ост в пределах obj границ т-та,с чем связ стил ос ст:обильное цитирование.С выб-т близких себе по идеям и настр поэтов.+Академич стрра мышления.

О П-е,Лерм,Барат-это ступени к вершине,обозн именем Тют.В них нет необх д/поэзии сп-ти к цел-му мироощущ,созерцанию,нет и дух осмысл цели тв.

Поэзи яП-на отн-на к типу орг-кой в смысле наивности,непоср-ти,ест прир.Барат и Лерм-рефлект поэты,тек не обл цел-ть..Их рефлексия обесценивет Ж в ц,объявл ее обманом и обвин мир в негодности.Но subj разочар-ть-1 толчок работы мысли,созн навстречу поним мира кк соборно-мист цел-ти. Ст о П-не,Лрем исп напрязни к поэтам.Обвин в нр безотв-ти,что б ед причной их гибели,а не траг обст-ва.П-н обвин в легкомыслии,Лерм-в демонизме.В ст «Зн поэзии в стих П»-@ позиция уже смягчена,утвержд:стихийное,врожд ч-во красоыт у П им нр зн-е.+разбор «Пророка» в конт-тах разл религ ист-в.

Ст «Лермонтов»-1)опр-е типа личности,пост в ц.лерм тв как л-ти демонич,со страшной конц-ей зла в себе,восходящ к л-ти @.2)соотн-е Лерм с Ницше.3)толкование лерм фатал-ма кк тупика,где неизбежно оказ л-ть,жел-щая стать сверхл-ть,а тв возм лишь в смиреннии,в соборном единении с чел-вом.

Нач ф крит б залож в «3 речи в память Дост»-аналз важн процессы культ разв-0я рос эпохи Дост.ДО б: «Критика зап ф»,докт дисс «Ф нач цельного зн-я».Вслед за славфил он подвегр критике совр евр просв-е,леж в его сон отвл,рацион мышл.С:Гегель свид о глуб кризисе евр ф,за Гег нач регресс,что подтверж ф Фейербаха,у к.верх зн-е приобр не Бог,а чел,проблема мат благоустр-ва инд-да,что и след рассм кк тупик позит-го инд-ма и просвет гум-ма.Преодолеть культ регресс возм лишь в Богочел-ве,ч/з соборную дух-цел л-ть и цел-е знание,синтез рац и рели-мист,знания и веры,что подвигает к ист и мудрому бытию.Разум,освоб от всяких авторит-в и продост собств свободе-см приходит к тому же самому мировоззр,к треб авторитет веры.

В иск Евр как и в ф,утрач ид-ное нач:иск сущ т в 2 формах:как технич или кк утилит.Но истин красота-красота цельная,пребыв т в ид мире,сверхприр,сверхчел,мистич.Такое иск спб постичь реал целого,обновить и возродить чел.

В Дост С увидел мыслителя,к.указ-т мир к-ре путь к преодолению к-рного тупика,обо возвр к-ру в религ лоно:гуманистич к-ра перех в этам дух-религ.В осн к-ры-люб к жив чпл дуе во всем и везде,вера в то,что мы «все под род Божий»,вера в «бесконеч силу чел души,торж н/всяким внеш насилием и н/всяким внутр падением».Дост стал предтечей нов религ иск.

С широко польз понятием худ мира,удобн именно д/ф анализа,когда н осмыслить саму суть фен-ти.Этот терм,не вх в шир обиход,но встреч в крит(Бел),> всего отвеч ф-эстет представл-м мыслителя об иск как синт форме выр цел созн-я (веры и разума,мистики и маетрии,чел и мира). С. опис фен-ую суть худ мира Дост ч/понятие «брожение»,в то t как все др рус писа – Тург,Гонч,Толст-предст ему худ статичн форм.У Дост все в брожение,ничто не установилось,все еще становится.П-т омана не быть общ-ва,а общ дв-е.Им в виду ур-ньчел,х-р из чел-в хаотич стр-ре го духа,но и мат-л самой,не < хаотич Ж,то сюжет,события,обст-ва.В эт дух брожении чел,как и народ в целом,своб нр самоопред,соверш ч/з веру в Бога «нр подвиг» внутр просветл кк дух потр-ти в соборном всечел-ве.Дост явил нов тип пис-ля,к.соед в св л-ти триединую ипостась х-ка,мыслителя и верующего чел.

Мережковский

Взгляды вопл в беллетр трилогии «Хр и Антихр»и в моногр о Толст и Дост,получ назв ф нов религ созн-я.Ист:идеи Сол,Леонт,слав-фил,идяе Розанова о св плоти.Религ ф Мер изн б напр на к-ру,к.он тракт в согл с рус культ трад кк сферу дух бытия чел-ва,стрем понять законы к-ры,ее осн и факторы,форм и влияющие на нее. Он связ кризис кр-ры с кризисом веры,это объясн отходом от истин учения Хр,претерп в рез-те ист деформ-ю,в корне изменивш хр учение=>вера перестала б жизн важной потр-тью чел,церк ушла из Ж=>необх б вернуть веру в том виде,в каком ее испов-ли ранние хр-не.Гл,что ушло из религии-ее языч,эллинский эл-т-религия Ж,Жстроения,радования Ж превр в религию отречения от Ж,в религию аскезы=>необх синтез,в к.преобраз оба нач.Мыщл Мереж движ в антитезе,противопост-эта метаф схема-осн аналит инстр-т Мереж.Тк схема универс,парадиг-на,он не стесняет аналит свободы исс-я.Наи> слабое месте-учение о синтезе.Берд:Его синт ост чисто мент-м,форм,бессильным и ост глуб сомнения в возм-ти его реал вопл-я в конкр О.

Мир культ пр-во:целост феномен интеграт дух прир.К-ра динамична и им специф ист.Он разл культ эпохи(напр,ант-ть,Возр,рос 19 и 20в) кк симв-феном формы,в к.запеч общ сост духа. Онт к-ры,ее сущее-в ед-ве 2 антином эл-в:прир и религ.Не случ в рус лит к19в,в ее ощущ кризиса к-ры сопряж кульра прир-ест со все >нараст пафосом религ исканий.Наи> преуспел в этом Толст:бунт против совр культ.

Изуч в разл раб дискурс прир-религ антиномии,М.реализ идею об едином в разном.,обусл процесс вечного обновл-я и возр духа,к-ры.Противост на кажд.нов.этапе Ж чел-ва приним каж.раз др О,созр в то же t св транценд.Е-ть.Напр,Леонардо да Винчи,ПI,Толст-л-ти,принд к разн ист эпохами и нац к-рам(ос мент-т),облад однотипным созн-м,похожей напр-тью дух борений.Кк Бюлиан Толст собл-ся яз-м,его эст,полнотой мировоспр-я. Тв-щие к-ру х-ки рассм М.не ст как subj,созд феномен,ск как феном.созн-я.Д/него нет разл-й м/у х-м,ф,ученым,полит-не разгран на культ поле спец сферы д-ти и тв.Л-ть пис инт М особо.его талант-некая данность,имманентная субстанция,чист созн-е,напр на мир.Типология худ пис созн-й в зав от х-ра интенцион-ти:феноменологич (П-н),апокалиптич(Гог),эйдетическ(Лерм),религ-христ (Дост), языч (Толст), прагматич (Чехов), суррогатный(Горьк,Андр)и др. Именно в руслит 19-20 в наи> ярко и сильно выр х-рые д/+всего мир культ процесса симптомы.20в-трагич финал к-ры,перех в стадию цивилиз.Пис нов t воспр им как л-ти с распад,нежив созн-м.Наи> х-рные фигуры:Андр,Горьк,не облад сп-тью онт-ки пережить «единое в разном» в сущем и проч-ть тайну синтеза,необх усл жив и целост тв.созн-я.Из нов покол рус пист Чехов заним истин позицию,избрав путь своб со-общния,со-знания с реал миром. Порожд-е культ энегр эл-ты прир и религии истонч в 20 в.Рус 19в исполнен траг энергии предч-я дух опустощения=>акт неприятие рус л-рной рац-прагм и позит-й тенд-й в дух Ж совр чел-ва. Рус к-ра 19 в-целост сист,со св логикой.Мотив гибели к-ры,к.преломлятся и в теме защиты угнет цивил=й прир-ест начала в чел Ж,и в религ тематике,интерперт крит-ф кк сквозной фаб-сюж мотив руслит минувш века-от П до Толст.

П-н – 1 из поэтов,к.выражил вечную против к-рного и первобыт чел.Д/тв П-на х-н героич л-ть(Пугачев,Петр1),совм в себе языч-прир мощь и силу с хр слабостью-гот-ть к милосерд-ю.Им П-н ощут тайну триадизма:равновесие 2 нач-религ-мист и прир-стихийн.

Гл ист-к поэзии Лерм-противопост спокойствия и красоты прир суете и уродству людей.Тют углубил-найдя это в сердце чел:хаос.Дост противоост к-ре Зап призвание рус нар.

Руслит к к 19в тенд поисков путей возвр к Богу чел и чел-ва,вскрыв тагедию разрыва метаф связей в мире.Это л-ра алчущего духа,утрат п-кое ощущ цел.плоноты бытия и мучимая его загадкой. Гл фигуры:1 ½ 19в-лерм,Гог,2 ½-Толст,Дост. Их расп в концМ соотв диадич схеме:Лерм и Гог противост др р(Лерм отверг реал мир,веруя в мир иной,лучш,Гог отв,но не верует),так и р паре(перв не приемл эт мира,др-в нем,веруют в преобр эт мира,и эт чел).Гог в эт кон-те игр искл роль,тк соотн с 20 в,обл неким сверхсозн,наи> своб,чем у др.

Гог:в ц.исс-я 2 О:Чич и Хлестаков,симв конц все смыслы гог мира.Позит-т Чич и идеалист Х.-как 2 в 1-имитац знаки земли и Неба,Хр и антихр,языч и хр. Универс- «-» сущность Чич-Хлест не им.пр-t закреп,это превращ сущность, «воплощенное бытие и пустота».Др перс интегр к Чич-Хлест:во всех случ это призр фигуры(Башмачкин сущ в легенде,Поприщин-в безумии,как Хлест-во лжи),исчез-щие в беск.пустоте. В пустоте обессмысл-ся трад шкала ценн-ей и понятия зло/добро/бог,/черт/Дьявол. Черт-вопл0е зла,а скорее ни того,ни сего,вечная ½,свод 3 измерения к 1 или 2,к сов.пошлости, «когда нет ни в добре,ни во зле ничего безусловного».В пустоте стир граница добра и зла,тогда все позволено.Умирает дух-от чел ост лишь форма.Д/такого 1\»-ого чел т.мир явл-й доступен позн-ю,а мирело всего-прочность,осн-ть,позит-ть.Все ф и религ над прошл веков,порывы к безнач-му и бесконеч,сверхч-му-суть метафизич и телеологич бредни.

Стилист.речи Хлест-изобил.штампов-знаков разл к-р:сент(«Удалимся под сень струй»),ром(Вижу,точно,надо ч-нбд вы заняться),эпикурейской(Ведь на то живем,чтобы срывать цветы удов-я). Хлест снимают пенку с плодов зап-евр просв.

Намеч в раб о Гог тенд к интегр к-ры как мира чист сущ-тей,вещей в себе –в приеме аналогий(в кон-те О Чич-Хлест).Гог перс впис в разл ряды:лит (И,Ф.Карамазовы,Смердяков,Вел Инквизитор, горьк Лука), ф(Конфуций, Ницше, Кант). полит(Цезарь).В целом позит-м у М не конкр ф течение 19 в,а 1 из асп духа,сост духа=>д/него логичен оборот типа «поз-зм от Конфуция до Канта»

Феноменолог-м мышл-я:откр неочевидн связи,уход в смысл глубины явл.Он 1 ук-л на воспр-е пушк х-ров и сюж в тв Дост.

Лерм созн.опис М как акт.Лерм 1 поднял? о зле(религ?) и сотв Г чист дух субстанции.Ж духа-познание.Дьявол или Демон?-спраш Мер.Вывод:он не дьявол,не антихр,а душа чел до рождения.В том смысле,что О мира,чаемый Демоном-О,ни в чем не совп с реал.Вечная жажда иного,посл,знания логич сопряг с треб-м абс свободы,пренебр границей добра и зла,с богоборч-м,пафосом фронт «-»,ч-м гипертроф гордыни,претенз на =правие Бога и чел.Эт.комплекс идей и сотс,вопл в дем Г Лерм,не м рассм и оценив в сист нр-этич кат-й(Соловьев).Мер.инт-т лерм Г как траг л-ть,к.в св страсти позн есть стрем-сь к достиж и обретениям,страстно страш этого,поск достиж,рай,сч,гарм,нов несв и смерть духа.=>л-ть обреч на вечн страдание в беск длящ буре,провоц ею самой. В сит Г Лемр траг против:Г не откр нов и посл истин,к.не б.бы известны сотв Богом стар миру с его веков.истин.М.сожалеет:Лерм не сумер обновить идею Бога-не исполнил хр до конца,но и не преодолел его.С этим обст-м ф связ мотивы фат-ма и смерти в тв поэта.

Уник сп-ть к синтезу-Толст и Дост-тв усилия напр на реаним-ю к-ры. Конц «ясновидения духа» у Дост и «яснов плоти» у Толст мб результат прочитана с пом феномен.формулы Франка об «антиномист монодуализме»:смысл тв усилий пис:найти пусть к выходу из замк пределов 1(яз,хр) и ч/з др обрести посл.глубину и полноту. В моногр о Толст и Дост М исс-т опыта прорывов в к-ру духа:руслит 19в сов-ла титанич созидат труд спасения к-ры,что схематич мыслилось как диалектич возвр к гарм П-на.Но 20в прервал эту возрожд-ую динамику,что не искл-т,в силу зак к-рного динамизма,возм все нового и нового дух-культ обновления.

Ос-ти метода и стиля: subj-ть,сам опр тип крит как subj-худ.Но его subj особого рода.В класс период крит subj-выявл л-ных ориент-й,доминир л-ных позиций как авторит-х.В типологич близкой крит 19 и 20 в кач-во subj –в мировоззр,общ-ист и эстет пристрастиях(Полевой,Надеждин,Добролюб,Леонт).Трад лти-худ subj предп дистанир от obj- худ пр.Subj принадл оценоч (f),опред знанием как высшей инстанцией,напр на те или иные слои,асп худ obj,нах поле комп-ти критика.Реал крит 1850-х осмысл и оценив в пр конт-ты соц и общ-полит зн-я.Добр-крит все/почти знает о Гонч,Остр,Тург и др пис,прочит их с пом известн.набора идей.В метод.сист Мер.меняется и О самого obj, и спб его познания.М анализ не 1 пр или совок их,не худ мир,а тип созн-я х-ка в его цел-ти,инд прир..Ешл инт-и не терпят соотн-я,совмещения.Они мб приняты или отвергнуты целиком. По ср класс типом крит М перестр схема s-o в схему s-s=> универс-и subj.В диалогич общ с к-рой М кк л-ть прох путь поним:он не знает,он х понять.

Ст о Чехове «Брат чел-й»-в форме воспомин о пис и встречах с ним.@ оказ в общ пр-ве со св перс,конкр жив чел,прост и 1t загад.в эт.простоте-лейтмот метафора бедности:цветовое зн портр черты трансф в симв О тайны,странности.Мотив нестарения,отстраности Ч от конкр метса и t.М/у @ и перс выстр скрытый диалог=>@,нач с непоним,приходит к откр и постиж чех спба мыслить о Ж,поним Ж-его худ прагматизма.Крит приобщ к чех тайне проникнов-я,соприкосн-я,ощущ неведомой никому истины мира.

Subj М своеобр obj-ся.Крит сущ с пис в 1 t и пр-ве,незав-мо-явл ли он совр-м М или нет,как Лерм и Гог.Это обст-во усил subj-ть,тк S в таком диалоге приобр статус =правного уч-ка ед-го с х-м акта тв.

Л-ра,ее Г и О,явл стан д/М спб,методом,О-понитиями его мысли,иногда трансф в символы(Чич,Хлест),м.гов о том,что М-1 из @,к.созд нов тип крит-интерпрет. Крит метод м опред как феноменологич,логич д/мыслителя,заверш ту линию рус мысли,к. органичен фен-зм(славфил,Сол,Розанов,Григ-в). Фен-зм выв мыслит и крит на стр-рный ур хду т-та и эстет пис.

Розанов

Не см.на критику ист хр,не спасш чел-во,Р.мыслил рел-но,испов.Бога-Творца как нач миросоздания,ц космоса,его тайну.Зеньковский х-т тип ф миропоним Р.как космоцентр-м.

Ст «Чудо бытия»:Понимание абс зн ест-ва чел и прир,ценности Ж и обусл идеолог нигм Р(истинна т Ж,все же ост сочинено,иск-но) и своеобр его полифон-м.В антроп Роз утв не ст разумный,ск душ чел.Кк незыблем мир,так незыблема душа чел.В этом культе душ чел.близок Гр.Но метафиз осн чел сост тайна пола.Именно пол-тайна рожд нов Ж-явл точкой вкл-я чел в космич порядок прир,сферой трансценд.в ф пола Р.мало общ с Сол идеей соф-ти.

Иск и л-ру он не мыслил вне Ж.В реал крит он ценил ее ориент на жизн реал-ть,что после Добр уже невозм воспр-тьлру как отвл от Ж сферу.Его эстет-эстет тайного пережив мига,порой на грани биофизиологии.В худ ценится инстинкт дар соприкосн с глубин.тайнами прир космоса.Он обр вним на мист-ть пейзажей у Лерм,Гог,чего нет у П-на.Мистично ощущ Гог и пол,испыт ужас п/д его тайной.Ст «Опавшие листья»-размышл о феномене гог безлюб-ти,сосред в так.ос-тях худ мира пис-полное отсут-е женск.и детск.перс.Но если появл женщ,то она покойница,а если ребенок,то урод. Культ пола связ с культом семьи,деторожд-я, в свете к.интерпрет те или иные колл-и ист,к-ры,л-ры.Р.всказ тз на сем драму П-на:в осн драмы-отсут-е истин семьи у П-на,потому что семья есть одно.а у П-ных б 2-е:П и Гончарова.У семьи дб единая косм душа, а здесь «ангела нет, души нет, семьи нет»,те ничего нет,есть т то,о чем услов-сь-(f).

Жив л-ть творца-важн аспект.Инт-т биограф обст-ва с част и инт-ми подр-ми и ос-ти мироощущ-я пис,как это проявл в тв.М допуст,что л-ть х-ка > любопытка,чем его тв само по себе,безотн-но к нему,как к чел инд-ду. Он гов,что мы привыкли к безличному процессу ист,кажд чел рассм как ср-во,но он не мат-л д/теории,живая л-ть.

На прот работ мучит загадкой д/Р б л-ть Гог.Откуда его тв,его могучий талант,к.м.увидеть,но нельзя осознать.

Собств ист,ист лит,динам-ка разв ризл процессов Р не инр\т-а,тк это внеш факторы,не им опред-щего зн-я,Типология руслит строит на осн того или иного принципа отн-я к жизни-obj или subj,доверия к ней.сомнения в еге самодост,как типолог Гр прям и косв тв,раст и деланного иск.1 типа-нат шук(П-н, Тург,Гонч,Остр),2-subj(Гог,Лерм,Дост,Толст). Obj-Ж-люб поэзия П не мешает Ж,она просветл и согревает ее,а слово Гог ост навсегда в душах своеобр шрамы.Психич энергетика Гог слова оттеснила успокаив магию п-кого и опр-ла вектор разв-я нац соз-я.Гог стал «складом нашей души,ист».В нат методе П-на чел вопл кк неповт-мая инд-ть,в subj-это типы.обобщения;у П-на лица не слагаются в типы, живут св Ж,им св цель и зн-е.Гог перс сделаы из «восковой массы слов».Р 1 обр вним,что т-ты Гог раожд кк рез-т худ делания,псих тв процесса у него иная,чем у П-на.Он тв по вдохн-ю,Гог сист-ки работал

Пис нат типа не притяз-т на измен мира,приним его кк он есть,украш,улучш его,а пис-subj знают иной мир,некие тайны,вносят собств смыслы в д-ть.

«Кк произ тип Акак.Акак»-о том, как созд-сь гог «Шинель».Изуч в-ты и ред «Ш».Он набл,как жив ист о чин-ке,потерявш на охоте ружье,пост превр в жест худ обработке Гог в полуреал комич сюжет с ничт-м Г.С тз Р это орг д/гог метод деформ-и,умерщв живое,жив чел,его душу. Р опр-т эстетику Гог кк эст внеш форм.Такая эст сотв мертвой душой самого Гог.Гог- «-»П-на,к.влечет все живое.П-символ Ж=>его разнообр-е.Гог движ в 2 напр-напр и беспредметн.лирика,уход ввысь и ироная,обращ ко всему,что внизу».

Взгл на Лерм:восс-т вечные типы отн-й,универс О чел и прир-такой тип эстет б д/Р наи> адекв t,> тревож-м совр чел,чем нат эст П-на.Душа его растет в землю.Р.пишет о космизме Лерм,об обожжении прир и о свободе,с к.поэт преб в ней. «Пару» Лерм сост Гог-по пр-ку псих сходства(П противопост Гог и Лерм).Они явл родонач руслит,а не П-н.С версией происх прир от П-на надо покончить. Ст «Возврат к П-ну»:уточнение-П-н вся рус словестность в смысле благородной первонач задачи,но не в ист вопл(Мережк)

Ст «Лерм. К 60-летию кончины»:анализ точки соприкосн-я в пейзажн стил-ке Лерм и Гог мотива демонизма у них.Оба мистичны,внушаемы,обладаемы.Гимн и молитва-2 О тв пов<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: