Лекционный материал
План
1 Влияние эксплуатационных качеств подвижного состава на организацию и эффективность перевозок.
2 Условия эксплуатации подвижного состава.
Влияние эксплуатационных качеств подвижного состава на организацию и эффективность перевозок.
Выбор типа автобуса по вместимости и определение их количества (Ам) для данного маршрута является одной из основных задач службы эксплуатации перевозчика при организации движения. Правильно выбранный по вместимости тип автобуса и правильно выполненный расчет потребного числа автобусов на маршруте оказывают решающее влияние на качество обслуживания пассажиров, и эффективность работы автобусов.
Предварительный анализ рынка подвижного состава показывает, что сегодня большинство отечественных моделей автобусов крайне не экономичны в эксплуатации и не надежны. В некоторых регионах развернуто или разворачивается производство новых моделей автобусов на базе авторемонтных заводов или производство другого профиля. Однако эти производства не являются массовыми, не могут обеспечить достаточно низкую себестоимость и соответствующее качество, т.е. их нельзя рассматривать в качестве базовых для ориентации системы транспорта общего пользования на выпускаемые ими модели. С другой стороны, мы не можем ориентироваться на импортные автобусы, поскольку, как и в других странах, в дальнейшем государственная политика будет направлена на приоритет отечественных производителей.
Выбор базовой модели подвижного состава является очень важной задачей, результаты решения которой оказывают длительное влияние на транспортную систему. Это связано, во-первых, с большим сроком службы самого автобуса (который в развитых странах составляет порядка 15 лет) и, во-вторых, со значительными затратами на производственную базу для технического обслуживания и ремонта, которая во многом приспособлена для конкретной модели транспортного средства.
|
Для перевозки пассажиров могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости.
На выбор автобусов рациональной вместимости и определение потребного их количества оказывают влияние следующие факторы:
- объем перевозок пассажиров на маршруте и его отдельных участках;
- пассажирооборот на маршруте и его отдельных участках;
- характер колебания пассажиропотоков по часам суток и протяженности маршрута;
- режим работы автобусов на маршруте;
- скорости движения;
- протяженность маршрута;
- интервал движения;
- пропускная способность дорог; - производительность автобусов; - себестоимость перевозок.
Определяющим критерием выбора являются условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках, эффективная работа автобусов и повышенный уровень качества обслуживания, устанавливаемый нормативами.
Вместимость автобуса и степень ее использования являются основными показателями, определяющими уровень качества пассажирских перевозок.
При выборе автобусов их вместимость должна обеспечивать не только гарантированную и качественную перевозку пассажиров, но и получение максимально возможных доходов от их эксплуатации.
Основными факторами, влияющими на выбор автобусов рациональной вместимости, являются объем перевозок и пассажирооборот на автобусных маршрутах.
|
Значительные объемы перевозок реализуют подвижным составом большой вместимости, работающим с минимально допустимыми интервалами движения. При малых объемах перевозок используют автобусы меньшей вместимости, не снижая качественные показатели перевозок.
Выбор подвижного состава связан, в первую очередь, с определением его номинальной вместимости.
Вместимость подвижного состава определяется его конструктивными особенностями.
Подвижной состав по вместимости должен максимально соответствовать мощности и характеру пассажиропотока.
Тип автобуса по вместимости выбирают в зависимости от размеров пассажиропотоков, так как от этого непосредственно зависят производительность и обеспечение населения перевозками с необходимыми условиями комфорта и затраты времени на передвижение, а также себестоимость перевозок.
Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5–ти чел/м2 площади салона, не занятой сидениями, в часы пик – до 8–ми чел/м2.
В зависимости от пассажиропотока в одном направлении, необходимая вместимость автобуса в часы «пик» соответствует значениям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Рекомендации по выбору автобусов по вместимости с учетом величины пассажиропотока в час-пик
Пассажиропоток в час-пик, пасс./час | Вместимость автобуса, пасс. |
200-1000 | |
1000-1800 | |
1800-2600 | |
2600-3800 | |
3800 и выше |
В зависимости от мощности пассажиропотока на наиболее напряжённом участке маршрута в час пик рекомендуется рациональное использование городских автобусов различной вместимости (таблица 2).
Таблица 2 – Зависимость вместимости автобуса от наполнения
Наполнение на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик», пасс | Вместимость автобуса, мест. |
до 350 | 30 – 35 |
351 – 700 | 50 – 60 |
701 – 1000 | 80 – 85 |
Более 1000 | 110 – 120 |
Вместимость автобуса можно также определить по суточной напряжённости пассажирооборота на маршруте (таблица 3).
Таблица 3 – Выбор вместимости автобуса
Напряжённость суточного пассажирооборота, пасс. км | Вместимость автобуса, мест. |
до 6000 | |
6000 - 10000 | |
10000 - 16000 | 80….85 |
Более 16000 | 150….160 |