Справка-минимум на инофирму




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.Н.КОСЫГИНА (Технологии. Дизайн. Искусство)»

___________________________________________________________________

 

Учебно-методический комплекс по

специальности 080502 «Экономика и

управление на предприятии»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению задания

«Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров»

 

Составитель проф. Е.А.Юхина

 

 

________________________________________________________________

Москва 2017

 

 

М.: РИО ФГБОУВПО «РГУ им.А.Н.Косыгина» 2017, 35с.

Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы внешнеэкономической деятельности» на факультете экономики и менеджмента по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Методические указания состоят из четырех разделов, в которых рассматриваются условия внешнеторговых сделок, структура и содержание внешнеторговых контрактов, приводятся индивидуальные задания и рекомендации по написанию ИДЗ. Индивидуальные задания содержат исходные данные для составления внешнеторгового контракта купли-продажи товаров, включая базисные условия поставки в соответствии с «Инкотермс 2010» и форму расчета по тридцати вариантам.

 

 

Рецензенты: канд.экон.наук, проф. Л.Е.Зернова (МГТУ им. А.Н.Косыгина)

канд.экон.наук, доц. Р.В.Политова (МГТУ им. А.Н.Косыгина)

 

Подготовлено к печати на кафедре экономики

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания, составленные в соответствии с требованиями образовательного стандарта Министерства образования РФ, должны позволить студентам:

изучить условия осуществления экспортно-импортных операций;

изучить достаточно углубленно структуру и содержание внешнеторгового контракта;

отработать практику составления конкретного внешнеторгового контракта.

Полное освоение методики составления внешнеторгового контракта предполагает использование наряду с данными методическими указаниями ряда учебников, законов и законодательных актов и в первую очередь: закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03. №173-ФЗ; закона «О таможенном тарифе» от 21.05.93г. №5003-1; закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.03. №164-ФЗ; закона «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.98 г. №63-ФЗ; Таможенного кодекса от 28.05.03г. №64-ФЗ.

Для освоения методики составления контракта студент должен внимательно изучить настоящие методические указания, а также методические указания для самостоятельной работы студентов по темам: «Методы государственного регулирования» и «Ценообразование в международной торговле» при изучении дисциплины «Основы внешнеэкономической деятельности», обратив особое внимание на основные положения и разделы контракта, международные правила толкования торговых терминов, методы определения кода товара, его таможенной стоимости и таможенных платежей, виды отгрузочных документов, формы и условия международных расчетов, условия и сроки поставки, гарантии и штрафные санкции; составить самостоятельно внешнеторговый контракт купли-продажи товаров на примере реально существующих фирм с учетом индивидуально заданных условий, заполнить справку-минимум на инофирму, произвести самостоятельно расчеты таможенных платежей на примере составленного контракта и рассчитать контрактную стоимость товара при заданных базисных условиях поставки.

Выполнение ИДЗ на тему «Внешнеторговый контракт» предполагает знание студентом курса «Мировая экономика и международный маркетинг», а именно, следующих его разделов:

таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности (порядок определения таможенной стоимости, виды пошлин, расчет таможенных платежей, таможенные режимы, Гармонизированная система описания и кодирования товаров);

базисные условия поставки товаров Инкотермс 2010;

виды внешнеторговых операций и их оформление. Основные условия внешнеторговых контрактов;

ценообразование в международной торговле.

способы фиксации цены в контракте;

формы международных расчетов.

1. ИЗУЧЕНИЕ ФИРМ-ПАРТНЕРОВ

Прежде чем приступить к работе над контрактом экспортер или импортер должен собрать как можно более подробную информацию на фирму контрагента.

На зарубежных рынках имеется целый ряд источников, содержащих информацию о фирмах. Среди них наибольшую практическую ценность представляют справочники по фирмам, публикации фирм (го­довые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, перио­дической прессы, справки банков. Комплексное использование различ­ных источников информации дает возможность составить достаточно полное представление о фирмах.

Особое место среди источников информации занимают справочники по фирмам. Они издаются информационно-справочными агентствами, различными ассоциациями, торговыми палатами. Имеются справочники, охватывающие фирмы одной страны, т.е. национальные справочники, и содержащие сведения о фирмах разных стран — международные спра­вочники. Из одних справочников можно узнать только координаты фирмы (почтовый адрес, факс, телефон), из других — сведения о харак­тере деятельности фирмы, об экономических и финансовых показателях ее деятельности, о производственной базе, руководящем составе и т.д.

Основным достоинством справочников, содержащих сведения о фирмах, по сравнению с большинством других источников информации является охват большого числа фирм. Справочники — практически единственный вид источников информации о фирмах, в которых сведения публикуются регулярно и в систематизированном виде.

В Интернете также имеются несколько поставщиков электронной информации о компаниях различных стран. Некоторые адреса, полезные для указанных целей, приведены в этой работе в списке литературы.

Для работы по изучению иностранных контрагентов используются не только собственные каналы информации, но и услуги специализи­рованных организаций и ведомств. Так, в нашей стране большой объ­ем информации сосредоточен в кабинете фирм Всероссийского науч­но-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ). Кабинет фирм ведет досье на фирмы, представляющие интерес для российских участников внешнеэкономической деятельности в качестве контраген­тов и конкурентов, систематизирует материалы о наиболее крупных фирмах и монополиях, собирает библиотеку фирменных справочни­ков, предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности информацию, способствующую правильному выбору фирмы-контр­агента.

Подобные же услуги оказывает и ряд других организаций, в частно­сти Торгово-промышленная палата России.

Всю собранную информацию об иностранной фирме-контрагенте оформляют в виде справки минимум, которая содержит минимум обязательных сведений о фирме в виде следующей формы:

Справка-минимум на инофирму

(заполнить графу или зачеркнуть ненужное)

Фирма

Страна

Адрес

Год основания

Общая характеристика фирмы

1. Характер деятельности     2. Кем является по отношению к нам     3. Юридическая форма   4. Форма собственности     5. Национальная принадлежность ка­питала 6. Номенклатура производства (ос­новные товары или группы това­ров) или виды услуг 7. Номенклатура экспорта фирмы 8.Номенклатура импорта фирмы 9.Удельный вес в национальном (мировом) производстве (торгов­ле) основных товаров 10.В каких банках пользуется креди­том 11.Владельцы фирмы или материн­ская компания (распределение акционерного капитала в процентах) 12.В какую монополию (финансовую группу) входит 13.Дочерние фирмы (наименование фирмы и доля участия материн­ской компании в ее капитале в процентах) 14.Важнейшие конкуренты (наиме­нование фирмы и объект конку­ренции) 15. С какими другими российскими фирмами торгует? Производственная, торговая, подряд­ная, посредническая, экспедиторская Контрагент (импортер, экспортер, им­портер-экспортер), агент, посредник, брокер, конкурент, возможный контр­агент   Единоличная, товарищество, комман­дитное общество, общество с огра­ниченной ответственностью, акцио­нерное общество   Частная, государственная, полугосу­дарственная, кооперативная Национальная, смешанная, иностран­ная   Доля (процент)   Фамилия владельца или наименова­ние компании доля (процент) в капитале  

 

2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ

КОНТРАКТОВ

 

Выход на внешний рынок предполагает необходимость освоения мирового опыта договорного регулирования сделок. Стороны оформляют сделку контрактом исключительно добровольно, т.е. описывают для себя детальную регламентацию действий и расчетов, опираясь на отработанные веками формы и процедуры.

Под международной торговой сделкой понимается договор (соглаше­ние) между двумя или несколькими сторонами (коммерческими пред­приятиями, фирмами), находящимися в разных странах, в котором оговариваются условия поставки установленного количества товарных единиц и (или) оказания определенных услуг. Другими словами, сделка считается международной, если в юридическом адресе партнеров по сделке указаны разные государства.

Такое толкование договора содержится в Конвенции ООН о догово­рах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и в Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международ­ной купли-продажи (1985 г.).

Все многообразие сделок в международной торговле классифициру­ется в зависимости от предмета (объекта) сделки:

• купли-продажи товаров;

• купли-продажи услуг;

• купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.

Сделки купли-продажи товаров в материально-вещественной форме являются традиционными для международной торговли и для практики внешнеторговой деятельности фирм нашей страны.

Контрактные отношения всегда индивидуальны. Это не исключает возможности разработки международных стандартов, реализующихся через типовые договоры. Предприниматели используют их в качестве основы (экономя на этом время), дополняя элементами индивидуальными, присущими только данной сделке. Таким образом, контракты включают наряду с индивидуальными ряд типовых элементов: положений, условий, статей, формулировок.

 

 

2.1. Структура внешнеторгового контракта купли-продажи

Соглашение об основных условиях выполнения взаимных обязательств, достигнутое в ходе переговоров участниками внешнеторговой сделки, оформляется, как правило, письменным документом — контрактом или договором. Контракт купли-продажи представляет собой документ, свидетельствующий о том, что одна сторона сделки (продавец) обязуется передать указанный в контракте товар (или иной предмет соглашения) в собственность другой стороне (покупателю), которая, в свою очередь, обязуется принять его и уплатить за него установленную цену.

Контракт купли-продажи считается заключенным, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Каждый контракт должен иметь индивидуальный номер, а также сведения о дате и месте его заключения. Отсутствие какого-либо из этих элементов может вести к признанию контракта недействительным.

Условия контракта принято делить на существенные и несуществен­ные. Существенными считаются такие условия контракта, при невыпол­нении которых одним из партнеров другая сторона может отказаться от принятия товара, расторгнуть сделку и взыскать понесенные убытки.

При нарушении несущественного условия другая сторона не имеет права отказаться от принятия товара и расторгнуть сделку, а может только тре­бовать исполнения обязательства и взыскания убытков. Понятие сущест­венных и несущественных условий зависит от конкретной сделки. Обычно к существенным условиям относятся:

наименование сторон—участников сделки;

предмет контракта;

количество и качество товара;

базисные условия поставки;

цена товара;

условия платежа;

санкции и рекламации (штрафы, претензии);

юридические адреса и подписи сторон.

К несущественным (дополнительным) условиям обычно относятся:

условия сдачи-приемки товара;

условия страхования;

отгрузочные документы;

гарантии;

упаковка и маркировка;

форс-мажорные обстоятельства;

арбитражная оговорка;

прочие условия.

Дополнительные, или несущественные, условия предполагают, что при нарушении одной из сторон несущественных условий другая сторо­на не вправе расторгнуть сделку, а может потребовать исполнения конт­рактных обязательств и взыскать штрафные санкции, если это предусмо­трено условиями контракта. Договаривающиеся стороны решают сами в каждом конкретном случае, какие из условий будут существенными, а какие несущественными.

Структура и содержание контракта купли-продажи носят во многом индивидуальный характер и определяются как спецификой предмета сделки, так и степе­нью близости контрагентов. В целом внешнеторговые контракты обыч­но содержат следующие основные статьи, располагаемые в определенной последовательности:

преамбула или определение сторон,

предмет договора,

базисные условия поставки,

цена и общая сумма контракта,

сроки поставки,

усло­вия платежа,

упаковка и маркировка товаров,

гарантии,

штрафные санк­ции и возмещение убытков,

страхование,

обстоятельства непреодолимой силы,

арбитраж,

прочие условия контракта.

Если предметом сделки являются машины и оборудование, то конт­ракты могут включать и другие статьи: технические условия, обязатель­ства по техническому обслуживанию, условия командирования специа­листов и др. В случае продажи результатов творческой деятельности, в частности лицензий, ноу-хау, в контракт включаются статьи о конфи­денциальности, о договорной территории и ряд других.

Специальные вопросы контракта, прежде всего технические условия, характер упаковки и маркировки и т. д., могут быть включены в основ­ной текст контракта, а могут также оформляться приложениями к конт­ракту, являющимися его неотъемлемой частью.

2.2. Определение сторон и предмета контракта

Текст контракта начинается с преамбулы, в которой указывается пол­ное юридическое наименование сторон, заключивших его. Традици­онно первым указывается наименование продавца и вторым — наимено­вание фирмы-покупателя.

Так, например, текст преамбулы может выглядеть следующим обра­зом:

Фирма "Югомонтана", г. Белград, именуемая в дальнейшем «Продавец», и В/О "Мосинтер", г. Москва, именуемое в дальнейшем «Покупатель», заключили настоящий контракт о нижеследующем...

Предметом контракта могут быть продажа и поставка того или иного товара, оказание каких-либо услуг, а также передача того или иного ви­да технологии. Поэтому в соответствующей статье контракта в краткой форме определяется вид внешнеторговой сделки (купля-продажа, арен­да, подряд), а далее указывается сам объект операции.

Пример. Продавец продал, а Покупатель купил на условиях франко-перевозчик Финляндия, Котка, 4000 т портландцемента К-500 с минеральными добавками.

Если по контракту поставляется неоднородный товар, то подробный перечень всех поставляемых сортов, видов, марок указывается в отдель­ном документе — спецификации, которая оформляется как приложение к контракту.

Пример. Продавец продал, а Покупатель купил на условиях ФОБ со штивкой порты Сайгон, Хайфон обувь в количестве и ассор­тименте согласно Приложению № 1 к настоящему контракту, являю­щемуся его неотъемлемой частью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: