Нравы, существовавшие при дворе Анны Ивановны, удивляли иностранцев: «Француз, привыкший заходить в королевские покои, чувствовал бы себя неуютно при петербургском дворе, где и по самым торжественным праздникам следует держаться на известной дистанции от персоны её величества, рядом с которой стоят только знатнейшие. Несколько странно также, что каждый, кто мимо дворца идёт, едет или плывёт на судне, должен обнажить голову».
Также иностранцев удивляло пьянство при дворе, которое провоцировала сама императрица: «Обычай таков, что после того как присутствующие знатные персоны мастерски попьют за обедом, их призывают к её величеству, где они на коленях выпивают по бокалу венгерского вина, вмещающему добрых три квартера. Никого не принуждают пить больше одного такого бокала, но и всякий волен, выпить их несколько».
При дворе Анны Ивановны была принята роскошь, которой не было при дворе её предшественников. Иностранцы поражались, ставшими привычными при дворе роскошными одеждами: «Сия государыня любит пышность, но сама одевается едва ли не хуже всего двора, за исключением торжественных дней и празднеств, когда облачается так, что никто не может ей подражать, особенно в отношении драгоценностей. За один её наряд, к которому она имеет много по-разному оправленных и различных цветов камней, можно было бы купить большие провинции. Придворные соревнуются между собой в роскоши».
Иностранцы, находившиеся при дворе, восхищались пышностью и роскошью, присущей императрице, но одновременно с этим они видели много излишек при дворе. В три раза в сравнении со временем Петра I выросли дворцовые расходы. К примеру, до 100 тысяч рублей в год тратили на царскую конюшню – в два раза больше, чем на науку. В торжественные дни и праздники дома по всему городу украшаются иллюминацией, но поскольку все расходы ложатся на горожан, и это происходит довольно часто, то дома освещаются весьма экономно. Крепость, Адмиралтейство и огненный театр тоже освещаются большим количеством ламп. На иллюминацию тратится большое количество денег. На все праздники, в которых участвовала императрица, сжигали большие фейерверки, которые продолжались в среднем 30 минут. Дворец Анны Иоанновны тоже прекрасен: «Дворец великолепен; в нём её величество даёт аудиенции всем должностным лицам и по определённым дням обедает. Дворец очень обширен и величественен. Потолки превосходно расписаны, трон очень просторен».
|
Предоставив государственное правление главным образом Бирону, Остерману и Миниху, Анна дала волю своим природным склонностям. Она как бы желала вознаградить себя за стеснения, испытанные ею в течение почти двадцатилетнего пребывания в Курляндии, и тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки и иллюминации. Даже иностранцы поражались роскошью ее двора
По своим увлечениям Анна Иоанновна была совершенно непредсказуема. В 1736 г. в России, по приказу Анны Ивановны, впервые появилась итальянская опера. Но одновременно с ней для императрицы ставили спектакли с драками. Балет и опера сменялись шутовскими шествиями, примитивными спектаклями итальянского площадного театра. Научные сообщения академиков соседствовали с непристойными шутками, драками потехами многочисленных шутов и дурок. Одним из самых любимых развлечений Анны было катание на лошадях и охота. Императрица очень любила стрелять и часто стреляла из окна по птицам. Стрелком она слыла превосходным. Впрочем, не сама по себе охота ее привлекала, а именно стрельба – и обязательно по живой мишени. Только за летний сезон 1739 г. Анна самолично лишила жизни 9 оленей, 16 диких коз, 4 кабанов, одного волка, 374 зайцев, 608 уток, 16 чаек. «Придворных дней два в неделю – воскресенье и четверг, когда иностранные министры, персоны в генеральском ранге и собственно придворные делают визиты. Императрица играет в пикет или на бильярде; иногда она лишь ходит вокруг карточного стола или развлекается с придворным шутом Педрилло… Императрица любит наблюдать за весельем своих подданых, но сама танцует редко». Иностранцев поражали такие развлечения и они не понимали, как эти развлечения могут интересовать императрицу.
|
Иностранцы видели в Анне Ивановне желание развеять свою скуку и постоянное противоречие внутри неё. «Её величество встаёт очень рано и зимой обедает в двенадцать часов. Для её развлечения дважды в неделю идёт итальянская опера, которую содержит её величество. Туда допускают только тех, кто имеет билеты. В этой стране существует обычай шутить в первый день апреля. В 1735 г. её величество изволило забавляться звоном колокола, который там зовут пожарным; в него ударяют лишь в случае какого-либо большого несчастья. Но спустя три недели от молнии загорелась колокольня, что было расценено как кара, теперь этот нелепый обычай отменён. Другое развлечение – ходить смотреть спуск кораблей на воду, это действительно захватывающее зрелище. Императрица присутствует на церемонии спуска. Чтобы наблюдать за спуском корабля, для её величества и знати готовится удобное место, его покрывают красной тканью. Во время его схода её величество два или три раза крестится, молясь за удачную судьбу корабля». Анна любила выступить в роли свахи и женить своих приближённых. Печально известна свадьба двух карликов в ледяном доме. Дамам при дворе нужно было уметь танцевать, со вкусом одеваться и даже кататься с ледяных гор.
|
Однообразие ее повседневной жизни нарушали только забавы, которые вымышляли прислужники, но забавы те были такого рода, что не требовали ни большой изобретательности, ни изящества. Таким образом, Анна, полностью отдав управление государством в чужие руки, пыталась развеять свою скуку развлечениями, которые были неприемлемы для императрицы. Иностранцы поражались такими «недалёкими» увлечениями и мало понимали их.
Во всей жизни императорского двора иностранцы видели несоответствие. Этот двор был больше похож на двор богатой помещицы, а не на императорский. Развлечения не соответствовали императорским, при дворе царили лесть, хвастовство и лицемерие. Лишь роскошь подходила для императрицы, но и она, по мнению иностранцев, была чрезмерной.
\Внешний вид царицы вызывал суровую оценку — преимущественно женщин. Вот что писала о ней ее современница княжна Ксения Долгорукова: "...Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет — всех головой выше и чрезвычайно толста!" И действительно, двухметрового роста, восьмипудовая племянница Петра Великого, со следами оспин на лице (рябая!), могла быть "отвратна взору!"
Анна Иоанновна вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков пишет: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".
Русский двор при Петре I, отличавшийся своей малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. А ведь прошло всего пять-шесть лет после смерти Петра! Тридцатисемилетняя императрица хотела, чтобы двор ее в пышности и великолепии не уступал другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, фейерверки, увеселения беспрерывно происходили при дворе. Немало времени царица любила проводить со своим фаворитом Бироном и среди своих приживалок и шутов. А между приживалок Анны Иоанновны находилась одна немолодая и очень некрасивая калмычка. Звали ее Авдотья Ивановна. Она пользовалась особым благоволением и носила в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Однажды она сказала императрице, что охотно вышла бы замуж. Императрица пожелала сама подыскать калмычке жениха. А так как Буженинова исполняла при царице роль шутихи, то Анна Иоанновна решила выдать ее замуж за одного из шутов — при дворе "работало" шесть шутов, для увеселения царицы. В женихи был выбран шут незаурядный!
Это был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Внук знаменитого боярина Петровского времени. Жена князя умерла в 1729 году, и пятидесятилетний князь, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру.
Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.
Так вот, калмычку-шутиху было решено выдать замуж за бывшего князя, а теперь шута — Голицына. Мысль императрицы женить шута на шутихе встретила полное сочувствие в кругу ее приближенных. По совету своих легкомысленных друзей Анна Иоанновна распорядилась отпраздновать свадьбу "молодых" самым "курьезным образом".
Немедленно была создана особая "маскарадная комиссия". Решено было построить на Неве дом изо льда и обвенчать в нем шута и шутиху. Благо, что на улице стояла жуткая стужа: термометр показывал минус 35 градусов, сильнейшие морозы начались с ноября 1739 года и продержались до марта 1740 года. А свадьба была намечена на февраль месяц 1740 года. Надо было спешить строить хоромы на льду.
Комиссия выбрала для постройки Ледяного дома место на Неве — между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Материалом для постройки дома должен был служить только лед! Его разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.
Дом был собран с изяществом — это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину — примерно пять метров и вышину — около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной — гостиная и буфет, в другой — туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.
Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это — сделано из льда. У ворот, сделанных тоже из льда, красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.
На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами — к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.
По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон — ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: "Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал".
А в Ледяном Доме в одной из комнат стояли — два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда — стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и "выкрашены приличными натуральными красками". Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.
Кроме этого при Ледяном Доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!
По именному высочайшему повелению к "курьезной свадьбе" Бужениновой и Голицына были доставлены в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов. Всего набралось триста человек! Шестого февраля 1740 года состоялось бракосочетание сиятельного шута с шутихой — обычным порядком в церкви. После чего "свадебный поезд", управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.
Шествие открывали "молодые", красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном потянулись "поезжане", то есть приехавшие гости: тут были абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие — на оленях, третьи — на собаках, четвертые — на волах, пятые — на козлах, шестые — на свиньях и так далее. Все гости "разноязычные" в своих национальных костюмах, с "принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками", в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.
После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. Потешное зрелище чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей.
После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным "поездом" разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.
Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул — из опасения, чтобы счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе.
Дальнейшую судьбу Ледяного Дома один из современников картинно описывает так: "Понеже жестокая стужа с начала января месяца по самый март почти беспрерывно сопровождалась, то и оный дом до того времени стоял без всякого повреждения. В исходе марта месяца 1740 года начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться".
О Ледяном Доме ходили во всем мире легенды, создавались мифы и сказки. Люди удивлялись, что изо льда "при жестокой стуже" можно строить. Поливая льдины водой можно их "сплачивать". Что лед можно точить, сверлить, рубить, красить и "способом помазания нефтью" — огонь производить, и при том из "онного стрелять".
Но раздавались и разумные, скорбные, осуждающие слова. Вот как описывает "глупейшее позорище" один из просвещенных людей того времени. "В истории с Ледяным Домом я вижу верх сумасбродства! Позволительно ли употреблять руки человеческие на работу столь суетную и ничтожную? Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним? Позволительно ли издерживать государственное иждивение на прихоти и забавы вздорные?! Забавляя народ, не надо развращать народные нравы!"
Эти полные гнева и правды слова справедливы не только для чудовищного "увеселения" с Ледяным Домом, но, к сожалению, и для многих других фактов истории Государства Российского!
И. Меттер
(Рассказ опубликован журнале "Костер" за январь 1998 года.)