СОЗДАНИЕЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫВ ДОУ
Курсовая работа
Руководитель:
Шабалина Е.Ю.
Котлас, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.1 Сущность понятия «эколого-развивающая среда» и ее построение в детском саду 5
1.2 Элементы эколого-развивающей среды детского сада. 11
1.3Содержание и виды совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде 20
Вывод 26
Литература 29
Приложение 31
Светлана, главу1. Убрать. достаточно будет просто параграфов
иВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экология превратилась в глобальную проблему, затрагивающую широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой Следует сказать, что отдельные ученые, и в первую очередь В.И.Вернадский, идеи которого намного опередили свое время, рассматривали некоторые теоретические вопросы экологии как вопросы развития, эволюции человеческого общества и планеты в целом.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой, но оно не является изолированным направлением (дополнительным предметом), работы детского сада, оно имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
|
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности. Объект исследования: Эколого-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: Создание эколого-развивающей среды.
Цель исследования: теоретическое обоснование особенностей и условий построения эколого-развивающей среды в ДОУ.
Задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучить уровня знаний педагогов об организации эколого-развивающей среды и её использовании в работе.
3.Рассмотреть деятельность воспитателя и детей в эколого-развивающей деятельности.
Объём и структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫДЕТСКОГО САДА
Сущность понятия «эколого-развивающая среда» и принципы её построения в детском саду
В современную эпоху, когда мощь человеческой цивилизации достигла огромных масштабов, дальнейшая эволюция зависит от установления гармоничного взаимоотношения общества с природой.
Итак, в отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко).
По мнению А.И.Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». [11,63]
Особым условием экологического образования дошкольников является обеспечение целенаправленных контактов детей с природой. В ходе их формируются практические умения применять экологические знания, а так же накапливать опыт оценочно-эмоциональных реакций и развивать волевые качества. Решению поставленных задач способствует специально организованная природная среда, позволяющая реализовать все компоненты содержания экологического образования, развить разные виды деятельности детей в природе, применить разнообразные педагогические технологии.
[1,с.89]
Экологическое образование, по определению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. [5,с.147].
|
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка: формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно- правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; [16,с.9]
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.[3,с.52]
С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:
− познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);
− эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к
окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
− оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
− формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
− экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.). [15,с.15-24 ]
Экологизацию развивающей среды считают важнейшим требованием современности. Известно, что в современном мире наблюдается определенное противоречие между потребностью ребенка в общении с
природой и отчуждением его от природы (компьютерные игры, телевидение, видеопродукция и т.д.).[2,с.157]
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: социальные, духовные.[3,с.31]
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. [12,с.2]
Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.[7,с.7]
В дошкольном учреждении могут быть животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения,
агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); неприхотливы с точки зрения содержания и ухода.[17,с.122]
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
1)неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2)приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3)появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4)специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
5)многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.[9,с.26]
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе детей.
Реализацией системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей
жизни, роста и развития отдельных живых существ. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать их в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.