Оформление заданий по психологии
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Кафедра психологии ОТЧЕТ по выполнению психологических заданий в период педагогической практики с________по_________(год) ____________________________________ (фамилия, имя) студента (ки ) ________факультета, группы____ (название факультета, номер группы) Руководитель от кафедры психологии ________________________ (звание, должность, ФИО) Пермь 20____ |
Методика изучения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Методика направлена на изучение школьной мотивации учащихся 6-8 лет.
Текст опросника
1. Тебе нравится в школе или не очень?
Не очень
Нравится
Не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Чаще хочется остаться дома
Бывает по-разному
Иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится
Бывает по-разному
Нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю
6. Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто
Редко
Не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
Мало
Много
Нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Не очень
Не нравятся
Обработка и анализ результатов
· Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла.
· Нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – в 1 балл.
· Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к школе, к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей школьной дезадаптации.
Выделяется пять основных уровней школьной мотивации:
1. 25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность.
2. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
3. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
4. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
При анализе результатов исследования необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой из уровней школьной мотивации преобладает у учеников данного класса? Чем это можно объяснить?
2. Как Вы считаете, соответствуют ли полученные результаты действительности? Обоснуйте свой вывод.
3. Есть ли в данном классе ученики, имеющие низкий уровень мотивации или испытывающие негативное отношение к школе? Чем, с Вашей точки зрения, можно объяснить подобное отношение к школе?
4. Как взаимосвязаны полученные данные с показателями учебной успеваемости?
5. Сформулируйте психологические рекомендации по формированию мотивации учения у данной группы испытуемых.
Методика изучения направленности на приобретение знаний
(Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)
Данную методику необходимо использовать в комплексе с методикой изучения направленности на отметку. Сопоставление результатов по данной методике и методике изучения направленности на получение отметки показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика.
Инструкция: «Ниже вам предлагаются вопросы-утверждения с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать только один и рядом с номером вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному варианту ответа».
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что следующий урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, т.к. знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4. Учеба для тебя – это:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, когда урок отменяют из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Обработка и анализ результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется один балл.
Ключ к опроснику
Мотивация на приобретение знаний: ответы «а» на вопросы 1 – 6, 8 – 11.Ответы «б» на вопросы 7 и 12.Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.