Общие законы действия факторов среды на организмы.




06.04.2020

Ребята! Приготовьте учебник, тетрадь, ручку.

Тема урока «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». «Общие законы действия факторов на организмы» запишите в тетрадь

Цель: изучить особенности условий среды жизни живых организмов, влияние среды обитания на живые организмы; сформировать знания об общих законах действия факторов среды на организмы, оказать практическое значение этих законов.

Ход урока:

Изучение новой темы:

1. Проанализируйте представленные факты:

Факт 1: Водоросли живут только до глубины 200 метров.

Факт 2: Даже в самые суровые морозы семена растений не замерзают в почве.

Факт 3: Человеческая аскарида живет в условиях практически неограниченного запаса пищи.

Сделайте вывод. устно

2. Прочитайте п.48, выпишите в тетрадь

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

1866 г нем. уч. Э. Геккель ввёл термин «экология».
Среда обитания – всё, что окружает живой организм.

Экологические факторы – условия среды, влияющие на организм.

Экологические факторы (в тетрадь)

1. Абиотические – факторы неживой природы (приведите примеры …).

2. Биотические – факторы живой природы (приведите примеры …)

3. Антропогенные – влияние человека.

Среды жизни: (в тетрадь)

1. Водная, организмы, обитающие в ней называются гидробионты. (какими свойствами обладает эта среда жизни – прочитайте на стр.209)

2. Наземно-воздушная- организмы аэробионты. (какими свойствами обладает эта среда жизни, стр.209)

3. Почвенная – организмы эдафобионты. ( какими свойствами обладает данная среда жизни, стр.210).

4. Организменная – организмы эндобионты (свойства данной среды жизни)

Вспомните определения терминов: паразиты, симбионты

Общие законы действия факторов среды на организмы.

Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

1. Прочитайте п.49 и сделайте краткие записи.

Закон оптимума. (в тетрадь) Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. Сила действия каждого из них постоянно меняется. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. (в тетрадь)

(зарисуйте рис. 94 на стр.212)

(прочитайте) В центре под кривой – зона оптимума. При оптимальных значениях фактора организмы активно растут, размножаются, питаются. Чем больше отклонение значения фактора вправо или влево, т.е. в сторону увеличения или уменьшения силы действия, тем менее благоприятно это для организмов. Кривая, отражающая жизнедеятельность, резко спускается вниз по обе стороны от оптимума. Здесь располагаются две зоны пессимума, при пересечении кривой с горизонтальной осью находятся две критические точки, это такие значения фактора, которые организмы уже не выдерживают, за их пределами наступает смерть. Расстояние между критическими точками показывает степень выносливости (толерантности) организмов к изменению фактора, условия, близкие к критическим точкам особенно тяжелы для выживания. Такие условия называют экстремальными. (примеры найдите в параграфе)

З акон ограничивающего фактора. (в тетрадь)

В природе на организмы влияет целый комплекс факторов среды. В разных комбинациях и с разной силой. Вычленить роль каждого из них не просто. Нет всецело положительных или отрицательных факторов, а все зависит от силы воздействия каждого. Наиболее значим для вида тот фактор, который отклоняется от оптимальных для организма значений. (в тетрадь)Именно от него зависит в данный конкретный период выживание особей. В другие отрезки времени ограничивающими могут стать другие факторы.
ПРИМЕР. Нормальное выживание пятнистого оленя в Приморье имеет место только в дубняках на южных склонах, т.к. здесь мощность снега незначительна и обеспечивает оленю достаточную кормовую базу на зимний период. Ограничивающим фактором для оленя является глубокий снег.

Подумайте и ответьте на вопросы: (устно)

· Почему урожай моркови лучше на той грядке, где проводилось регулярное рыхление почвы?

· Как Вы думаете, почему в осеннее и зимнее время в теплицах с томатами и огурцами создают повышенное содержание углекислого газа и влаги в воздухе?

Прочитайте «Периодичность в жизни организмов» на стр. 214 и сделайте записи в тетради.

Фотопериодизм - …

Задание: (пришлите мне для оценивания в конце урока, на работу 5 минут: Майоров И., Севидов И, Черных В. ПоротиковК,, Закатова К, Закатов В, Топильская Ю, Сычёва Н, Галкин П.,)

Соотнесите действия и экологические факторы:.

1. Вырубка леса А-абиотические

2. Изменение температуры Б-биотические

3. Нашествие саранчи В-антропогенные

4. Распашка земель

5. Охота лисиц на мышей

6. Недостаток света

7. Поедание листьев гусеницами

8. Добыча полезных ископаемых

9. Дефицит влаги

Закрепление:

Ответьте на вопросы в конце параграфа 48,49, стр.211,215



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: