Акцентуации характера подростка. Особенности общения




 

В подростковом возрасте особенно отчетливо наблюдается все разнообразие психических типов. Подростки с акцентуацией характера заметно отличаются от сверстников, у которых она отсутствует. Акцентуация находится в пределах нормы. Отдельные признаки акцентуации характера проявляются и в младшем школьном возрасте. Поэтому целесообразно её диагностировать уже в 10-12 лет.

В зависимости от усиления характерологических черт акцентуации делятся на явные и скрытые. Явная акцентуация - крайний вариант нормы. Она отличается постоянством черт определенного типа. При действии психогенных факторов может отмечаться временное нарушение социальной адаптации, нарушения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. (Социальная адаптация совершенствуется с годами). Скрытая акцентуация - обычные варианты нормы. Зачастую она обнаруживается неожиданно для окружающих (чаще – в стрессовых ситуациях).

Из 10-ти типов акцентуации характера, выделенные К.Леонгардом, четыре - демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый - относятся к чертам характера. Остальные шесть - гипертимный, дистимный, экзальтированный, тревожный, эмотивный и циклотимный - связаны с особенностями темперамента.

Рассмотрим типы акцентуации в связи с особенностями общения.

Гипертимы - общительны, контактны, вплоть до недостатка чувства дистанции по отношению к более старшим. В отношениях со сверстниками проявляют нонконформизм и стремление к лидерству. Плохо переносят одиночество, постоянно ищут разнообразные контакты. Не отличаются обязательностью. Противодействие окружающих вызывает вспышки гнева. Однако быстро отходчивы и в конфликтных ситуациях не задерживаются. Поиск широких контактов может привести в асоциальную среду. Плохо переносят дисциплину и жесткий контроль. При этом отзывчивы на похвалу, положительное оценивание своих качеств.

Застреваемые подростки особо чувствительны к обидам, отличаются мстительностью. Настойчиво и энергично отстаивают свои интересы. Также охотно вступают в конфликт, отстаивая интересы других. У них обостренное «чувство справедливости». Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. Недоверчивы и насторожены по отношению к людям, особенно к новому окружению.

Эмотивный тип. Наиболее выраженная черта – сопереживание другим, чувствительность. Легко прощают, зачастую первыми идут на примирение. Возможна излишняя конформность. В этом возрасте редко бывают лидерами. Их зачастую «используют» другие.

Педантичный тип. Пунктуальны и аккуратны в своих обязательствах. Конфликты с ними возникают тогда, когда окружающие нарушают порядок, к соблюдению которого они очень чувствительны. Иногда может быть занижена самооценка в силу развитой требовательности к качеству всего, в том числе и к собственной деятельности. Педантичные подростки могут вызывать насмешки окружающих по поводу их постоянных сомнений и частых самопроверок.

Тревожный тип. Пуглив и боязлив, что тоже может быть предметом насмешек сверстников. Неконтактны в незнакомых ситуациях с незнакомыми людьми. Им свойственно чувство робости. Часто стесняются отвечать перед классом. Тяжело переживают оценочные ситуации. Охотно подчиняются опеке взрослых. У тревожных подростков легко вызвать чувство вины, угрызения совести, в то время, как большинство подростков сопротивляется, бунтует. Обидчивы, чувствительны, но свою обиду не демонстрируют. Не умеют постоять за себя, отстоять собственную правоту, защитить себя при несправедливых обвинениях.

Циклотимичный тип.

А. Типичные. Из гипертимных детей порой появляются вялые и раздражительные подростки. У них выражено стремление к одиночеству. Часто грубы и гневливы. Внешне раздражительны, но в душе тяжело переживают собственное несовершенство, впадая в уныние и депрессию. Депрессия может принимать крайние формы, вплоть до суицидальных попыток.

Б. Лабильные. Фазы смены настроения у них короче. «Плохая» фаза отличается не вялостью, а плохим настроением. В период подъема настроения стремятся к общению. Оценка себя и других подвержена настроению. Чувствительны ко всякого рода знакам внимания. Не претендуют на роль лидера, довольствуются положением любимца.

Демонстративного подростка характеризует жажда внимания к себе, которую трудно удовлетворить. Их привлекает всякая форма внимания – восхищение, сочувствие, почитание, удивление. Ситуация, когда он оказывается незамеченным, для него трудно переносима. К другим людям не испытывает глубоких чувств. Претендует на лидерство. Патологически развита способность к вытеснению: они могут полностью забыть то, о чем помнить или знать не хотят. Это расковывает их во лжи. Зачастую они внутренне не осознают свою ложь, верят в то, о чем говорят. Если добиваются роли лидера, то в ней недостаточно тверды, чтобы повести за собой. Часты ссоры с родителями на почве нежелания жить «серой» жизнью.

Дистимный тип. Неконтактны, замкнуты. Снижена потребность в общении. Неразвита эмпатия, сопереживание. Непереносимыми могут стать ситуации, когда необходимо установить широкий круг неформальных и эмоциональных контактов. Обособленно держатся по отношению к любой группе.

Возбудимый. Целиком отдается переживанию настоящего. Отсутствует переживание последствий. Возбуждение гасится с трудом. Реакции возбуждения могут быть опасны для окружающих. Могут быть властными, выбирая для общения более слабых. В то же время легко подчиняются другим, более сильным. Переменчив в своих привязанностях, ненадежен. Плохо переносит одиночество. Требуется постоянный и достаточно жесткий контроль. Попустительство недопустимо.

Экзальтированный тип. Увлекаемый. Наиболее уязвим для вовлечения во всевозможные секты, религиозные течения и т.п. может вызывать насмешки сверстников, их скепсис по поводу неуемной восторженности.

 

Особенности общения

Общение со взрослыми

Специфика социальной ситуации развития этого периода заключается в том, что подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком, при его стремлении в сторону взрослости. Характеристикой этого возраста является реакция эмансипации от взрослых. Это период дифференциации отношений с другими. Все ближайшее окружение ребенок подвергает оценке и переоценке. Вследствие реакций сепарации, эмансипации, отчуждения появляется дисгармония в значимых областях отношений. Дисгармония проявляется не только в отношениях со взрослыми - с родителями, учителями, - но и со сверстниками, и в отношении к себе. В основе различных проявлений дисгармонии лежит общее основание – отсутствие собственных конструктивных моделей поведения и отношений. Это вязано и с отсутствием опыта взрослой жизни, и с трансформацией Я-концепции, с колебаниями самоуважения и поисками внутреннего стержня. Этим и объясняется неэффективность включения во взрослые области жизни.

Конфликты со взрослыми - это не только следствие стремления подростка к самостоятельности и его желания настоять на своем. В поведении подростка наблюдается противоречие: с одной стороны подросток стремится к свободе, а с другой стороны - подросток боится этой свободы и стремится сделать все, чтобы кто-то принял решение за него. Подросток изнутри чувствует протест по отношению к решениям взрослого, он искренне нуждается в свободе. Но в то же время велико искушение спрятаться (как раньше) за чье-то решение. Способ, с помощью которого подросток решает эту проблему, состоит в том, чтобы вынудить кого-то принять решение за него. Принимая самостоятельное решение, подросток тут же пугается и делает нечто, что задевает взрослого. Взрослый, зачастую ругая ребенка, указывает ему как нужно поступить. И теперь подросток имеет над собой «начальника», что позволяет ему возмущаться «творимым над ним диктатом».

Общение со сверстниками

Подросток максимально направлен на общение со сверстниками. Он боится не найти свое место среди них, боится утраты популярности, подросток более всего подвержен влиянию группы. У старшего подростка доминирует с одной стороны стремление к автономии в группе, с другой - поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде.

У подростка развивается рефлексия, благодаря которой он склонен видеть причины своих неудач и конфликтов в общении в особенностях собственной личности.

Подросток стремится иметь близкого и верного друга. В то же время он часто меняет объект своей привязанности. Более всего подростков объединяет сходство проблем. Отсюда заинтересованность в другом: решая проблемы приятеля, друга, подросток решает свои собственные. Понимание друга помогает преодолеть неуверенность в себе, бесконечные сомнения. Невнимание со стороны того, кого считает другом, ведет к разрыву отношений, воспринимается как предательство.

Среди нескольких групп, к которым подросток имеет отношение, выделяется референтная группа.

Общение с учителями.

В этом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций. Подростка не удовлетворяет позиция свидетеля происходящих событий. Ему нужно опробовать себя в качестве участника или даже инициатора событий. А школа очень часто использует субъект-объектные отношения, которые лишают подростка возможности быть субъектом деятельности и отношений. Желание быть субъектом деятельности активизируют следующие потребности:

1. Потребность в уважении к себе и потребность в равноправии. От грубости подросток будет защищаться либо ответной грубостью, либо молчаливым протестом, иногда - молчаливым смирением.

2. Потребность уметь что-то делать, а не только учиться. Эти умения оцениваются прежде всего сверстниками. Их оценка деятельности подростка более значима для него, чем оценка учителем его учебной работы.

3. Потребность быть кому-то нужным. Подросток не переносит отношения к себе как к «ничего не стоящему». Ему нужно одобрение и принятие его таким, каков он есть.

Особенно обостряются конфликты учителей с мальчиками. Феминизированная школа далеко не всегда принимает демонстрацию «мужского» поведения мальчиков, в то время как оно закономерно, поскольку вызвано усилением их половой идентификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: