Подготовила: Калинина И.В.
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних ДНР.
Задачи:
Образовательные: ознакомить и углубить знания учащихся об «уголовной ответственности», «административной ответственности», понятиях «несовершеннолетний», «правонарушение», формировать сознание необходимости неукоснительного выполнения законов.
Развивающие: учить учащихся применять полученные знания в ходе выполнения практических заданий.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения к законам, чувство ответственности за свои поступки, чувство гражданской ответственности, толерантное и уважительное отношение к жизни и здоровью других людей, их собственности, животным, растениям, предметам общественного достояния, воспитывать законопослушного гражданина страны, патриотические чувства.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Давайте рассмотрим крылатые фразы и афоризмы мудрых людей. Как вы понимаете их смысл? Как вы думаете, какой теме посвящен наш классный час? (ознакомление учащихся с целью и задачами классного часа)
▪ «Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих».
Генрих Гейне
(немецкий поэт, прозаик, публицист, эссеист, главная фигура романтической эпохи в немецкой поэзии)
▪ «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества».
Джонсон Сэмюэл
(английский литературный критик, лексикограф, эссеист, поэт эпохи Просвещения)
▪ «За закон народ должен биться, как за городскую стену».
Гераклит Эфесский
(древнегреческий философ, которому принадлежит заслуга создания первой исторической диалектики; его считают автором знаменитой фразы «Все течет, все изменяется»)
▪ «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными...»
Марк Туллий Цицерон
(выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель.)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сегодня наш классный час будет проходить в форме тренинга. У нас три команды юристов (по числу рядов в классе). Посмотрим, какая команда наиболее квалифицирована.
2.1.Конкурс «знатоков»:
Вопросы:
1.С какого возраста наступает уголовная ответственность?
(Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних. Уголовным Кодексом ДНР определен общий возраст, с которого наступает уголовная ответственность лиц, совершивших преступление — 16 лет. В виде исключения предусмотрена уголовная ответственность с 14 лет, за такие преступления, опасность которых очевидна и могла бы быть осознана в этом возрасте.)
(Побеждает команда, наиболее полно ответившая на вопрос)
2.За какие преступления, согласно УК ДНР, предусмотрена ответственность с 14 лет?
(Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:
▪ убийство (ст. 106),
▪ умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 112),
▪ умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 113),
▪ похищение человека (ст. 127),
▪ изнасилование (ст. 133),
▪ кражу (ст. 164),
▪ грабеж (ст. 173),
▪ разбой (ст. 174),
▪ вымогательство (ст. 175),
▪ умышленные уничтожение или повреждение имущества (ч.2 ст. 179),
▪ террористический акт (ст. 229),
▪ заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 236),
▪ хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 267).)
(Команды пишут список, побеждает команда, составившая наиболее полный список)
3.Какие меры воздействия и виды наказаний могут быть применены к несовершеннолетним по УК ДНР?
(Согласно ст. 88 УК ДНР к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Статья 89 УК ДНР предусматривает следующие виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:
▪ штраф;
▪ лишение права заниматься определенной деятельностью;
▪ обязательные работы;
▪ исполнительные работы;
▪ ограничение свободы;
▪ лишение свободы на определенный срок.)
4.Какое правонарушение признается административным?
(Административным правонарушением (проступком) признается противоправная, виновная (умышленная или неосторожная) действие или бездеятельность, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и по которую законом предусмотрено административную ответственность.)
5.Когда наступает административная ответственность и чем она отличается от уголовной?
(Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой согласно закону уголовной ответственности.)
6.Какие меры могут быть применены к несовершеннолетнему правонарушителю?
(За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним могут быть применены следующие меры,:
1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;
2) предупреждение;
3) выговор или строгий выговор;
4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе).
7.Перечислите правонарушения, за которые предусмотрено административное наказание.
(Согласно Кодекса ДНР об административных правонарушениях к таким правонарушениям относятся:
▪ незаконное производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44);
▪ мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 51);
▪ нарушение правил дорожного движения (ст. 121-127, ч. 1 и 2 ст. 130);
▪ повреждение автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и технических средств регулирования дорожного движения, создание препятствий для движения и непринятие необходимых мер по их устранению (ст. 139);
▪ нарушение установленного порядка промышленной переработки, хранения, транспортировки или уничтожения конфискованных спирта, алкогольных напитков или табачных изделий (ч.2 ст. 156);
▪ мелкое хулиганство (ст. 173);
▪ стрельба из огнестрельного, холодного метательного или пневматического оружия, устройств для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами не смертельного действия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка (ст. 174);
▪ Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (ст. 185);
▪ нарушение правил разрешительной системы в отношении огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов (ст. 190-195).)
2.2. Конкурс «практиков»:
Каждой команде предоставлены ситуации из жизни, определите ответственность за правонарушение.
Ситуация№ 1.
Двое подростков пронесли в школу пиво, (А) за распитием спиртного их застал их одноклассник и за «молчание» попросил определенную сумму денег.(У)
Ситуация№2.
Шестиклассник с друзьями решил сорвать экзамен по математике, сделав анонимный звонок, заявил о взрывном устройстве в школе. (У)
Ситуация№3
Ребенок, опаздывая в школу, решил перебежать дорогу в неположенном месте. (А)
Ситуация№4
Школьник принес в школу пневматическое оружие, чтобы похвастаться ребятам, оружие не применялось, вред никому причинен не был. (А)
Ситуация№5
В классе завелся воришка, у детей стали пропадать канцелярские принадлежности, мобильные телефоны, карманные деньги. (У)
Ситуация №6
В результате конфликтной ситуации, конфликтующие стороны подрались. Один из участников драки получил сотрясение мозга и перелом ребра. Остальные «зрители» снимали драку на телефон с целью публикации в соц. сетях. (У)
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1.Подведение итогов:
▪ «... беззаконье грозит городу тучею бед,
Благозаконье же всюду являет порядок и стройность.
В силах оно наложить цепь на неправых людей.
Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,
Злого обмана цветы высушить вплоть до корней,
Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,
И разномыслья делам вместе с гневливой враждой
Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинает
Всюду, где люди живут, разум с порядком царить.»
Солон (древнегреческий мудрец, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт.)