ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ




Слово мода происходит от латинского «modus» — мера, правило, предписание, способ, образ. Для обозначения моды также служит слово «fashion» (русское слово «фешенебельный»). Мода — это такое явление, с помощью которой можно изучать и описывать механизмы, действующие в современной культуре, общественной жизни, социальном мире. Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и непосредственно среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и т.д.

Мода как объект изучения — это такое междисциплинарное поле, в котором сплетаются самые разные феномены повседневной жизни. Поэтому определений моды множество. Исследование моды осуществляется различными научными дисциплинами, оно носит междисциплинарный характер. Велики достижения и возможности в этой области у истории и теории культуры, философии, эстетики, экономики, психологии, социологии, этнографии, семиотики и других наук.

Тема моды недооценивается многими науками, и ее часто относят к отрасли производства одежды и ее потребления. Но нельзя недооценивать роль моды в обществе, ведь мода — это не только феномен общества, но и элемент социально-производственной системы, который накладывает отпечаток на развитие общества и оставляет свой след в динамике и направлении развития каждой из его сфер. «В ХХ-ХХI веке мода становится одной из доминирующих форм культурных практик, культурной индустрией, которая порождает собственные технологии коммуникаций, особый тип медиа-продукта, наконец, новый мир, специфические сообщества модных, как профессионалов индустрии, так и модников, людей, которые следят за модой, оба эти сообщества имеют свое мировоззрение и вырабатывают собственные законы» [9].

Что такое мода, на этот вопрос трудно ответить однозначно. Создавая теоретическую модель моды, представляют ее в виде структуры, состоящей из взаимосвязанных элементов. Первый, наиболее очевидный, но неустойчивый элемент моды – это то, что «входит» в моду и «выходит» из нее. Это определенные способы и образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга.

Объекты моды – все предметы и явления, которые меняются под её влиянием – одежда, украшения, тело, костюм в целом, поведение людей, привычки, а также интерьеры, архитектура, транспорт (список можно продолжить).

Субъекты моды – люди, которые занимаются модой, дизайнеры, конструкторы, швейники, журналисты и эксперты, которые продвигают бренды, байеры, продавцы-консультанты, имиджмейкеры и потребители моды.

Модные стандарты – некие способы или правила поведения, или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, которые реализуются посредством модных объектов. К этим средствам относятся все существующие в культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды и танца до печатного текста.

Костюм – это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, состоящий из одежды, украшений, парфюма и дополнений к ним в виде сумки, зонта и других. Аналогично архитектуре, костюм ограничивает часть.

Украшения в составе костюма – предметы, украшающие одежду или тело человека: бусы, серьги, браслеты, нашиваемые на одежду пластинки. В условиях теплого климата они возникли раньше одежды. Человек, как социальное и культурное существо, в составе костюма, кроме одежды, головных уборов, обуви, всегда использовал украшения с их информационно-эстетической функцией.

Одежда – совокупность изделий, которыми человек покрывает тело, защищаясь от различных неблагоприятных воздействий; входит в состав костюма. Человек, как биологическое существо, имеющее тело с витальными потребностями, не может обойтись без одежды. В этом случае одежда выполняет защитную функцию и соответствует географическим, климатическим условиям. Одежда призвана расширять возможности человека при выполнении каких-либо работ и действий, поэтому образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических, а потом и профессиональных элементов в одежде. Кроме антропометрического и гигиенического соответствия важно было достичь и психофизиологической гармонизации костюма и человека. Ткани и ощущения их психофизической комфортности, субъективное эстетическое воздействие формы и цвета в одежде всегда были важны для человека.

Одежда — это и зеркало всех социальных, общественных и политических процессов, происходящих в мире, и отражение нашей собственной идентичности, наших глобальных и сиюминутных качеств. Вещи сами по себе не меняются под влиянием моды; их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой.

Стиль — (лат. stylus, от греч. stylos — палочка, стержень для письма) — структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника.

Стиль в широком смысле – сквозной принцип построения художественной формы, сообщающей произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит. При этом различают «большие стили», так называемые стили эпохи (античность, Возрождение, барокко, классицизм), стили различных направлений и течений, национальные стили и индивидуальные стили художников, модельеров нового времени.

В узком смысле, в сфере моды и костюма, стиль означает не слепое копирование новой моды, а адаптация и сохранение своей манеры поведения и внешнего вида, своего собственного почерка. Понятие стиля включает в себя совокупность многих компонентов. Если одежда, обувь и аксессуары соответствуют друг другу, а также месту, куда их надели, времени года, личности, характеру и внешности человека, то можно утверждать, что это и есть стиль. Однако найти свой, индивидуальный стиль – задача непростая. На такие поиски может уйти ни один год, но оно действительно того стоит. Но как создать свой стиль одежды? Для того чтобы сделать это, необходимо научиться выбирать среди многочисленных модных вещиц такие, которые будут соответствовать фигуре и внешности человека, а также его образу жизни, привычкам и интересам.

Икона стиля — женщины и мужчины, не всегда с безупречной внешностью, но обладающие абсолютно безукоризненным вкусом, ставшие легендами в истории моды прошлого столетия, – иконы стиля 20-х, 40-х, 60-х годов, печальными и трудными событиями сотрясших весь мир. Эти люди смогли в таких трудных житейских условиях, войнах, революциях, перестройках, подарить этому миру хоть капельку надежды и свою красоту: Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, принцесса Диана, Омар Шариф, экранный персонаж Джеймс Бонд. Их внешний вид вдохновлял, изумлял, восхищал и влиял на поп-культуру, дизайнерские коллекции и массовые тренды.

New look (англ. – новый взгляд, новый облик) – элегантный, женственный, романтичный стиль одежды, предложенный Кристианом Диором в 1947 году. Представляет образ «идеальной женщины» с тонкой талией, хрупкими плечами, изящными бёдрами. Для new look характерны: конкретность формы моделей – широкая клешёная, овальная, прямая – и тщательный подбор аксессуаров.

Боди-арт – различные технологии украшения тела: нанесение рисунков, татуаж, хирургическое изменение тела и лица, наращивание волос, ресниц, мышц на теле. Тело сегодня уже не рассматривается как безусловная данность и окончательный приговор, каким оно виделось еще в начале прошлого века («Меняется прическа и костюм, / Но остается тем же наше тело…» – писал поэт Георгий Иванов). Человеческое тело выступает как своего рода модель для сборки, как комплекс потенциальных возможностей с подвижными границами, где нет ничего постоянного и все до последнего сантиметра кожных покровов включено в игру.

Модное поведение – это поведение, ориентированное на стандарты, объекты и ценности моды, т.е. такое поведение, когда человек пытается подражать образцам моды, владеть модными объектами и стремится следовать личностно значимым ценностям, которые воспринимаются окружающими как престижные и современные, например, увлечение «здоровым образом жизни»: посещение витаминных баров, контроль потребляемых калорий, отказ от блюд с повышенным содержанием холестерина, употребление в пищу блюд растительного происхождения, отказ от алкоголя и курения, посещение фитнеса, активный отдых и т.п.

«Быстрая мода» – это реакция на ускорение темпов потребления, попытка удовлетворить нашу гипертрофированную жажду новизны. Некоторые компании моментально реагируют на последние придумки дизайнеров, меняя ассортимент раз в две-три недели. При этом вещи шьются из недорогих и не обязательно качественных тканей, ибо они по определению обречены на моментальное устаревание. Но это действие встречает противодействие: люди пытаются сопротивляться все ускоряющимся темпам повседневной жизни.

Casual (c англ.) — повседневная модная одежда, вид дресс-кода, стиля одежды, в котором делается упор на удобство и самовыражение в противовес представительности и униформенности. Зародился стиль casual в Великобритании.

Костюмографический язык — понимание различных проявлений невербальных коммуникативных актов передачи социокультурного опыта с помощью вещей, то есть костюм характеризует человека, передает информацию, даже ту информацию, которую хотелось бы скрыть. Мода касается самых различных сторон жизни, сознания и поведения человека, социальных групп. В социологии мода рассматривается как одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового и массового. Феномен моды тесно связан с социальной ролью личности. Социальные системы (семья, неформальные группы, организации, профессиональные группы, этносы, классы) предъявляют к поведению человека определенный набор требований (социальные ожидания) в соответствии с его статусом (матери, отца, дочери, лидера, друга, преподавателя…). В реальном поведении каждый человек в той или иной степени ориентируется на эти социально признанные, одобряемые и приемлемые модели социальных ролей. В традиционном обществе социальные роли полностью определяются обычаем. Любое отклонение от обычая, новое в поведении человека рассматривается как нарушение требований социальных систем, как неролевое поведение. Раньше существовало негативное отношение ко всякой смене стилей жизни. В современном же обществе наряду с обычаем социальные роли обуславливаются модой. Модное поведение (смена стилей поведения) человека в некоторой степени становится соответствующим социальным ожиданиям. Например, молодежные группы могут отвергать «несовременного» ровесника, представители молодежных субкультур, «новые русские» и т.д. вынуждены играть новые для себя роли.

Все эти внешние факторы активно влияют на внутренние психологические факторы в поведении человека и на его творчество. Для специалистов, работающих в области дизайна костюма, важно знать, что существует костюмографический язык, который помогает человеку выразить свои внутренние качества.

Жертва моды, или фэшн-виктим (от англ. fashion victim), – термин, принадлежит дизайнеру Оскару де ла Рента и обозначает один из феноменов повседневной жизни – человека, до крайностей подчиняющегося веяниям моды, тем самым выходя за рамки здравого смысла. Само понятие «жертва моды» возникло после Великой французской революции 1789 года. Victimes de la mode (с фр. «жертвы моды») – так называли молодых девушек, одевавших зимой недавно вошедшие в моду шифоновые платья, как результат, многих из них настигал летальный исход от пневмонии.

Аддикции (зависимости) – это поведенческие девиации и расстройства, проявляющиеся в навязчивом, необоримом желании реализовывать определённый тип поведения. Аддикция характеризуется снижением или утратой силы воли, неспособностью контролировать своё поведение. Различают химические аддикции (алкоголизм, наркомания и др.) и поведенческие (трудоголизм, гемблинг, сексоголизм, шопоголизм и проч.).

Easychic — в простонародье «бомж стайл». Небрежный, неаккуратный стиль в одежде, часто встречающийся на улицах Европы. Отличительные черты: классические формы, простые силуэты, только комфортные вещи, нескучная однотонность и легкий налет артистической небрежности.

Богемный стиль (bohemiens, франц. – «цыгане»). Идеология богемного стиля родственна стилю хиппи. Однако ни в коем случае путать их нельзя. В отличие от маргинальной культуры «детей цветов», культура богемы вполне буржуазна, да и манера одеваться куда более рафинированна и изысканна.

Желание новизны – это, прежде всего, желание новых переживаний. Модным предмет становится не столько потому, что он эстетичен и красив, сколько потому, что он дарит нужные эмоции. Вероятно, чем больше политических и экономических свобод в обществе, тем активнее себя проявляет желание свободы (смены) эмоций. Протяженность модного тренда, вероятно, зависит от того, как долго данный предмет вызывает у потребителя позитивные переживания.

«Для адекватного изучения, указывают исследователи Патрик Асперс и Фредерик Годарт, мода должна быть четко определена (clearly defined), а такое четкое определение до сих пор отсутствует» [20; 172]. Анализ различных концепций моды проделан, например, Маей Килошенко [8], Ольгой Гуровой [5]. Общепризнанное понимание феномена моды, как представляется, еще не сложилось. Одна из возможных причин – изменчивость самого феномена моды, объяснения, данные в прежние «модные эпохи», могут терять свою актуальность сегодня. Исследователи фэшн-феномена из разных областей знаний условно делили моду на объект и процесс. Первый вопрос подразумевает философские и психологические подходы, а модный процесс является объектом исследования социологов, маркетологов и экономистов.

 

Контрольные вопросы:

1. Сколько определений моды Вы знаете?

2. Чем отличается модная девушка от стильной?

3. Как с помощью моды можно нивелировать социальное неравенство?

4. Кого Вы считаете жертвой моды?

5. Назовите иконы стиля начала 21 века.

6. Синдикат высокой моды – что это?

7. Что входит в состав капсульной коллекции?

8. Чем отличается модное поведение от обычного поведения?

9. Приведите примеры гайд-лайна.

10. Назовите модные объекты и модные стандарты.

11. Как Вы понимаете индивидуальный стиль?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: