«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
1. Перечислить виды искусства: музыка, живопись, хореография, литература, архитектура, скульптура, театр, кино, цирк, декоративно-прикладное искусство.
2. Перечислить способы музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, регистр, темп, динамика, штрихи, фактура, тембр.
3. Назвать вокально-инструментальные жанры по способу исполнения и количеству участников:
• сольные (песня, романс, серенада, баллада, элегия, баркарола);
• ансамблевые (дуэт, трио, квартет и т.д.);
• групповые (хор,кантата, оратория, реквием, месса).
4.Назвать певческие голоса:
• мужские (тенор, баритон, бас);
• женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто);
• детские (сопрано или дискант, альт).
5. Назвать календарно-обрядовые жанры музыкального фольклора:
• зимний цикл (колядки и щедровки);
• весенний цикл(веснянки, русальские песни);
• летне-осенний цикл(купальские, петровчанские, жниварские песни).
6. Перечислить русские и украинские народные инструменты по группе «струнные»:
русские – балалайка, домра,гусли, шестиструнная гитара;
украинские – кобза, бандура, цимбалы, лира, скрипка, басоля.
7. Назвать группы и инструменты классического состава симфонического оркестра:
• деревянные духовые инструменты – флейта, гобой, кларнет, фагот;
• медныедуховые инструменты – валторна, труба, тромбон, туба;
• ударные инструменты – литавры, большой и малый барабаны, тарелки, треугольник и др.;
• струнно-смычковые инструменты –скрипка, альт, виолончель, контрабас.
8. Определить тактовый размер танцев и их национальную принадлежность:
• вальс – 3/4, Австрия, Германия;
• полька – 2/4, Чехия;
• полонез – 3/4, Польша;
• мазурка – 3/4, Польша;
• менуэт – 3/4, Франция;
|
• гопак – 2/4, Украина;
• тарантелла – 6/8, Италия.
9. Указать, сколько частей имеют классические:
• соната – 3 части;
• симфония – 4 части;
• концерт – 3 части.
10. Относительно каких музыкальных жанров и форм используются эти термины и понятия:
• рефрен – рондо;
• припев – песня, куплетная форма;
• разработка – соната,сонатная форма;
• антракт – опера, балет.
11. Назовите украинских и зарубежных композиторов:
XVIII в.: Украина – Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский;
Германия – Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен;
Австрия – Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт.
XIX в.: Россия – Михаил Глинка, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Пётр Чайковский.
Австрия – Франц Шуберт;
Польша – Фредерик Шопен;
Украина – Семён Гулак-Артемовский, Николай Лысенко, Михаил Калачевский;
XX в.: Россия – Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович.
Украина – Николай Леонтович, Кирилл Стеценко, Яков Степовой, Мирослав Скорик.
12. О ком из известных композиторов идёт речь:
1. основатель украинской классической музыки – Н. Лысенко;
2. венские классики – Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен;
3. величайший полифонист в истории музыки – И.С. Бах;
4. «отец симфонии» – Й. Гайдн;
5. первый композитор-романтик – Ф. Шуберт;
6. члены творческого сообщества «Могучая кучка» – М. Балакирев, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи;
7. основатель русской классической музыки – М. Глинка;
8. «чудо-ребенок» – В. А. Моцарт;
9. выдающийся украинский композитор, оперный певец XIX в. – С. Гулак-Артемовский;
10. композитор и ученый-химик – А. Бородин;
11. автор первых украинских детских опер – Н. Лысенко;
12. основатель русского классического балета – П. Чайковский;
13. странствующий философ-музыкант – Г. Сковорода.
|
13. Кто из известных композиторов родился в этих населенных пунктах:
• Гриньки – Н. Лысенко;
• Петербург – А. Бородин, Д. Шостакович;
• Сонцовка – С. Прокофьев;
• Желязова Воля – Ф. Шопен;
• Воткинск – П. Чайковский.
14. Назовите:
• выдающиеся произведения И.С. Баха – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор, «Хорошо темперированный клавир», двух- и трёхголосные инвенции для клавира, Токката и фуга ре минор для органа.
• оперы Н. Лысенко – «Тарас Бульба», «Рождественская ночь»; детские – «Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и Весна»;
• известные мировые балеты – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского; «Золушка» и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева;
• жанры творчества Ф. Шопена – мазурка, полонез, вальс, этюд, ноктюрн, прелюдия, баллада, скерцо, экспромт, соната.
15. Назовите жанр и автора таких произведений:
«Тарас Бульба» – опера Н. Лысенко;
«Картинки с выставки» – фортепианный цикл М. Мусоргского;
«Патетическая» – соната Л. Бетховена;
«Ромео и Джульетта» – балет С. Прокофьева;
«Шехеразада» – симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова;
«Революционный» – этюд Ф. Шопена;
«Пер Гюнт» – музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена;
«Петя и волк» – симфоническая сказка С. Прокофьева.
16. В каких операх действуют следующие персонажи:
Керубино – «Свадьба Фигаро» В. Моцарта;
Фарлаф – «Руслан и Людмила» М. Глинки;
Пимен – «Борис Годунов» М. Мусоргского;
Ярославна – «Князь Игорь» А. Бородина;
Черномор – «Руслан и Людмила» М. Глинки;
Карась – «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского;
Ленский – «Евгений Онегин» П. Чайковского;
Остап – «Тарас Бульба» Н. Лысенко.
|
17. Дать определение следующим терминам:
• Этюд – инструментальная пьеса для развития техники пальцев (этюды К. Черни, Р. Крейцера).
• Серенада – лирическая вечерняя или ночная песня, предназначенная для исполнения трубадуром под окнами возлюбленной.
• Полифония – 1.многоголосие, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и развитие;
2. музыкальные произведения – фуга, инвенция, канон.
• A capella – хоровое пение без сопровождения, распространённое в фольклоре и профессиональной хоровой музыке.