ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ЭИОС
Введение
1. Почему философию преподают во всех вузах для студентов всех специальностей и отделений, а математику, физику, химию, психологию, филологию – не всем?
2. Если философия изучает мир в целом, то не означает ли это то, что она изучает всё?
3. Можно ли считать целое просто суммой частей?
4. Что общего и в чем различие между философией и наукой?
5. Почему философию можно считать личностным знанием, а, предположим, физику или математику – нельзя?
6. Что общего и в чем различие между философией и религией?
7. Что выше по своему значению: религия или философия?
8. Можно ли философскую традицию считать парадигмой?
Гносеология
1.Как соотносятся понятия знания, мнения и понимания?
2.Реальный стол, слово «стол» и понятие стола: что общего и и в чем различие?
3. Материально ли слово?
4.Какким обыденным словом можно обозначить информацию в гносеологическом плане?
5. Психика, сознание, душа – дать характеристику.
6. Приведите эмпирические свидетельства общественного характера человеческого сознания и познания.
7. Какому виду познания: научному или художественному, Вы отдадите предпочтение в постижении человека?
8. Охарактеризуйте значение мифологического познания.
9. Почему гносеология должна строиться на всех видах познания, а не только на научном?
10. Как понимать истину в художественном познании?
11. Каковы критерии истинности знания в научном познании?
12. В чем смысл понятий верификация и фальсификация?
Онтология
1. Кто из философов ввел в оборот понятие бытия и каков смысл этого понятия?
2. В чем опасность онтологизации научного знания?
3. Разведите понятия монизма, дуализма и плюрализма.
4. Определите понятие развития.
5. Почему А. Эйнштейн не смог создать единую теорию поля?
6. Какие возможны способы интерпретации теории Большого взрыва?
7. Как Вы понимаете антропный принцип в космологии?
Философская антропология
1. Каков смысл понятия «антропологическая парадигма»?
2. В чем принципиальная разница в понимании человека в христианской и индуистско-буддийской парадигме?
3. Возможно ли совмещение марксистской и психоаналитической парадигмы в понимании человека?
4. Что полезного для себя Вы находите в учении К. Лоренца об инстинкте агрессии?
5. В чем Вы видите значение логотерапии В. Франкла?
6. Почему человек – универсальное существо, а кошка или собака – не универсальны?
7. Каковы границы человеческой свободы?
8. В чем существо смысла жизни как антропологической проблемы?
9. Возможно ли научное доказательство или опровержение бессмертия человека?
10. Понятие пола субъективно или имеет под собой объективные основания?
11. В чем различие между влечением, влюбленностью и любовью?
12. Дайте комментарий определения смысла любви, данного В.С. Соловьевым.
Философия религии
1. Основные признаки языческой религии?
2. О чем свидетельствуют канонические и культовые различия в пределах одной религиозной системы?
3. Существование множества религий свидетельствуют в пользу атеизма?
4. В чем различие между религиозным и философским пониманием Бога?
5. Приведите основные доказательства бытия Бога. В какой религиозной традиции они имели место?
6. Каков смысл троичности Бога в христианстве?
7. Если Бог есть Любовь, то, как объяснить существование зла и страданий в мире?
8. Что общего и в чем различие между христианством и исламом?
9. Почему буддизм считается не теистической религией?
10. В чем опасность сектантства?
11. Можно ли считать ислам агрессивной религией или это свойство сект в исламе?
12. Какие виды сектантства Вы знаете?
Этика
1. Что общего и в чем различие между понятиями этика, мораль и нравственность?
2. Что означают понятия гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, нигилизм?
3. Каковы критерии различения добра и зла?
4. Можно ли считать счастье тождественным удовольствию?
5. Согласны ли Вы с утверждением, что совесть – это голос Бога в человеке?
6. Как Вы считаете: человечество прогрессирует или деградирует в нравственном плане? Приведите соответствующие обоснования.
Эстетика и философия искусства
1. Красота – субъективное или объективное понятие?
2. Каковы критерии различения красоты и безобразного?
3. В чем различие между искусством и зрелищем?
4. Охарактеризуйте искусство Золотого и Серебряного веков русской культуры.
5. Чем обусловлена герменевтика?
Философия культуры
1. В чем разница между понятиями природа, культура, цивилизация?
2. В чем принципиальная разница между культурой Запада, Востока и России?
3. Что означает понятие соборности и как соборность проявляется в трактовке и переживании основополагающих ценностей?
Социальная философия
1. Можно ли общество считать совокупность людей?
2. Охарактеризуйте формационную, цивилизационную теории и теории культурно-исторических типов в понимании общества.
3. Какая модель общественно-государственного устройства, с Вашей точки зрения, более подходит для России?
4. В чем разница между этническим русским и русским как представителем нации?
5. В чем разница между тоталитарным, авторитарным и демократическим государством?
6. Дайте оценку милитаризму и пацифизму.
Философия истории и глобалистика
1. В чем смысл философии истории?
2. Как Вы относитесь к утверждению Ф. Фукуямы о конце истории?
3. Что такое «глобальные проблемы»? Перечислите их и дайте им характеристику?
4. Возможно ли решение глобальных проблем в обозримом будущем?