раздел — Какие последствия приходят к «действующему»




Бхакти-шастры

Цель курса — дать основу, которую человек будет углублять последующим знанием.

Адхикар (квалификация) для понимания Бхагавад-гиты — теоретически понять, что Кришна - это личность.

Цель Бхагавад-гиты — научить человека бхакти-йоге и помочь ему вернуться в духовный мир.

 

Восемнадцатая глава

День первый

Связь между семнадцатой и восемнадцатой главами: семнадцатая глава закончила Бхагавад-гиту, восемнадцатая подводит итог всему произведению.

 

Домашнее задание:

Прочитать стихи с 1 по 17 и ответить на вопросы:

— В чём разница между тьягой и санньясой?

— Как санньяси в сознании Кришны используют совершение жертвоприношений, благотворительность и аскезу в служении Кришне?

— Объясните, что является "высшим мерилом религии".

— Объясните своими словами пять факторов деятельности.

Раздел — Что лучше: тьяга или санньяса (1-12 стихи)

1 стих. Вопрос Арджуны: «Что такое тьяга и санньяса?»

2 стих. Тьяга — деятельность (по шастрам) для того, чтобы порадовать Господа (отказ от плодов). Тьяги от материалистов отличаются целью.

Санньяса – отказ от деятельности, которая приносит чувственные удовольствия.

3 стих. Два вида мудрецов по-разному говорят об отречении.

Карма-мимамса говорят, что нельзя отказываться от исполнения правил и предписаний.

Майавади говорят, что тот, кто не отказался от деятельности, тот не может двигаться по духовному пути (Кумарила Батта, его ученик Мандана с женой Бхарати и Шанкарачарья).

4 стих. Мнение Кришны — существует три вида отрешённости.

5 стих. Отказываться от благотворительности, жертвоприношения и аскез не нужно, они предназначены для очищения (санньяси не должен отказываться от проведения вивахи. (комм.)). Деятельность (предписанные обязанности) определяет гуру.

6 стих. Все эти действия нужно совершать без ожидания результатов.

7 стих. Отречение в невежестве — отказ от обязанностей без всяких причин.

8 стих. Отречение в страсти — из-за лени, страха или желания выгоды.

9–10 стихи. Отречение в благости — без ожидания результатов, не испытывая неприязни к деятельности.

11 стих. Отрешённый человек — человек, не привязанный к плодам (делает это не для наслаждений).

12 стих. Тот, кто не привязан к плодам, не получает материальные плоды. В результате его деятельности увеличивается только бхакти.

 

Раздел — Почему человек, действующий без привязанности, не получает последствий

(5, 13, 14 главы)

13 стих. Существует пять причин действий.

Действие состоит из действия и желания. Последняя инстанция в действии — это Сверхдуша. Если человек понимает, что действует Сверхдуша, он начинает интересоваться: «Что же хочет от меня Сверхдуша?» Такой человек начинает жить в гармонии со Свердушой. Так он не несёт ответственности за деятельность (ответственность несёт Сверхдуша). Главный признак такого понимания — это смирение человека, — всё происходит по милости Кришны.

14–16 стихи. Каждый поступок определяется пятью причинами. Кто не понимает этого, тот глупец (человек думает, что он сам действует).

17 стих. Тот, кто не руководствуется ложным эго, тот не совершает греха (солдат на войне).

 

День второй

Домашнее задание:

Прочитать стихи с 18 по 40 и ответить на вопросы:

— Опишите человека в гуне благости, его знание, деятельность, понимание того, что правильно и что неправильно, решимость и счастье, которое он испытывает.

— По тем же критериям опишите человека в гуне страсти.

— По тем же критериям опишите человека в гуне невежества.

 

раздел — Какие последствия приходят к «действующему»

18 стих. Знание, объект и субъект — три фактора, побуждающие к действию.

Знание — представление о мире. В зависимости от представлений человек действует.

19 стих Чувства, действия (карма) и исполнитель (карта) — три составляющие действия.

Разум – то что позволяет человеку выбирать, решимость – то что позволяет достичь цели.

В этом стихе первая часть говорит о душе как о сознающем, а вторая часть стиха говорит о душе как о действующем. Последствия к деятелю приходят в зависимости от гун, в которых он находится.

20 стих. Знание в благости: человек видит Брахман, который всё поддерживает.

21 стих. Знание в страсти: все разные и не похожие, мы разные живые существа.

22 стих. Знание в невежестве: узкое, человек считает себя центром всего.

23 стих. Деятельность в благости: упорядоченная, без привязанности, по священным писаниям.

24 стих. Деятельность в страсти: требует огромных усилий, направлена на удовлетворение чувств.

25 стих. Деятельность в невежестве: деятельность вопреки шастрам, связана с насилием, причиняет страдания другим живым существам.

Знание возбуждает желания и превращает человека в карту.

Как действующий ощущает себя:

26 стих. Деятель в благости: невозмутим, не зависит от гун, решителен, полон энтузиазма.

27 стих. Деятель в страсти: привязан к результатам, к плодам, завистлив, нечист, подвержен радостям и печалям.

28 стих. Деятель в невежестве: противоречит шастрам, ленив, упрям, лжив, угрюм, оскорбитель.

Разум — то, что позволяет строить планы.

Решимость — то, что позволяет осуществить планы.

30 стих. Разум в благости: определяет, что правильно и что не правильно, что освобождает и что порабощает.

31 стих. Разум в страсти: не способен отличить религию от безбожия, запрещённое действие от разрешённого (не может быть объективным).

32 стих. Разум в невежестве: принимает безбожие за религию, постоянно сбивает человека с пути.

33 стих. Решимость в благости: непоколебимая, делает человека целеустремленным, позволяет ему контролировать чувства (контролировать чувства можно только в благости).

34 стих. Решимость в страсти: решимость наслаждать чувства.

35 стих. Решимость в невежестве: решимость ничего не делать.

Какое счастье человек получает:

37 стих. Счастье в благости: сначала яд, потом нектар.

38 стих. Счастье в страсти: сначала нектар, потом яд.

39 стих. Счастье в невежестве: в начале яд, в конце яд.

40 стих. Каждый получает результат в зависимости от гуны, в которой он находится.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: