Коммуникативная культура




План лекции

1. Этикет.

2. Коммуникативный статус партнеров.

3. Правила межличностного общения.

4. Культура служебных отношений.

5. Речевой и деловой этикет.

Один из важнейших компонентов успеха в любой сфере деятельности - умение общаться. Кем бы вы ни были, какую бы должность ни занимали, вы обязательно будете контактировать с людьми. Процесс общения зависит от личностных особенностей, ваших и тех, с кем вы установили отношения, и регулируется социальными и культурными нормами, выработанными в обществе. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода "кодекс" взаимных ожиданий, одобряемых "моделей" и правил общения. Именно этот "кодекс" и составляет основу этикета общения, который пронизывает практически все виды и официального (служебного, общественного, гражданского), и неофициального (семейного, бытового, товарищеского) взаимодействия. Усвоенные эталоны и нормы выступают для человека основой построения собственного поведения в ситуации общения. Таким образом, этикет - это правила ритуального поведения человека, которые отражают существенные для данного общества социальные критерии и при этом требуют специальных действий. Конкретный "набор" правил зависит от характера самой ситуации, от целей и задач партнеров.

Для каждой отдельной ситуации существует система неписанных запретов и разрешений на использование тех или иных форм поведения, способов общения друг с другом. В конечном итоге данная система предназначена для более или менее четкого определения позиций партнеров в данной ситуации общения. Эту позицию называют коммуникативным статусом. В любом контакте, роли, позиции участников взаимообусловлены. Для выбора "правильной" модели поведения каждый из партнеров должен в первую очередь соотнести свой коммуникативный статус со статусом других. В качестве дифференцирующих признаков при оценке статусов выступают пол, возраст, общественное положение, характер исполняемых социальных ролей, национальная принадлежность, родственные связи или их отсутствие, степень знакомства. Этикет и призван организовать общение "неравных" в социальном смысле партнеров, обеспечить некий компромисс, заключаемый на взаимоприемлемых условиях.

Существуют универсальные правила, соблюдение которых желательно и даже необходимо в любых межличностных ситуациях. Запомните их:

· будьте вежливы и благожелательны, искренне поддерживайте психологический контакт общения:

· старайтесь понять образ мышления партнера, увидеть объект обсуждения как бы его глазами:

· избегайте проявлений нетерпимости и раздражительности по отношению к окружающим;

· не унижайте партнера;

· не допускайте в общении "силового" давления, угрожая наказанием или другими отрицательными последствиями;

· не принимайте "вызов" партнера без достаточно веских оснований, избегайте немотивированных споров;

· воздерживайтесь от вмешательства в чужие дела, проявляя навязчивость;

· избегайте демонстративного противопоставления себя другим людям;

· умейте контролировать свои эмоции;

· стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с "трудными", несдержанными людьми;

Культура служебных отношений - это сложная система правил взаимоотношений:

а) с объектом труда (посетителем, клиентом, учеником);

б) с коллегами;

в) отношение к делу (профессиональная компетентность, умение организовать свою работу, нормы и правила профессионального поведения).

Поведение партнеров в деловом общении в значительно большей степени регламентировано, с одной стороны, законами и инструкциями, а с другой, принятыми в данном конкретном обществе "алгоритмами" делового взаимодействия.

Культура служебного общения включает в себя:

- культуру речи (знание норм языка, его возможностей, умение пользоваться интонацией, жестом, мимикой в речевом общении);

- культуру действий (совокупность правил, принципов и конкретных норм общения).

Речевой этикет - это следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, представления, соболезнования, одобрения, знание основ красноречия, умение формулировать и излагать свои мысли в виде суждений, тезисов, докладов.

Деловой этикет - это сложившиеся ритуалы и субординация, владение определенными технологиями ведения беседы, переговоров, дискуссий, налаживание контактов, знание делового стиля переписки, телефонных разговоров, оформления бумаг.

Культура служебного общения основывается на доброжелательном и чутком отношении к людям, справедливой оценке успехов и заслуг человека, умении тактично указать на упущения и недостатки. Запомните правила поведения должностных лиц:

· быть тактичным, вежливым, учтивым;

· быть терпеливым, предупредительным, внимательным;

· уметь выслушать вопрос, просьбу, четко и понятно ответить;

· профессионально грамотно выполнять свое дело;

· быть дисциплинированным и исполнительным;

· владеть собой.

ВЫВОДЫ

Общение - важнейший компонент жизни и деятельности человека. Общение регулируется определенными правилами, объединенными понятием "этикет". В сфере труда складывается специфическая культура отношений, составляющая существенную характеристику делового мира. Культура служебного общения включает в себя речевой и деловой этикет. Знание и выполнение важнейших правил этикета делает общение с партнерами более результативным и комфортным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: