Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Святых Твоих родителей.




НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

 

 

Рождество Пресвятыя Девы Марии было великим торжеством для престарелых и неплодных родителей Ея. Неплодство в Ветхом Завете, когда всякий желал в своем потомстве видеть обетованного Мессию, считалось великим несчастием, тяжким наказанием Божиим, и влекло за собою нарекание со стороны знакомых. Можно, после этого, судить, как светла была радость праведных Иоакима и Анны, когда Господь отъял от них поношение безчадства, даровав им Благословенную Дщерь.

Рожде­ство Пресвятой Девы Марии есть великое торжество и для всей Церкви Христовой. Семя жены — девственницы сотрет главу змия (Быт. 3, 15), изрек Господь во утешение печальным прародителям нашим еще в раю. Се Дева во чреве зачнет и родите Сына и нарекут имя ему Еммапуил (Исаіи. 7, 14), еже есть сказаемо: с нами Бог, — предсказывал израильтянам в тяжкую годину искушения ветхозаветный евангелист — Пророк Исаия. Но вот текли годы за годами, столетия за столетиями, тысячелетия за тысячелетиями, а обетованный искупитель мира все не являлся. Святые Отцы учат, что Господь медлил своим воплощением между прочим и потому, что не видел на земле девы, которая бы достойна была вместить Его в себе и соделаться сосудом Божества, Богородицею. Величаем Тя, Пресвятая Дево, рождением своим ускорившая воплощение Спасителя мира, а своими высокими добродете­лями привлекшая к себе благоволение Отца небесного и соделавшаяся предстательницею нашею пред престолом Сына Твоего и Бога!

Чтем и святых Твоих родителей. Хотя Пресвятая Дева Мария от вечности предъизбрана была послужить великой тайне нашего спасения, родилась от неплодныхъ и престарелых родителей, но не сверх-естественным образом, как Сама Она родила Божественного Сына сво­его, и Святыя расположения к добру, которые она развила в высокие добродетели, заимствовала, как родовое наследие, между прочим, и от своих Святых родителей, бла­гочестиво родивших и воспитавшим Ее в духе Святой веры. Благословенна Дщерь, прославившая родителей! Бла­гословенны и родители, родившие и воспитавшие такую Дщерь! Достойно и праведно Святая Церковь светло торжествует честную память их и молитвенно призывает при каждом Богослужении святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну.

Великое счастие, братия, добрые дети: это особенный дар благости Отца небесного, ниспосылаемый в награду добрым родителям, в утешение всем добрым людям. К сожалению, в наше время нередко слышатся горькие жалобы на детей: то дети непочтительны, невнимательны к родительским внушениям, то разсеянны и нерадивы в деле своего образования, то не усердны к делу общественного служения, то неблагочестивы и даже нечестивы. Зло великое от этого и в семейном и гражданском быту, радуется ад своей добыче; плачут родители, болезнует Святая Церковь, скорбит общество, видя как гибнут дети и как гибнут наши надежды в молодом поколении.

Где же причины такого горестного явления?

Нельзя, братия, во всем безусловно винить детей; есть некоторые особенные причины, от которых зависят большие, или меньшие, недостатки детей.

Первая и главная причина всех наших недостатков душевных и телесных — это первородное повреждение, унаследованное от прародителей наших. Слово Божие свидетельствует, что праотец наш Адам, созданный по образу и подобию Божию, по падении своем уже родил сынов по виду и образу своему (Быт. 5, 1—3), поврежден­ному грехом, — и вот все мы в беззакониях зачинаемся, во гресех раждаемся (Псал. 50, 7) и помышление на злая прилежит нам от ранней юности; зараженный источник не может разносить чистых и здоровых вод. И благодать Божия, возрождающая нас в Таинстве Крещения в жизнь новую, духовную, не уничтожает в нас прирожденной немощи естества, от которой никто из земнородных не изъят, кроме Богочеловека. И первоверховный Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией, жаловался на ине законе во удех своих, противовоюющий закону ума и закону Христову (Римл. гл. 7).

Но это первородное повреждение обнаруживается не во всех одинаково, — в одних оно проявляется с большею силою, в других с меньшею. Есть тому причина другая, ближайшая, — это недостатки самих родителей. Слово Бо­жие свидетельствует, что и в первобытные допотопные времена были уже сыны Божии и дщери человеческия (Быт. гл. 6), и опыт показывает, что есть добродетели и пороки народные, племенные, родовые; есть добродетели и пороки, господствующее в том, или другом семействе. Получая, по благословению Божию, от родителей своих и душу и тело, дети естественно в самой крови приемлют, с млеком матерним всасывают родительские недуги, родительские добрые или худые наклонности. Можно ли ожидать, чтобы от гнилого дерева родился здоровый плод? Не может древо зло плоды добры творити. Не собирают от терния грозди и от репия смоквы (Мф. 7, 16. 18), говорит Спаситель наш. От больных, бездарных, нетрезвых, гордых и вообще неблагочестивых родителей рождаются подобные и дети; исключения редки. Сам Гос­подь Бог, в наказание и для исправления неблагочестивых родителей, попускает явление в мире детей, не по желанию родительского сердца. И так, прежде нежели будем жало­ваться на детей своих, вникнем, братия, глубже в самих себя: не в нас ли главная причина, что дети наши худы?!.

Были однако же у Ноя — Хам, у Илия — Офни и Финеес, у Давида — Авессалом. Были и бывают иногда у родите­лей добрых и благочестивых дети дурные, нечестивые, и наоборот. Где причина этого явления?

Одною из самых главных причин этому служит воспитание домашнее и общественное. Воспитание не дает новых сил, но развивает, исправляет и обогащает природные дарования. А между тем, часто родители, и добрые, но слабые, мало обращают внимания на воспита­ние своих детей, оставляя их дико растущими леторослями, или же поручают дело воспитания детей другим, не всегда способным и надежным воспитателям, которые учат или не тому, чему должно, или не так, как должно, и ни в каком случай не могут заменить для детей отца и матери. Дети православных родителей, для блага их собственного, для блага родителей и для блага общественного, должны быть воспитываемы первое всего в духе Святой веры и православной Церкви. Пресвятая Дева Мария с трехлетнего возраста постоянно пребывала и воспитывалась при храме; здесь должно быть главное училище и для наших детей. Учение веры Христовой и правила Святой Церкви, укоренившись в юных сердцах, послужат твердым оплотом против искушений на всю жизнь. Напротив, чего можно ожидать доброго от жизни от детей, хотя и добрых по природе, но не огражденных от юности страхом Божиим? Дети православных, русских родителей должны быть воспитываемы в благоговейной любви к Помазаннику Божию, Благочестивейшему Государю, и в духе повиновения предержащим властям. Иначе, чего ожидать в жизни от людей, с детства своенравных, необузданных и непокорных? Дети право­славных, русских родителей должны быть воспитываемы в добрых отечественных нравах, в любви к Отечеству, в желании ему всякого добра. Без этих благожеланий родной земли, самое блестящее, иностранное и разно­язычное образование принесет, как и приносило, не поль­зу, а вред Русской земле.

Вот, братия, главные причины, от которых и у доб­рых родителей дети могут быть худы. А чего можно ожидать от тех несчастных детей, которых сами роди­тели блазнят своим собственным примером?

В заключение, не скроем, что и благовоспитанные дети добрых родителей, вышедши из периода воспитания, при столкновении с разными лицами в недоброй среди, при разных обстоятельствах, искушениях и соблазнах в жизни, могут падать; но эти падения не могут быть так часты и так глубоки, как у других. Добрые советы и молитвы отца и матери, добрые наставления благонамеренных и благочестивых воспитателей, при содействии бла­годати Божией, рано или поздно должны снова воздейство­вать на сердце блудного сына и заставить его обратиться к Отцу небесному.

Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам узреть в детях наших хотя луч той светлой радости, какую видели в Тебе и чрез Тебя Твои праведные родители — Богоотцы Иоаким и Анна. Аминь.

 

 

Симбирский кафедральный протоиерей П. Охотин

Журнал «Духовная беседа», № 36, 7 (20) сентября 1874 года, Санект-Петербург



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: