Игра «Переведи дыхание».




1-й этап. Педагог предлагает ребенку лечь, левую руку положить на живот, правую — на грудь. Затем по команде ребенок делает глубокий вдох носом (до образования ямки на животе и поднятия грудной клетки), а потом плавно, медленно выдыхает так, чтобы образовалась «горка» (живот выпятился).

2-й этап. То же самое проделываем с игрушкой на животе («ежик провалился в ямку»). Упражнение выполняется сидя и стоя.

 

Задача. Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

 

Фонематические представления

Задача. Формировать фонематические представления.

Задания и упражнения

Й этап. Узнавание неречевых звуков

Упражнение 1. Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждой игрушки (бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и др.). Затем ребенку нужно на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой), определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, начиная с трех (максимальное количество — пять).

Упражнение 2. В одинаковые металлические баночки (из-под крема, леденцов и др.) помещаются сыпучие продукты Разной величины (гречневая крупа, горох, фасоль, сахар и др.). Сначала ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом взрослый, по очереди встряхивая каждую коробочку, просит ребенка отгадать, что в ней.

Количество используемых коробочек постепенно увеличивают, начиная с трех (максимальное количество — пять).

Й этап. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру

Упражнение 1. Педагог предлагает ребенку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко — тихо). Например: «Дети кричат: “Ау”» (громко — тихо), «Собака лает: “Ав”» (громко — тихо). Воспроизвести, как кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает и др.

Упражнение 2. Педагог произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоцирнальной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

Звук [а]: плачет, кричит девочка; показывают горло врачу; поет певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.

Звук [о]: удивилась мама; стонет бабушка; поет певица; потягивается папа; кричит охотник в лесу.

Звук [у]: гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.

Й этап. Имитация и узнавание звуков

Покажи (по возможности произнеси)

Как мама качает дочку?

Как стонет мальчик, когда у него болит зуб?

Как гудит паровоз?

Как воет волк? (Как шумит ветер?)

Как ржет лошадка?

Как шипит гусь?

Как кричит кукушка?

Как задуваем свечу?

 

Взрослый дает задание: «Хлопни в ладоши, если услышишь песенку комара (жука, шипение гуся и др.)». Затем произносит сначала ряд звуков, потом слогов, а далее слов. Ребенок должен среагировать (хлопнуть в ладоши) на конкретный звук.

Игры «Пчелки», «Жуки», «Поезд», «Лошадки», «Пильщики», «Жуки» ( например, в последней игре по сигналу логопеда «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук [ж]).

Игра «Найди игрушки». Логопед прячет игрушки. Ребенок находит их и говорит: «Ам-ам» («Му-му», «Мяу-мяу» и др.).

 

Самостоятельная речь

Задача. Вызывать потребность подражать слову взрослого, животным, музыкальным инструментам, транспортным шумам.

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

 

Задача. Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи.

Задания и упражнения

Педагог создает такие ситуации, в которых у ребенка возникает желание что-либо сказать. Например, при виде красивой куклы в кабинете у логопеда ребенок, вероятнее всего, произнесет: «Дай!»

Игра «Угадай, кого (чего) не стало?» Логопед кладет на стол 3—4 картинки или игрушки, ребенок запоминает их, потом отворачивается или закрывает глаза. Логопед убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, чего (кого) не стало.

 

Задача. Формировать умение называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам на материале игр.

 

 

Задания и упражнения

Показать на фотографии или на картинке изображения отдельных членов семьи. Назвать их, отвечая на вопрос: «Кто это?» (Мама.) (И т. д.)

Игра «Скажи, кто ушел».

Игра «Ку-ка-ре-ку». Логопед раскладывает картинки и дает ребенку рассмотреть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?»

Игра «Угадай, что в руке». Дети достают из «чудесного мешочка» мелкие предметы и называют их.

 

Задача. Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).

Задания и упражнения. На усмотрение педагога. Задача. Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение).

Задания и упражнения

Слова: идти — иди, дать — дай, нести — неси, брать — бери.

 

Задача. Формировать умение выражать состояние междометиями.

Задания и упражнения

Выражение эмоциональных состояний через игровые ситуации с использованием междометий «ох», «ай», «ой».

Задача. Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа: а) согласный / гласный + согласный гласный («на», «да», «мама», «Каш»); б) гласный / согласный / гласный («иди», «усы»).

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

 

Моторика

Задача. Развивать моторику артикуляционного аппарата.

Задания и упражнения для губ и языка.

 

Задача. Развивать общую моторику.

Задания и упражнения

Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руку логопеда, стол, стул.

Прыжки на правой, левой ногах, поочередно.

Ходьба: шаг на месте, на носочках, как зайчики, на пятках, маршировка по кругу.

Ходьба с подниманием и опусканием рук.

Ходьба по узкой доске.

Прыжки через низко натянутую веревочку.

Игры с мячом: ловить, подбрасывать, ударять об пол, стену, катание по полу с попаданием в ворота.

Многократное сжимание и разжимание руки в кулак, работа с мозаикой.

Складывание мозаики из палочек, спичек и др. раскрашивание.

Одевание — раздевание. Застегивание — расстегивание. Работа с пластилином.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: