Министерство культуры, спорта и молодежи
Луганской Народной Республики
ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств
Имени М. Матусовского»
Кафедра теории искусств и эстетики
Контрольная работа № 1
По дисциплине
«История мировой и русской литературы»
на тему:
«Анализ поэтического текста (на примере…)»
Выполнила: студентка ІІ курса
специальности «Реклама и PR»
Савлук И. Н.
Проверила: преподаватель
Колотовкина Н. В.
Луганск – 2019
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Стихотворение М. Цветаевой «Кошки»
Это одно из ранних стихотворений русской поэтессы Марины Цветаевой, посвященное Максиму Волошину. Как известно, в 1911 году, когда появилось это стихотворение, Марина вместе с сестрой Алей гостила у Волошина в Коктебеле, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.
Поэт, в ее представлении, связывался с огромным теплым котом, о которого «всегда хотелось потереться, его погладить».
Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла – их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли?
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как не балуй в уютной холе,
Единый миг – они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
Поводом к созданию этого стихотворения послужили, возможно, какие-то внутренние переживания юной Цветаевой, ей было девятнадцать, уже познавшей в свои годы и силу любви, и горечь расставания, и тяжесть утраты. А может, сама Марина чувствовала в себе нечто подобное, потому что знала, как тяготит и пугает любовь мужчины, которому не можешь ответить взаимностью.
По первым двум строкам читатель еще не может предположить, о ком пойдет речь. Стихотворение начинается с личного местоимения «они».А кто это такие - _непонятно. Понятно лишь, что «они» появляются лишь тогда, когда нам хорошо: «У нас в глазах не видно боли»(А ведь не улыбка,не мимика, а именно глаза передают истинное настроение человека). Но стоит солнцу над головой померкнуть, ты не найдешь их. И поэтесса намеренно делает акцент. используя эллипсис. «Боль пришла –их нету боле». И следующая же строка. наконец, раскрывает о ком идет речь: «В кошачьем сердце нет стыда». Но чье сердце автор называет кошачьим? Может это словосочетание Цветаева использует как перифраз, описывая конкретного человека или образ с помощью описательного оборота?
Второй катрен открывается ироничными нотками, которые ускоряются (мы видим глагол «бегут») и увеличивают свое звучание, а к концу строфы буквально «рычат», благодаря аллитерации звука «р». Закрывает катрен риторическое восклицание: «В кошачьем сердце рабства нет!». Загадочные «они» никогда и никому не подчиняются.
Композиционно похожая и на первую и на вторую, завершительная строфа представляет собой финальный аккорд литературного этюда, его выводом. Глаголы «как ни мани», «как ни зови», «как ни балуй», построенные по принципу градации(климакса), подводят нас к выводу самого стихотворения, до которого остается еще одна важная строка: «Единый миг - они на воле». Воля! Вот оно-олицетворение души беспощадно грациозного животного. Без воли кошка не кошка…Именно поэтому «в кошачьем сердце нет любви». Именно эти лексическим повтором заканчивается каждый последующий катрен, замечаешь? И поэтесса делает акцент на том, что в сердце кошки нельзя увидеть ни рабства, ни стыда, ни любви. Три несокрушимых символа. А способна ли на такое наша душа, душа человека? Этот вопрос остается открытым…
Трехчастное стихотворение «Кошки» удивляет строгостью построения: при кольцевой (опоясывающей) рифме последняя строка в каждом четверостишии почти целиком повторяется:
«В кошачьем сердце.»
А дальше последовательно упоминается стыд, рабство, любовь — казалось бы, несовместимые понятия. Даже не слишком искушенному в поэзии читателю становится ясно, что стихотворение, конечно, не о кошках. Вопреки всем законам связи между предложениями стихотворение начинается с местоимения 3-го лица они:
«Они приходят к нам.»
Кто они? Судя по названию, кошки. Но посвящение стихотворения мужчине, причем женщиной, явно указывает на какую-то скрытую ассоциацию. Возможно, поэтесса от лица всех женщин, «гуляющих сами по себе». (при этом обладая уже собственным опытом любовных отношений), через аллегорический образ кошки. как это принято в баснях, пытается описать женские чувства.
«Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!»
Действительно, женщина, эгоистичная, думающая только о своих желаниях, наверное, не захочет делить с мужчиной его боль — не будет вникать в его проблемы. Мужчина должен быть сильным и сам разбираться со своими трудностями, вот и нет стыда в кошачьем (читай, женском) сердце. Женщина создана для роскоши и неги. Ее нужно любить, ею нужно восхищаться, а не обременять своими проблемами.
Во втором четверостишии возникает другой образ женщины — Музы, ведь здесь звучит обращение к поэту:
«Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.»
Ту, которая вдохновляет поэта, служит его музой, невозможно сделать кухаркой или уборщицей.
А ведь именно готовкой и уборкой больше всего занимается обычная женщина не из богемы. А постоянная забота о хлебе насущном и создании уюта для творческого человека действительно порабощает женщину. Не случайно в начале ХХ века это стали называть пошлостью и мещанством. Однако есть те, кто «бегут от рабской доли». потому что «в кошачьем сердце рабства нет».
Какими свойствами обладают те, чья суть сродни кошачьей натуре? Они непостоянны, стремятся избегать трудностей и серьезных обязательств, не любят ситуаций, когда требуется поддержка. Непригодность к «домашней роли» объясняется особенностями ценностных установок, в которых приоритетное место отводится свободе, независимости от личных связей. Сочувствие, привязанность, любовь, благодарность — понятия, чуждые людям-кошкам. Они трактуются как проявления «рабской доли», ограничивающие волю личности.
Но оказывается, именно забота является настоящим выражением любви. Женщина, которая всегда рядом, которая поддержит в трудную минуту, будет с тобой «в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии,пока смерть не разлучит». по-настоящему любит. А та, которую «как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе». все равно уйдет, почувствовав себя вольной, т. е. ничем не обязанной, «ведь в кошачьем сердце нет любви»
Прекрасное стихотворение, где сложно сказать однозначно, мужчину или женщину подразумевала поэтесса под видом кошек. Мужчина всегда и во все времена, ищет независимых, необузданных красавиц, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и не замечает возле себя других, преданных и любящих. Необремененных и не назойливых. А после того, как сердце мужчины разбито, он бежит «зализывать раны» к той, которая его любит и ждет, чтобы потом, придя в себя, вновь отправиться на охоту за какой-нибудь очередной роковой красавицей. И это вполне себе реальная картина. Что касается женщины в образе кошки – то здесь, скорее, выдача желаемого за действительное. В реальности всем женщинам хочется уюта, тепла душевного и домашнего.