Перед тем, как начать изучение крия йоги, вам следует развить определенную чувствительность тех частей тела, которые используются в техниках крия йоги. В частности, вам следует ментально и физически ощущать и локализировать чакры и весь комплекс явлений, который с ними связан. Это следует делать по желанию, без каких-либо усилий. Кроме того, перед тем, как начать практики крия йоги, вам следует быть уверенным, что вы хорошо исполняете медитативные техники Аджапа Джапа. Мы не советуем вам начинать заниматься крия йогой до той поры, пока вы не освоите эти техники. Это должно занять у вас не менее 6-ти месяцев.
Если выне будете сведущи в упомянутых базисных техниках, вы обнаружите, что большинство упражнений крия йоги для вас слишком трудны и вы не можете делать их надлежащим образом. Те же люди, которые детально следуют данному нами курсу, регулярно практикуясь, в принципе готовы для исполнения садханы крия йоги. Помните, что без развития соответствующих базисных техник, начав крия йогу, вы скорее всего нанесете себе вред.
ОСОБЫЕ СОВЕТЫПО ПРАКТИКЕ
Следующие правила и рекомендаций, приложимы непосредственно к ежедневной практике крия йоги.
Холодное обливание
В принципе, достаточно легко впасть в дрему во время вашей медитативной практики. Если ваше сознание не настроено на ранний утренний подъем, то вы будете достаточно легко засыпать прямо во время йогической практики. У вас будут прекрасные сны, но вы никуда не продвинетесь по пути йоги. Есть хороший способ, чтобы предотвратить это. Способ этот заключается в принятии холодного душа перед началом йогических практик. Если это слишком холодно, то умойте хотя бы лицо холодной водой. Если же вы чувствуете, что засыпаете прямо во время практик, то мы настоятельно рекомендуем вам подняться и умыть лицо холодной водой, а лучше принять душ.
|
Место для практики
Постарайтесь практиковать ежедневно на одном и том же месте. Действуя таким образом, вы образуете атмосферу позитивной, созидательной работы. Ваше место для практики должно быть чистым и спокойным. Там должна быть хорошая вентиляция, но никаких сквозняков. Оно должно быть сухим, не слишком жарким, не слишком холодным. Не практикуйте прямо на голом полу, подстелите под себя одеяло. Все крии, начиная с первой и до последней, делаются в сидячих положениях, а следовательно, при наличии сквозняков или холода вам следует накрыться одеялом. Или каким-то образом отгородить себя от них. Если вэтом месте слишком тепло, то мы не советуем вам практиковать там, так как это, в первую очередь, не принесет вам удовольствия; а во вторую, уходя с этого места, вы просто подхватите простуду. В странах с жарким климатом, таких, как Индия, этими практиками занимаются рано утром, когда атмосфера достаточно прохладна.
Если же вы живете в стране, где есть какие-то вредные насекомые, допустим, москиты, то вам нужно позаботиться о том, чтобы защитить себя с помощью простыни или одеяла. Если же у вас есть противомоскитная сетка, то мы не видим никаких причин, чтобы ее не использовать при практиках крия йоги. Натяните ее соответствующим образом так, чтобы она не касалась вашего тела, а затем займитесь практиками — это важно.
Одежда
|
Постарайтесь, чтобы ваша одежда была легкой и подходила ктому климату, в котором вы находитесь. Не надевайте никакой стесняющей одежды, так как это будет препятствовать нормальному дыханию.
Свет
Крии не следует делать в темноте. Пусть будет какое-нибудь освещение, ибо это необходимо для нормального исполнения некоторых форм крии. Помните, что многие начальные крии требуют исполнения с открытыми глазами, а когда вокруг вас темнота, то какой смысл в открытых глазах? Другие же крии, допустим, требуют сосредоточения на кончике носа или сосредоточения на точке между бровями. Как вы понимаете, это невозможно делать в темноте.
Очистка носа
Очень трудно практиковать крии, если носовые проходы блокированы. Если времени достаточно, то необходимо очистить их посредством Джала-нети перед криями.
Расслабление и подготовительные стадии
Если у вас есть достаточно времени перед тем, как непосредственно заняться крия йогой, проделайте несколько раз Сурья Намаскар, а затем несколько асан. Это наполнит активностью ваше тело, улучшит кровоток, расслабит напряжение в основных точках и поможет расслабиться.
О сидячих позициях
Для большинства крии идеальными асанами являются падма-асана и сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если же вы не можете сидеть ни в той, ни в другой асанах, вам следует принять альтернативную асану, которая обычно описывается в введении к каждой отдельной крие.
Вам также следует выработать у себя привычку сидеть с прямой спиной без напряжения. В этой выпрямленной позиции гораздо легче локализировать чакры и весь комплекс чувственных явлений, который с ними связан. В этом положении также гораздо легче поддерживать поток сознания, который проходит через эти центры по путям психической энергии. Тот же, кто сгибает свою спину, чаще всего просто засыпает.
|
Сознательность
На первых порах ваше внимание будет бродить где угодно. Однако не беспокойтесь, позвольте сознанию бродить, а мыслям — подниматься и опускаться. Не угнетайте их никак, просто наблюдайте за ними внимательно и придерживайтесь сознательности в практике. Со временем все это клубление мыслей отойдет в сторону, и ваше сознание станет целеустремленным. Важно лишь быть упорными в ваших практиках.
Кроме того, вам следует развить привычку регулярно проверять собственную сознательность во время практик и не попадаться в туман мыслей. Эта проверка позволит вам в дальнейшем автоматически переходить от одной крии к другой.
Прерывание практик
Если вам необходимо отойти в туалет прямо во время ваших практик, постарайтесь не отвлекаться ни на какие внешние события и избегать общения. Укрепите свое сознание на движении тела, дыхании или на мантре до тех пор, пока не вернетесь. Если же вы чувствуете трудность во время практики, то лучше прекратить ее и раскрепостить тело.
Регулярность
Постарайтесь делать практики каждый день без пропусков. Невзирая на то, что ваш ум исполнен суеты и печали, даже когда ваше, внимание прыгает с места на место, подобно дикой обезьяне, постарайтесь выполнять свою ежедневную программу. Прекращать практики можно только тогда, когда вы больны.
Следует принять серьезное решение о ежедневном исполнении практик крия йоги, несмотря ни на какие трудности и преграды. Перед тем, как лечь спать, каждую ночь напомните себе о твердом решении встать утром и начать его с выполнения практик.
Только регулярная ежедневная практика поможет вам получить результаты от крия йоги. Вам следует настроить себя на проникновение в глубочайшие слои подсознания. Повторяйте себе это, как можно чаще, интенсивно и искренне. Если это решение проникнет в подсознание, то оно само будет всплывать в уме в нужное время, и вы будете и просыпаться, когда надо, и исполнять упражнения, как надо, без лишних усилий.
ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА
(крия № 1)
Санскритское слово «випарита» означает «перевернутый»; «карани» означает «быть сделанным»; а слово «мудра» означает «психическая поза». Следовательно, перевод этой крии на русский язык будет означать «перевернутая психическая поза». В манускриптах эта практика иногда называется «Випарита Кари Мудра» и имеет то же самое значение и исполнение.
ЧТО ИЗВЕСТНО О ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА ИЗ МАНУСКРИПТОВ
Випарита Карани Мудра — это одна из нескольких крий, которая упоминается в различных традиционных тантра-йогических текстах. Наиболее значительное описание дается в Хатха-Йоге-Прадипике. Оно звучит так: «Секреция луны (бинду), нектар бессмертия (амрита) в обычном состоянии пожирается огнем солнца (манипура чакра). Амрита течет сверху вниз и в результате только старит тело. Но есть чудесная техника, которая может изменить этот процесс. Она должна быть преподана непосредственно самим гуру, ибо невозможно понять ее чтением даже тысячи манускриптов. Техника эта называется Випарита Карани Мудра, где положение бинду и солнца (манипура) перевернуто, так как и тело перевернуто. Солнце удерживается наверху, а луна внизу» (стих 77, 78, 79).
Бинду — это фокусная точка, через которую сознание проявляет и выражает себя во всех творимых объектах. Это применимо и к человеку. Именно через бинду человек поддерживается и энергией, и блаженством. Хотя большинство людей расходуют эту энергию на дисгармоничную жизнь, ориентированную во внешний мир через эгоистическое посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти. Человек теряет контакт со своим источником и живет вслепую. Випарита Карани Мудра, и вместе с тем, и другие йогичес-кие практики поворачивают вспять этот процесс. Человеческое сознание направляется через бинду к головокружительной, неземной жизни. Через посредство этих практик сознание растет, а это ведет к возрождению всего человеческого существа, к блаженству и мудрости. Когда позиции солнца и луны изменены, это называется нивритти марга (возвращение к источнику). Обычный поток течения нектара сверху вниз, от луны к солнцу, называется паврит-ти марга (путь земной активности). Она символизирует жизнь большинства людей. Для того, чтобы этот процесс повернулся вспять, необходимо сменить тропу павритти на тропу нивритти. Випарита Карани Мудра являет собой это изменение.
Випарита Карани Мудра — это не только символ, это метод трансмутации энергии из грубых в более тонкие формы. По этой причине она и включена в последовательность практик крия йоги.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
Випарита Карани Мудра — это первая крия. В последовательности крия йоги первой она была выбрана не случайно. Одной из наиболее явных причин, по которой это происходит, это способность ее (позы) вызывать баланс между потоками дыхания, между идой и пингалой. Этот баланс — это жизненность духовности, которая должна быть на всех уровнях, начиная от физического и до более тонких уровней сознания.
В технике, называемой Пададирасана, давление на точку в середине ладони быстро и эффективно вызывает требуемый баланс иды и пингалы. Випарита Карани Мудра добивается того же результата в конечной позе, так как ладони, сдерживая вес перевернутого тела, оказываются под давлением. Этот баланс дыхательных потоков через обе ноздри существенно необходим в медитативной практике. Он помогает установить равновесие между чрезмерной интровертированностью, втягиванием в психический мир (ида) и противоположной крайностью, отвлечением и растворением во внешнем мире (пингала). Если вы будете практиковать Випарита Карани Мудра, то скоро обнаружите, что потоки дыхания действительно приходят в равновесие. Когда оно достигается, от крии получается максимальная польза. Хатха-Йога-Прадипика развивает эту тему далее: «Регулярные практики Випарита Карани Мудра увеличивают желудочный огонь, следовательно, садхака (практикующий) должен иметь достаточное количество приемлемой пищи. Если диета не такова, то увеличившийся желудочный огонь может отрицательно сказаться на всем теле» (стих 80, 81).
Это предупреждение применимо ко всем практикам крия йоги. Следует быть очень внимательным к своей диете. Как уже говорилось выше, метаболический уровень переработки пищи, по всей видимости, будет увеличен, следовательно, необходимо увеличить и количество пищи для того, чтобы препятствовать потере веса. Читателю следует внимательно вдуматься в эти слова и разумно регулировать потребление пищи в соответствии со своими ежедневными потребностями.
«Вначале тело должно быть перевернуто только на короткий период времени. Этот временной промежуток должен медленно увеличиваться день ото дня. Через 6 месяцев исчезнут морщины и белые волосы» (стих 82).
Этот совет действительно реален, когда речь идет о практике, которая длится не менее получаса. В крия йоге следует жестко фиксировать время, никогда не превышая допустимых норм.
Випарита Карани Мудра в рукописях не упоминается именно как часть крия йоги. Обычно она дается только как одна из ряда техник.
Другой причиной для практики Випарита Карани Мудра является то, что увеличивается возможность бодрствования. Так как перевернутое тело переориентирует кровяные токи, то они активно задействуются на подпитку головного мозга. Что, в свою очередь, увеличивает состояние бдительности и бодрости. Считать эту позу правильно исполненной можно тогда, когда она исполняется с великой сознательностью и без засыпания. Випарита Карани Мудра воздействует на головной мозг в общем целом так же, как и ширша-асана, хотя ее эффект значительно слабее.
Рис. 1
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Положите на пол одеяло, а затем лягте на спину с выпрямленными и соединенными вместе ногами. Выпрямите руки, положите их вдоль тела ладонями вверх, расслабьте все тело. Вдохните глубоко, а затем поднимите обе ноги. Ноги поднимайте, сохраняя их выпрямленными и соединенными вместе. Выведите ноги в точку над головой, затем, помогая руками, надавливая ими в пол, оторвите ягодицы от земли и проведите ноги еще чуть дальше за голову. Затем оторвите ладони от земли и поставьте руки на локти. Опустите туловище на ладони, а затем поднимите ноги так, чтобы они стали вертикально. Сохраняйте глаза закрытыми и расслабьте все тело настолько, насколько это возможно. Это, собственно говоря, и есть положение тела для практики Випарита Карани Мудра. Замечания: она, Випарита Карани Мудра, отличается от сарванга-асаны тем, что подбородок же вдавливается в грудь в конечном положении.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК
Сперва вам покажется, что это очень сложно — поддерживать конечное положение асаны длительный период времени. По всей видимости, у вас начнут болеть руки. С практикой это, конечно, пройдет, но до этой поры вам надлежит знать, как справиться с этой проблемой самостоятельно, а точнее, как располагать руки для того, чтобы эта асана могла удерживаться достаточно долго.
Обычным способом поддержания тела в перевернутой позе является опора бедра на пространство между большим пальцем и остальными пальцами руки. Через некий промежуток времени, когда руки начнут уставать, лучшим методом является перемещение веса тела, точнее, верхушки бедра на ладонь руки. В данном случае рука действует, как чашечка, в которой бедро удобно располагается. Это положение ясно показано на соответствующей картинке, а такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе достаточно длительный период времени, и вы можете исполнять крию без ожидания чрезмерной боли и дискомфорта.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
Вы должны быть хорошо знакомы с удджайи пранаямой для того, чтобы практиковать Випарита Карани Мудру. Кроме того, у вас должна быть развитая чувствительность манипуры, вишудхи и аджны.
Исполняя Випарита Карани Мудру, вы также должны уметь локализировать бинду на задней части головы. Кроме того, вы должны представлять, где находится сахасрара, и уметь перевести туда внимание. Она находится в центре макушки головы и легко локализируется ментально.
ТЕХНИКА
Примите перевернутое положение тела. Сделайте так, чтобы ноги стояли полностью вертикально. Закройте глаза, расслабьте тело настолько, насколько это возможно. Практикуйте удджайи пранаяму. Зафиксируйте свое сознание на позвоночнике на манипура чакре. Это стартовое положение для первого движения. Вдыхая, постарайтесь почувствовать, как поток праны движется от манипура чакры к вишудха чакре. Постарайтесь представить себе, что эта прана движется по позвоночному каналу наподобие горячего и спокойного потока амриты. Позвольте нектару собраться в районе вишудха чакры, затем задержите дыхание на несколько секунд и почувствуйте, что в районе ви-шудхи нектар становится холодным. Выдохнув, ощутите, как прана движется от вишудха чакры через аджну и бинду в направлении, достигающем непосредственно сахасрары. Вам следует добиться такого ощущения, что прана, проходя через центральные точки этих чакр, движется только силой выдоха. Когда прана и сознание достигнут сахасрары, это будет окончанием первого круга.
Тотчас переведите свое сознание обратно к манипуре и повторите все во второй раз. Всего следует проделать 21 полный цикл. Затем переходите к крие № 2.
ДЫХАНИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫТОКОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Еще раз повторим, что во время практики крии следует практиковать удджайи пранаяму. Энергия вдоха направляется к манипуре, а оттуда к вишудха чакре. Затем следует задержать дыхание на несколько секунд в вишудхе. Выдох надлежит делать по психическому каналу, проходящему от вишудхи через позвоночник к аджне, а затем прямо к бинду, а после к сахасраре на макушке головы. Дыхание должно быть синхронизировано с потоком праны (или амриты) через посредство психических каналов. Оно должно быть настолько медленным, насколько это удобно и естественно.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Сознание должно быть фиксировано на пране. На том, как она движется по психическим каналам и проходит через центральные точки чакр. Каждый цикл должен быть сосчитан после того, как ваше сознание достигло сахасрары.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Крия должна быть исполнена 21 раз. Длительность ее зависит от скорости дыхания. Средняя протяженность практики в общем целом составляет около 10 минут. Однако вначале практикующий не должен исполнять эту крию раз. В 1-й день он должен практиковать только 5 циклов движения, а затем с каждым днем увеличивать их на цикл.
ЗАИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННОСТЬ
Постарайтесь не объяснять себе смысл этой асаны и не заниматься никакими ментальными спекуляциями. Просто делайте крию, а все ответы придут потом, со временем.
ЧАКРА АНУСАНДХАНА
(крия № 2)
Эта крия должна выполняться сразу после Випарита Карани Мудра. На санскрите слово «чакра» означает «психический центр», а «анусандхана» — «путешествие» или «поиск». Следовательно, на русский язык эта крия может быть переведена, как «поиск чакр» или, точнее, «локализация чакр».
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Примите удобное положение тела, сев в какую-нибудь из асан. Лучшей асаной является падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если же эти асаны для вас трудны или неудобны, вы можете сесть в ардха-падма-асану, свастика-асану или в сукха-асану. Для того, чтобы сознание не отвлекалось на возможные болевые ощущения, мы настоятельно рекомендуем размять ноги перед тем, как вы начнете практики крии (в частности, непосредственно перед Випарита Карани Мудра). Для этого существует достаточно эффективное упражнение — так называемая «полубабочка».
КАНАЛЫПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АРОХАН И АВАРОХАН
В этой крие и ряде крий последующих потребуется перемещать сознание по пути прохождения каналов психической энергии, известных как арохан и аварохан.
Арохан — это поднимающийся вверх канал тока психической энергии. Он начинается от муладхара чакры, затем идет к полю чакры свадхистаны, оттуда по кривой живота к полю манипуры, после этого к полю анахаты, потом вишудхи в середине гортани, и уже только потом устремляется к бинду, находящейся на затылке
Аварохан — это нисходящий канал, который начинается в бинду, затем движется в сторону аджна-чакры, после этого по су-шумне позвоночника движется по всем чакрам обратно в направлении муладхары. Арохан и аварохан соединяются и в бинду, и в муладхаре. Вместе они образуют нерегулярно функционирующий круг психической энергии, по форме напоминающий нечто типа раздавленного яйца. Полный круг отображен на соответствующем рисунке 2.
Рис.2
Эти два психических канала широко известны по всему миру, особенно в мистических кругах. Они используются в различных системах лечения и исцеления. В акупунктуре они называются двумя типами пранических каналов-меридианов (т. н. сейке) либо чудесными меридианами, известными как кике. Обычные меридианы, числом 12, используются в диагностике и лечении; есть также 8 так называемых «чудесных» каналов, не имеющих Инь-Янской обусловленности. Один из них, идущий по передней части тела, по так называемой передней линии, называется канал зачатия, другой же, идущий по задней линии тела непосредственно по позвоночнику, называется канал управления (ссылка на «Религию и парапсихологию». Автор: Матаяма из Японии). Эти два меридиана в принципе схожи с Ароханом и Авароханом крия йоги. Канал передний относится к Ян, в то время как задний относится к Инь. Эти принципы Инь и Ян имеют широкое применение и в грубой форме связаны с йогическими принципами иды и пин-галы. В акупунктуре эти два меридиана являются резервуарами праны. В случае тяжелого заболевания необходимая жизненная энергия берется непосредственно из этих чудесных меридианов и задействуется на лечение, т. е. направляется прямо в нужный меридиан.
Эти каналы не есть нечто нереальное и выдуманное. Это действительно существующие тонкие каналы, по которым течет прана. Первое время в крия йоге вы можете представлять себе местоположение этих потоков, но с практикой и с развитием тонкого чувственного восприятия вы сможете ощутить эти потоки непосредственно на себе и подтвердить правоту наших слов.
Вам следует полностью уяснить для себя точное прохождение и местоположение арохана и аварохана и постараться развить чувствительность их на себе. Они являются интегральной частью Чакры Анусандханы и некоторых последующих крий. Одной из целей крия йоги является установление баланса праны через них.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Примите удобную сидячую позу. Закройте глаза, расслабьте все тело. Сохраните выпрямленным лишь позвоночник. Дышите обычно и естественно. Зафиксируйте свое сознание на условной точке муладхары, находящейся на позвоночнике, в данном случае, муладхара — это стартовая точка для первого цикла. Теперь позвольте сознанию подниматься по каналу арохан (по переднему каналу). Сознание следует направить к свадхистане, затем к манипуре, анахате, вишудхи и, наконец, к бинду. Во время прохождения праны фиксируйте каждый центр, называя его ментально — муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишудхи, бинду. По достижении бинду вам следует перенаправить сознание вниз по каналу аварохан в направлении муладхары. При прохождении через чакры снова фиксируйте их, называя их про себя: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана, муладхара. Этим заканчивается первый круг циркуляции сознания.
Рис. 2а
Сразу за этим немедленно начните второй круг циркуляции вверх по каналу арохан, снова ментально повторяя название каждого центра. Не надо делать особых попыток для локализации чакры или ее общего поля. Позвольте вашему сознанию двигаться без усилий. Представьте себе, что каждый центр, каждая чакра — это железнодорожная станция, а ваше сознание — это поезд и вы движетесь по железнодорожному пути без остановок. Чакры в этом случае должны восприниматься так, как будто они являются частью психических каналов. Если хотите, вы можете представить свое сознание в виде тонкой серебряной змеи, путешествующей по эллиптическому пути внутри тела.
Так проделайте девять кругов. Затем переходите к крие № 3.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ путь по каналу арохан
Согласно традиционным учениям есть и иной путь канала арохан. До вишудхи сознание движется, как указывалось выше, а вот затем — в лалана чакру (которая находится в палатальной области глотки), затем к кончику носа, потом к брумадья. После этого по кривой черепа через, сахасрару, находящуюся на вершине головы, — к бинду, находящейся на затылке. Если вы ранее уже практиковали крия йогу или использовали этот психический канал в своих криях, то продолжайте использовать его и далее. Если же вы только начали изучать крия йогу, вы можете проэкспериментировать с обоими каналами и выбрать для себя наилучший. Однако в этом курсе мы рекомендуем вам местополагать арохан так, как мы предписывали ранее, т. е. от поля вишудхи прямо к бинду.
ДЫХАНИЕ
Дыхание должно быть нормальным и не синхронизированным с потоком сознания, идущим по психическим каналам.
СОЗНАНИЕ
Сознание должно следовать по всем центрам арохана и аварохана, называя каждый центр по мере того, как вы его проходите. Ментальный счет должен быть по возвращении в муладхару.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Практикуйте эту крию 9 полных циклов. В среднем продолжительность ее должна быть 4 минуты.
БИНДУ
Наиболее тонкой чакрой является аджна. Но, кроме аджны, еще более тонкой является бинду. Бинду — это не чакра. Чакры увязываются со структурой человеческой психики. Бинду же — это тонкий центр, из которого эта структура вырастает.
Бинду — это первоначальный источник, из которого проявляют себя чакры. Чакры находятся в области сознания и связаны с сознанием, бинду же находится вне сознания.
Разговор о бинду может показаться абстрактно-философским, не применяйся бинду реально в работе с праной в различных частях тантра-йоги и в других мистических системах. Хотя бинду обычно уделяется достаточно мало внимания, действительной целью многих йогических практик является пробуждение в нем сознания. Бинду весьма сложно объяснить, особенно, если мы скажем, что это то место, где встречаются конечное с бесконечным. Подобно 6 главнейшим чакрам, бинду совершенно невозможно понять с помощью обсуждения, чтения или рассмотрения.
КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слово «бинду» восходит к санскритскому корню «бинд», что переводится как «расщеплять», «разделять». Это означает, что бинду есть источник всякой индивидуальности. Это то место, где единое впервые делит себя и продуцирует двойственность.
Бинду понимается как точка, не имеющая каких-то размеров — это своего рода безразмерный центр. В санскритских текстах он часто называется «чидгхана», который понимается как бесконечное сознание. Слово бинду также означает ноль или пустоту — «шунью», но более правильно было бы говорить, что бинду — это врата в шунью. Это и не ноль, и не пустота, это всеобщее ничто. Конечно, бинду, с одной стороны, пустота, но, с другой стороны, это абсолютная наполненность. В действительности, слово «шунья» должно быть переведено не как «ничто», а, точнее, как «не что-то». И между этими двумя словами есть громадная разница. Под «не что-то» подразумевается обычно чистое сознание, а посему бинду — это мистическая невыразимая точка, где сходятся две противоположности: бесконечность и ноль, наполненность и не что-то. Бинду также известно широко как бинду-висарга (падающая капля). Это означает, что бинду — одна из многих капелек нектара, которые постоянно струятся с сахасрары. Этот нектар продуцирует жизнь. Он и есть действительная вода жизни.
Для полноты добавим, что бинду буквально означает также семя, любую отдельную маленькую частицу, семя спермы, точку и т. д. У человека оно представляет собой фокусную точку личности, где сходятся живое и неживое. Это есть космическое семя, с которого все существа начинают проявлять себя и расти. Кроме того, это бесконечно малая точка с бесконечно огромными возможностями.
НЕМНОГО О ПОНЯТИИ эволюции
В крия йоге под эволюцией понимается отнюдь не то, что имел в виду Дарвин, то есть то, что связывается с горизонтальной эволюцией в историческом смысле этого слова. Эволюция в крия йоге рассматривается в вертикально-трансцендентальном смысле, т. е. по принципу «выше-ниже». Научные понятия эволюции принадлежат к сфере времени. Эволюция, о которой мы ведем речь, — категория вневременная.
Существует частный принцип, который генерирует мириады объектов во Вселенной. На санскрите он называется «кала». Именно он побуждает потенцию реализоваться в объектах через посредство точки, называемой бинду. Именно с этой точки или семени объекта, животного или человеческого существа или чего-либо подобного потенция может разворачиваться, проявляться и расти. Любой и каждый объект, большой или маленький, имеет бинду как свою первооснову. Бинду — это «хиранья-гарбха» — «золотое яйцо», или матка творения. И это несмотря на то, что бинду одновременно и имманентно, и трансцендентально.
Бинду — это своего рода калька со всех характеристик объектов, которые существуют; которые сами по себе формы не имеют, но берут ее в бинду. Природа развернутых объектов фиксируется калькой бинду. Бинду одновременно есть выражение сознания и ограничения. Некоторые объекты являются сознающими центрами (как, допустим, в случае с человеком), но большинство центров бессознательны (как то: элементы, камни и прочее). Способность быть или не быть сознательным зависит только от природы аппарата этого индивидуального объекта, а он, в свою очередь, определяется бинду. Человек имеет такой аппарат, который позволяет ему быть сознательным центром.
Каждый объект, сознательный или несознательный, изначально связан с источником через посредство бинду. Каждый развернутый в материю объект разворачивается через бинду; он есть форма, произошедшая из источника через посредство бинду. Бинду — это своего рода дверь-ловушка, которая действует в двух направлениях. Это означает, что через бинду любой сознательный центр, в том числе и человек, может подняться к источнику и стать полным.
Изначально есть два типа людей: те, кто стоят на пути павритти, и те, кто стоят на пути нивритти. Стояние на пути павритти означает, что человек смотрит от бинду в направлении внешнего мира. Соответственно, он всегда мотивируется внешними объектами. На этой тропе находятся большинство людей современного мира, и эта тропа ведет, по сути дела, к рабству и удалению от самопознания. С другой стороны, путь нивритти — это путь духовности, это путь мудрости; он подразумевает, что человек поворачивается лицом к бинду и начинает двигаться в сторону источника своего существа. Эта тропа ведет к свободе.
Тропа эволюции — это путь павритти, путь развертывания и путь проявления. Тропа же инволюции направлена на познание индивидуального человеческого существа. Она ведет от бинду к сахасраре, что является главной целью йогических практик.
СИЛА, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В МЕЛЬЧАЙШЕЙ ЧАСТИЦЕ
Каждая частица, даже такая крошечная, как обычный атом, — это центр, который наделен громадной силой, возможной ко внешнему развертыванию. Наука, особенно за последние годы, совершила настоящий прорыв в деле исследования этих крошечных частиц. Было обнаружено, что в каждой из них существуют и позитроны, и нейтроны, и электроны, и протоны, и нейтрино, и пси-частицы, и леп-тоны, мюоны, «у»-частицы, и множество других, и все они сконцентрированы в крошечной точке, в крошечной частице пространственно-временного континуума.
Уровень организации в таких органических телах, как молекула ДНК и РНК, является практической иллюстрацией того, как много может быть сконцентрировано в такой маленькой точке. Комплексные исследования природы показали, что внутри любой частицы находится огромная сила, а сама частица — многосоставная и чрезвычайно сложная. Из обычной простой она увеличилась в размерах и исполнилась множеством более мелких частиц, о которых мы упомянули раньше.
Мощь точки (бинду) известна мистикам с давних веков. В тантре каждая бинду, каждая частичка проявленного существования связывается с центром силы — Шакти. Шакти есть выражение подлежащих субстратов статического сознания. Целью тантры является объединение Шакти (личности) с Шивой (сознанием). Это соединение и есть бинду.
Каббалистам тоже есть кое-что сказать о бинду. В их системе бинду соотносится с тем, что каждый может сказать о находящемся внутри себя: «Я ЕСТЬ». В их системе это называется «Кефер» (корона), потому что она занимает наиболее выдающееся место в творении всех вещей. Она является связующим звеном между проявленным и непроявленным. Она известна как изначальная точка, из которой, а если точнее, через которую, эманируют все остальные вещи.
В соответствии с философией каббалы, девять сефиротов развертываются из Кефера (бинду). Совместно они образуют десять сефиротов мистического и символического дерева жизни. Девять сефиротов ниже Кефера — это чакры (уровни человеческого сознания). В йоге обычно речь идет только о шести основных чакрах, но на самом деле их существует еще несколько. Так что, несмотря на некоторые различия этих двух систем, и в той, и в этой системе говорится, что свет сознания проявляется первоначально через Кефер (бинду), а затем уже по нисходящей фильтруется дальше — на остальные сефироты (чакры) по очереди. Практически в любой системе тантра-йоги говорится о подобном, т. е. о том, что сознание нисходит сначала на бинду, а оттуда уже на все остальные чакры.
В мистических системах сахасрара, источник всех вещей, символизируется в виде круга. Силы, присущие этому кругу, разворачиваются от бесконечности до несказанно малой точки центра. Паскаль, известный математик и мыслитель, говорил: «Высшее — это круг, в котором центр находится везде, а периферии нет вообще».
Этот центр и есть бинду. Бинду — это сердце всех вещей, начиная от солнца и заканчивая атомом. Из бинду объекты проявляют себя в объективной реальности, выдвигаясь наружу посредством присущих им потенций. Эти потенции могут быть физическими, праническими и ментальными. В «Зогаре», одной из каббалистических рукописей, говорится: «Когда сокрытое сокрытого захочет проявить себя, сперва оно реализует себя в виде отдельной точки. Бесконечное было полностью неизвестным и не имело никакого света до тех пор, пока искрящаяся точка мощно не нарушила этого, реализовав себя в проявленной реальности».
Многие мистические секты говорят о макрокосме, который отражен и воспроизведен в микрокосме. И достигается это через посредство бинду. В духовной жизни микрокосм — это человек, а макрокосм — это сознание.
Возможно, наилучшим способом для того, чтобы понять эту часть, является живое описание одного из человеческих переживаний о силе, присущей бинду.
«Мое тело, кресло, в котором я сижу, стол напротив меня, комната, ограниченная стенами, газон — за ней, пространство за этим газоном, включая землю и небо — стали как бы фантомами в этом реальном, всепроникающем и всеохватном океане существования, объяснить который просто невозможно для меня. Но, кроме того, параллельно, этот безграничный, распространившийся во все стороны, неизмеримый во всех построениях океан по величине своей не больше, чем мельчайшая точка. Из этой чудесной точки, из всесуществующего мое тело и окружающие его частицы изливались подобно лучам. Целый космос спроектировал себя через точку не больше иголочной головки, и вся эта интенсивная активность, весь этот гигантский мир картин зависел от лучей, исходящих из нее».
Эта точка — бинду. Так она описывается далее: «...мое светящееся сознание текло, сосуществуя с крайне смутной идеей телесного обрамления этого живого, яркого и сознательного пространства, каждый фрагмент которого представлял собой безграничный мир знания, схватывающий прошлое, настоящее и будущее, управляющий всеми науками, философиями и искусствами, известными сейчас и будущими известными потом. Все сконцентрировано и собрано в эту точку, существующую здесь и везде, сейчас и всегда. Бесформенный, неизмеримый океан мудрости, из которого капля за каплей знание фильтруется и продолжает поступать в человеческий мозг» (Гопи Кришна. «Кундалини: эволюционирующая энергия в человеке»).