Синтаксическая работа в системе развития речи
Упражнения со словосочетаниями
1. Постановка вопросов к подчиненным словам от главных в предложении.
2. Схематическое изображение связей между словами в предложении:
Солнышко отражается
весеннее в озере
3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.
4. Составление словосочетаний с новыми словами.
5. Усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний.
6. Преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов.
7. Обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.
8. Составление словосочетаний заданного типа по схеме:
прил. + сущ. по картине «Березовая роща»
9. Составить словосочетание, заменив данное
сок из моркови – морковный сок
10. Составить словосочетания со словом так, чтобы каждое имело разное значение
мотор
разговор
Завели собаку
хозяйство
11. Выбрать фразеологизмы (или распределить на две группы: словосочетания и фразеологизмы)
Вешать пальто, вешать нос; на черный день, на осенний день.
12. Продолжи цепочку слов: серый дом – дом слона – слоновая кость – кость мамонта - …
Упражнения с предложениями
Упражнения с предложениями могут быть разделены на:
- аналитические (в которых преобладает анализ готовых предложений);
- синтетические (предусматривающие самостоятельное построение предложений);
В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы:
1) упражнения на основе образца;
2) конструктивные упражнения;
3) творческие упражнения.
Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению.
1. Чтение и запись образцов предложений, отработка интонации и выразительности, выяснение значений и смысловых центров предложения, а в некоторых случаях – запоминание, заучивание предложений.
2. Построение предложений по вопросам учителя. Вопрос служит основой построения предложений – ответа и выполняет роль «образца»: в нем дано не только основное содержание ожидаемого ответа, но и почти все слова ответа, и даже схема синтаксической структуры ответа. Например:
Что дети собирали в лесу?
Дети собирали в лесу грибы.
Необходимо внимательно следить за уровнем развития речи учащихся и вовремя переходить на более сложный вариант вопроса - образца Что дети делали?
В дальнейшем вопросы ставятся так, чтобы натолкнуть учащихся на составление предложений, не копирующих вопросы, а вполне самостоятельных:
Почему? Как? Зачем?
3. Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре. Образцы желательно брать из художественной литературы.
Упражнения на основе образца рассматриваются как первая ступень познавательной самостоятельности и активности учащихся, но и они необходимы в общей системе.
Конструктивные упражнения включают задания на построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Школьники учатся строить предложения без образца, в соответствии с практически усвоенными правилами связей, учатся перестраивать предложения, соединять 2-3 простых в одно сложное, заменять элементы предложения и т. д.
1. Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. Учащиеся должны восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Слова для составления предложений могут быть даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны) или в начальной (синее, в, хлестать, море, волна). Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям.
2. Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения. Эти упражнения помогают детям находить границы предложения в собственной речи.
3. Распространение данного простого предложения с помощью вопросов.
Например. «Птицы вернулись» - «Какие птицы?» - «Перелетные птицы вернулись». – «Откуда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран». – «Куда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в своих родные гнезда».
4. Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное.
5. Построение предложения заданного типа (изученной конструкции), например, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п.
6. Составление предложений по данной синтаксической схеме:
ПС
какая? где? у кого?
Смешная обезьянка сидела на плече у фотографа
или
подлежащее сказуемое
втор. член втор. член
втор. член