Упражнения с предложениями




Синтаксическая работа в системе развития речи

Упражнения со словосочетаниями

1. Постановка вопросов к подчиненным словам от главных в предложении.

2. Схематическое изображение связей между словами в предложении:

Солнышко отражается

 

весеннее в озере

3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

4. Составление словосочетаний с новыми словами.

5. Усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний.

6. Преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов.

7. Обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, уп­ражнения, предупреждающие подобные ошибки.

8. Составление словосочетаний заданного типа по схеме:

прил. + сущ. по картине «Березовая роща»

9. Составить словосочетание, заменив данное

сок из моркови – морковный сок

10. Составить словосочетания со словом так, чтобы каждое имело разное значение

мотор

разговор

Завели собаку

хозяйство

11. Выбрать фразеологизмы (или распределить на две группы: словосочетания и фразеологизмы)

Вешать пальто, вешать нос; на черный день, на осенний день.

12. Продолжи цепочку слов: серый дом – дом слона – слоновая кость – кость мамонта - …

Упражнения с предложениями

Упражнения с предложениями могут быть разделены на:

- аналитические (в которых преобладает анализ готовых предложений);

- синтетические (предусматривающие самостоятельное построение предложений);

В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы:

1) упражнения на основе образца;

2) конструктивные упражнения;

3) творческие упражнения.

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению.

1. Чтение и запись образцов предложений, отработка интонации и выразительности, выяснение значений и смысловых центров предложения, а в некоторых случаях – запоминание, заучивание предложений.

2. Построение предложений по вопросам учителя. Вопрос служит основой построения предложений – ответа и выполняет роль «образца»: в нем дано не только основное содержание ожидаемого ответа, но и почти все слова ответа, и даже схема синтаксической структуры ответа. Например:

Что дети собирали в лесу?

Дети собирали в лесу грибы.

Необходимо внимательно следить за уровнем развития речи учащихся и вовремя переходить на более сложный вариант вопроса - образца Что дети делали?

В дальнейшем вопросы ставятся так, чтобы натолкнуть учащихся на составление предложений, не копирующих вопросы, а вполне самостоятельных:

Почему? Как? Зачем?

3. Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре. Образцы желательно брать из художественной литературы.

Упражнения на основе образца рассматриваются как первая ступень познавательной самостоятельности и активности учащихся, но и они необходимы в общей системе.

Конструктивные упражнения включают задания на построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Школьники учатся строить предложения без образца, в соответствии с практически усвоенными правилами связей, учатся перестраивать предложения, соединять 2-3 простых в одно сложное, заменять элементы предложения и т. д.

1. Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. Учащиеся должны восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Слова для составления предложений могут быть даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны) или в начальной (синее, в, хлестать, море, волна). Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям.

2. Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения. Эти упражнения помогают детям находить границы предложения в собственной речи.

3. Распространение данного простого предложения с помощью вопросов.

Например. «Птицы вернулись» - «Какие птицы?» - «Перелетные птицы вернулись». – «Откуда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран». – «Куда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в своих родные гнезда».

4. Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное.

5. Построение предложения заданного типа (изученной конструкции), например, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п.

6. Составление предложений по данной синтаксической схеме:

ПС

какая? где? у кого?

Смешная обезьянка сидела на плече у фотографа

или

подлежащее сказуемое

 

втор. член втор. член

 

втор. член

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: