Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум текстильной и лёгкой промышленности»
Рассмотрено на заседании ПЦК «____»_______________2018 г. Капинус Н.В._____________ | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМиНР Миндибаева Т.Н.______________ «____»_______________2018 г. |
Контрольная работа
по физике
для студентов заочного отделения
Раздел «Механика»
Тема «Кинематика»
Краткие теоретические сведения.
Механика – раздел физики, изучающий механическое движение тел, т.е. изменение пространственного положения тела относительно других тел с течением времени.
Кинематика изучает механическое движение тел, не рассматривая причины, его вызывающие.
Основными параметрами движения тела являются: путь - S (м), скорость движения - V (м/c), время прохождения пути - t(c), ускорение - а(м/c²).
Средняя скорость прохождения пути равна отношению пути ко времени, в течение которого этот путь пройден:
Vcр = S /t (м/c);
Различают равномерное и неравномерное прямолинейное движение.
При равномерном прямолинейном движении скорость перемещения остаётся постоянной по модулю и направлению. Пройденный путь определяется по формуле:
S (м) = V (м/c)∙ t (c)
Графиком зависимости пути от времени S (t) является прямая линия.
При равноускоренном движении конечная скорость определяется по формуле:
V=Vₒ+ а ∙ t (м/с), где Vₒ - начальная скорость движения.
Пройденный путь определяется по формуле:
S= Vₒ ∙ t+ а ∙ t²/2 (м)
Тема «Динамика»
Краткие теоретические сведения.
В основе Динамики лежат три закона Ньютона.
|
Первый закон Ньютона – всякая материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит её изменить это состояние.
Инертность – стремление тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
Законы Ньютона выполняются только в инерциальной системе отсчёта.
Инерциальная система отсчёта – система, которая либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно относительно какой то другой инерциальной системы.
Масса тела – физ.величина, являющаяся одной из основных характеристик материи, определяющая её инерционные (инертная масса) и гравитационные (гравитационная масса) св-ва.
Сила – векторная величина, являющаяся мерой механического воздействия на тело со стороны других тел или полей, в результате которого тело приобретает ускорение или изменяет свою форму и размеры.
Второй закон Ньютона – ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе:
Третий закон Ньютона - силы, с которыми тела действуют друг на друга, всегда равны по модулю, противоположно направлены и действуют вдоль прямой, соединяющей эти точки.
Раздел «Электродинамика»
Тема «Постоянный электрический ток»
Краткие теоретические сведения.
Электрические цепи постоянного тока могут иметь последовательное и параллельное соединение сопротивлений (проводников). Соединение, при котором через все элементы цепи протекает один и тот же ток, называется последовательным соединением. Эквивалентное или полное сопротивление Rэ цепи постоянного тока с последовательным соединением проводников равно сумме сопротивлений её отдельных участков:
|
Rэ = R1 + R2 +…+ Rn
Напряжение U на отдельном участке цепи в соответствии с законом Ома пропорционально сопротивлению этого участка:
U1 = I R1; U2 = I R2; и т.д.
Напряжение U на входе цепи постоянного тока с последовательным соединением проводников в соответствии со вторым законом Кирхгофа равно сумме падений напряжений на отдельных участках цепи:
U = U1 + U2 + …+ Un
При параллельном соединении двух или нескольких сопротивлений напряжение на них одинаковое, так как все они подсоединены к одним и тем же узлам. Токи в отдельных элементах определяются по закону Ома:
I1 = U / R1; I2 = U / R2; и т.д.
В соответствии с первым законом Кирхгофа ток I в неразветвлённой части цепи равен сумме токов всех параллельных ветвей:
I = I1 + I2 + …+ In.
Для измерения силы тока в цепи последовательно с сопротивлениями включается амперметр. Для измерения падения напряжения параллельно с сопротивлениями включается вольтметр.
Решить задачи
(на каждую тему 2 задачи, для 5 и 6 задач начертить схему)
1 вариант
Задача 1. Машина проходит путь с разной скоростью. Первый участок со скоростью 80 км/ч за 2 часа, второй со скоростью 100 км/ч за 0,5 часа, третий со скоростью 70 км/ч за 1 час. Определить среднюю скорость.
Задача 2. Теплоход, двигаясь равноускорено из состояния покоя с ускорением 0,10м/с², достигает скорости 18км/ч. За какое время эта скорость достигнута? Какой путь за это время пройден?
|
Задача 3. Натело массой 2 кг действуют силы 9 Н и 12 Н направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?
Задача 4. Рассчитатьускорение, которое получит Земля при старте спринтера массой 60 кг. Ускорение спринтера равно 5 м/с2. Масса Земли равна 6·1024 кг.
Задача 5. Три проводника сопротивлением 3, 4 и 5 Ом включены в электрическую цепь последовательно. Ток в цепи равен 3 А. Чему равно напряжение на концах соединения и на каждом сопротивлении?
Задача 6. Две электрические лампы соединены параллельно. Через одну из них, сопротивление которой R1 = 240 Ом, проходит ток I = 0,5 А. Определите ток во второй лампе, если её сопротивление R2 = 150 Ом.
2 вариант
Задача 1. Машина проходит путь с разной скоростью. Первый участок со скоростью 60 км/ч за 2 часа, второй со скоростью 70 км/ч за 1,5 часа, третий со скоростью 50 км/ч за 1 час. Определить среднюю скорость.
Задача 2. Автомобиль, двигаясь равноускорено из состояния покоя с ускорением 0,30м/с², достигает скорости 90км/ч. За какое время эта скорость достигнута? Какой путь за это время пройден?
Задача 3. Натело движущееся с ускорением 4 м/с2 действуют силы 3 Н и 4 Н направленные на север и запад соответственно. Чему равна масса тела?
Задача 4. Рассчитатьускорение, которое получит тело массой 40 кг при столкновении с другим телом массой 200 кг ускорение которого равно 5 м/с2.
Задача 5. В цепь напряжением 220 В включены последовательно сопротивления 3 Ом и 19 Ом. Определите силу тока в этой цепи и падение напряжения на проводниках.
Задача 6. Два проводника сопротивлением 2 и 6 Ом соединены параллельно и подключены в цепь напряжением 12 В. Определите силу тока в каждом проводнике и общее сопротивление.
3 вариант
Задача 1. Машина проходит путь с разной скоростью. Первый участок со скоростью 100 км/ч за 2 часа, второй со скоростью 80 км/ч за 0,5 часа, третий со скоростью 90 км/ч за 1 час. Определить среднюю скорость.
Задача 2. Участок пути длиной в 1,0 км мотоциклист, двигаясь из состояния покоя, проходит с постоянным ускорением 0,8 м/с². За какое время этот путь пройден? Какова скорость в конце участка пути?
Задача 3. Натело движущееся с ускорением 10 м/с2 действуют силы 6 Н и 8 Н направленные перпендикулярно друг другу. Чему равна масса тела?
Задача 4. Рассчитатьускорение, которое получит тело массой 10 кг при столкновении с другим телом массой 50 кг ускорение которого равно 5 м/с2.
Задача 5. Два вольтметра включили в цепь последовательно. Один из них сопротивлением 2,5 Ом показывает 10 В, а второй - 60В. Каково сопротивление второго вольтметра?
Задача 6. По проводнику R1 сопротивлением 60 Ом проходит ток I1 силой 2 А. Какой силы ток I2 проходит по проводнику R2 сопротивлением 30 Ом, если он подключен параллельно к R1?
4 вариант
Задача 1. Автомобиль проходит путь с разной скоростью. Первый участок со скоростью 85 км/ч за 2 часа, второй со скоростью 70 км/ч за 0,5 часа. Определить среднюю скорость.
Задача 2. Участок пути длиной в 0,2 км тело, двигаясь из состояния покоя, проходит с постоянным ускорением 1 м/с². За какое время этот путь пройден? Какова скорость в конце участка пути?
Задача 3. Натело массой 10 кг действуют силы 30 Н и 40 Н направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?
Задача 4. Рассчитатьмассу тела движущегося с ускорением 2 м/с2 при столкновении с другим телом массой 50 кг ускорение которого равно 5 м/с2.
Задача 5. Два проводника сопротивлением 6 и 2 Ом соединены последовательно. Сила тока I на участке цепи равна 5 А. Чему равно полное напряжение U на этом участке и падение напряжения на сопротивлениях?
Задача 6. По проводнику R1 сопротивлением 25 Ом проходит ток I1 силой 4 А. Определить сопротивление второго проводника, если по нему проходит ток 2 А и он подключен параллельно к R1?
5 вариант
Задача 1. Машина проходит путь с разной скоростью. Первый участок со скоростью 100 км/ч за 2 часа, второй со скоростью 80 км/ч за 0,5 часа, третий со скоростью 90 км/ч за 1 час. Определить среднюю скорость.
Задача 2. Участок пути длиной в 1,0 км мотоциклист, двигаясь из состояния покоя, проходит с постоянным ускорением 0,8 м/с². За какое время этот путь пройден? Какова скорость в конце участка пути?
Задача 3. Натело массой 10 кг действуют силы 30 Н и 40 Н направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?
Задача 4. Рассчитатьускорение, которое получит тело массой 10 кг при столкновении с другим телом массой 50 кг ускорение которого равно 5 м/с2.
Задача 5. Два проводника сопротивлением 6 и 2 Ом соединены последовательно. Сила тока I на участке цепи равна 5 А. Чему равно полное напряжение U на этом участке и падение напряжения на сопротивлениях?. Задача 6. Два проводника сопротивлением 2 и 6 Ом соединены параллельно и подключены в цепь напряжением 12 В. Определите силу тока в каждом проводнике и общее сопротивление.
Вопросы к зачету по физике
1. Что изучает физика?
2. Что такое скорость?
3. Что такое ускорение?
4. Перечислите законы Ньютона.
5. Перечислите основные положения молекулярно – кинетической теории (МКТ).
6. Что такое диффузия? Приведите примеры.
7. Назовите виды механической энергии. Чем они отличаются?
8. Перечислите агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.
9. Что такое вакуум?
9. Какие электрические заряды вы знаете? Как они взаимодействуют?
10. Что такое электрический ток?
11. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
12. Нарисуйте схемы с последовательным и параллельным соединением сопротивлений.
10. Что такое дисперсия света, как она проявляется? Когда мы можем её наблюдать?
11. Объясните суть теории Планка.
Литература
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2011.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика Учебник для учреждений среднего профессионального образования. – М.,Форум, - 2017.
www.all-fizika.com – вся физика.
www.virtulab.net – виртуальные лабораторные работы.