федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования




«Вологодский государственный университет»

(ВоГУ)

 

 


 

 


АНАЛИЗ ПОВЕСТИ В. В. БЫКОВА «ВОЛЧЬЯ СТАЯ»

 


 

44.03.05 Педагогическое образование

Направленности (профили): Русский язык и литература

 

Форма обучения: очная

Институт истории и филологии

Группа: ПРиЛ-21

Студенты: Гусева Алина Андреевна, Наумова Ксения Александровна, Пильщикова Дарина Анатольевна

Преподаватель: Баранов Сергей Юрьевич

 

Вологда

2018 г.

Содержание.

Введение/Идейно-тематический уровень………………………….…………………………………………………………3
Поэтика заглавия/Временно-пространственная организация……………………………..........................4
Персонажный уровень……………………………………………………………………………………………………………………6
Сюжетный уровень/Характеристика сюжета………………………………………………………………………………..9
Языковой уровень…………………………………………………………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….13

 


Введение.

Когда в жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой и чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.
Василь Владимирович Быков – один из известнейших писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Такая приверженность одной теме определяется судьбой самого автора, прошедшего войну от начала до конца.
Участник Великой Отечественной войны, дважды раненый, воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии.
Повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться» поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ века. Его литературные труды переведены на многие языки мира и экранизированы.
Василь Владимирович Быков родился и вырос в Белоруссии в бедной семье. Он прекрасно рисовал, перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища – одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году в системе среднего образования отменяют стипендии, и, бросив учебу, Василь Быков ищет заработок.
Война застала Быкова на Украине: вначале он копал окопы, а затем семнадцатилетним добровольцем отступал с армией.
Быков принадлежит к поколению, почти полностью уничтоженному войной. Юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился двадцать один год, суждено было уцелеть.
Чингиз Айтматов сказал, что судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.

Идейно-тематический уровень.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, героизм, верность своему долгу – именно эти проблемы часто затрагиваются писателем.
На героев его произведений война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, – им еще и уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные сами себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению совести.
В повести «Волчья стая» Быков обращается к проблеме нравственного выбора человека на войне.
Идеей данного произведения является идея утверждения человечности как необходимой основы людских поступков.
Левчук, для которого вначале существовала единственная проблема: как увернуться от пули, потом, когда погибли его товарищи, когда пути к спасению были отрезаны, — какую выбрать смерть, вдруг встает перед жесточайшей необходимостью, во что бы то ни стало выжить. Во имя чего?
Цитата: «С какой-то еще не осмысленной надеждой он ухватился за эту кроху человеческой жизни и ни за что не хотел с ней расстаться… Этот младенец связывал его со всеми, кто был ему дорог, и кого уже не стало».
Превозмогая боль, Левчук пробирается через лесную чащу и болотистые места, мечтая о спасении мальчика.

Поэтика заглавия.

Заглавие произведения метафорично. Под «волчьей стаей» писатель подразумевает немцев – врагов, которые преследуют героев с жаждой расправы.
Цитата: «На берег из зарослей высыпала вся их хищная стая — десяток карателей в одинаковых маскировочных костюмах… Длинной чередой они растянулись по берегу и, оглядываясь по сторонам, бежали по его следу, готовые в любое мгновение разрядить в него свои автоматы».
Фашистская «стая», окружившая Левчука с малым за пазухой, ассоциируется в сознании читателя с голодной волчьей стаей, настигшей Колобова и Левчука.
Цитата: «Волки почувствовали беспомощность двух ослабевших людей и совсем осмелели. Пока Левчук с Колобовым неподвижно лежали на льду, они обошли их полукругом и закрыли проход вперед… Широко разойдясь по льду, но не приближаясь к людям, волки издали настороженно следили за ними».

Временно-пространственная организация.

Время в повести «Волчья стая» необратимо, так как протекает из прошлого через настоящее к будущему. Сюжет сопровождается ретроспективами, вводными (вставными) эпизодами.
Повествование начинается с приезда Левчука, главного героя произведения, в большой город. Он целиком погружен в прошлое: настоящее до такой степени чуждо Левчуку, словно б он сам Левчук - из другой жизни. Внешне отстранение оправдывается тем, что Левчук много лет жилв деревне, но писатель резко заостряет мотивацию, погружая героя в его память, в его прошлое. Герой движим страстным желанием отодвинуть настоящее.
Цитата: «Левчуку почему-то захотелось перенести на какое-то после и этот дом, и предстоящую встречу».

Пройдя привокзальную площадь «просторную, запруженную автомобилями», Левчук идет к нужному ему дому, где живет спасенный им тридцать лет назад Виктор Платонов.
Ожидая прихода хозяев, Левчук садится на скамейку «в глубине двора».
Цитата: «Мысли его то и дело возвращались к его давнему прошлому, к тем двум партизанским дням, которые в конце концов и привели его на эту скамейку». Затем повествование целиком переносится в прошлое.

Военное время. Действие происходит на Долгой Гряде. Небольшую группу партизан переправляют в безопасное место через неприкрытую гать. В Первомайскую бригаду на повозке отправляются: доходяга Тиханов, беременная радистка Клава Шорохина, ездовой Грибоед и раненый Левчук.
По решению Левчука партизаны пробираются через болото. На гати в это время слышаться выстрелы.
Утром, насквозь промокшие, они доходят до берега.
После этого в произведении наблюдается отступление. Левчук вспоминает, как в марте, год назад, он ездил в Кировскую бригаду за первой в отряде рацией.
Неподалеку от картофельного поля партизаны видят немцев и прячутся от них в ботве. От Тихонова «в сторону брызнула и рассыпалась по картофелю автоматная очередь». Его товарищи «прытко бросились назад, к дороге», а сам десантник погиб при обстреле.
Партизаны вернулись на опушку.
Далее в повесть включается эпизод довоенного времени. Левчук размышляет о нелегкой судьбе Клавы, вспоминая о ее мужчине, капитане Платонове, вместе с которым Левчук служил в Бресте.
Партизаны отправились в разведанное Грибоедом гумно.
Цитата: «Они не спеша, чтобы не оставить сзади радистку, сошли с соснового пригорка, обошли овраг, за которым вскоре набрели на лесную дорожку».
Время снова переносится в прошлое. Грибоед рассказывает о том, как потерял свою семью, своего сына Володьку. Действие происходило в деревне Выселки, где жил Калистрат. Имя Грибоеда впервые встречается именно в данном эпизоде.
Товарищи дошли до сожженной немцами деревни.
Цитата: «Они перешли неглубокий овражек возле кустарника, выбравшись из которого сразу увидели маленькое, в две постройки, гумно на пригорке возле ольшаника».
Клава рожает мальчика, и ожиданием «бульбочек» прошлое время сменяется настоящим.

Левчук сидит на скамейке, «перебирая в памяти разное из той давней истории». Он зримо представляет себе Виктора Платонова, размышляет о том, «кто он теперь? И какой он?».
Цитата: «Кем бы он ни был по специальности или положению, прежде всего должен быть человеком».
Воспоминания главного героя, прервавшись другими мыслями, продолжаются.

Сидя в токе, он видит немцев.
После долгой перестрелки Левчук «продрался через густое сплетение ветвей на опушке и взошел на хвойный пригорок».

Затем повествование переносится в настоящее время. Левчук звонит в дверь, но в квартире снова пусто. После того, как он спускается во двор и садится на скамейку, наблюдается вставка эпизода.

«Рождество в сорок третьем». Левчук вспоминает о том, как немцы убили его товарища Колобова на Заровском озере.

Глубокой ночью, когда все стихло, Левчук возвращается в гумно, где во ржи находит ребенка Клавы. Вместе с ним он отправляется искать, кто бы мог помочь малому.
С младенцем на руках Левчук пробирается через болото. Немцы с собаками идут по его следу, обстреливают болото, но, никого не заметив, уходят.
Левчуку удается избежать смерти и выбраться на берег. На дороге он встречает партизан. По приказу командира Левчук встает в строй, а новорожденного мальчика Кулеш отвозит в Кировскую бригаду.

На этом история Левчука о спасенном им Викторе Платонове заканчивается. Левчук поднимается на третий этаж и подходит к двери, «но теперь он услышал присутствие за ней людей и нажал кнопку звонка».

В повести события войны и встреча Левчука с Виктором движутся навстречу друг другу, но саму встречу, которая и должна была стать финалом произведения, Быков не изображает: писателю важно только то, что будущее живо, оно не анализируется. Такова логика Быкова.

Персонажный уровень.

Левчук – главный персонаж, в его образе воплощена основная проблема.
В начале повествования предстает перед нами пожилым человеком. Его портретную характеристику раскрывают другие персонажи – девочки, которые вызвались его проводить до нужного дома. От них мы узнаем, что у персонажа нет руки. Также в диалоге с ними Левчук выражает мысли автора касательно героизма на войне.

Цитата: «– Дядя, а у вас есть медали? У моего дедушки было шесть медалей.

– Шесть – это хорошо, – сказал он, избегая ответа на ее вопрос. – Значит герой был твой дедушка.

– А вы? Вы тоже герой? – забавно жмурясь от солнца, допытывалась меньшая.

– Я? Да какой я герой! Я не герой… Так…».

 

В этом отрывке Левчук с долей сожаления и смущения не находит, что ответить на вопрос девочки касаемо его боевых достижений. Из-за серьезного ранения и потери руки, ту часть войны, в которую другие могли получить награды, он работал ездовым.
Но суть геройства, по мнению автора, не в наградах, а поступках. Левчук приехал в этот город, чтобы увидеть мужчину, которого он спас, когда тот был еще новорожденным. Это настоящий героический поступок, который стоит дороже всех медалей.

 

Что позволило ему стать героем? Поступить благородно и самоотверженно? Очевидно, это нравственные ценности личности. Левчук по сути – это «автономный» человек перед необходимостью критического выбора. Законы войны суровы, на ней нет места состраданию и справедливости. Однако, даже находясь в смертельно опасном положении, герой спасает ближнего ценой собственной жизни. Это делает его подвиг еще более значимым. Чувства превосходства гуманности, самоотверженности и добра над звериной жестокостью войны ощутил в себе Левчук, находясь на краю гибели.

Также в «Волчьей стае» Василем Быковым показан один эпизод, сюжетно не связанный с основной линией повествования, но играющий значительную роль в раскрытии характера главного героя.
Однажды зимой сорок третьего года Левчук с раненым товарищем были окружены на льду озера волчьей стаей. Тогда Колобов предлагает Левчуку оставить его одного и пробраться в деревню за помощью. Согласившись, Левчук понял сразу, как только услышал выстрелы, что допустил непростительную ошибку. Бросившись назад, он не успел – немцы «вместо волков учинили свою расправу». Помня ту ночь, когда «за его жизнь заплатил собственной жизнью другой», помня о высокой ответственности человека перед людьми и перед самим собой за свои поступки, однажды Левчук вынесет на руках из грохочущего ада ребенка. А через тридцать лет герой, идя на встречу со спасенным, мечтает только об одном, чтобы он был «прежде всего… человеком».


В этом произведении основное внимание сфокусировано на внутренней борьбе и переживаниях героя. В процессе развития сюжета мы можем проследить динамику трансформации характера главного персонажа. Из умеренно циничного и снисходительного он становится более зрелым. Проходя через тяжелые испытания, герой не потерял в себе человека.

Кроме центрального героя Левчука, единственного, кто остался в живых и чьи воспоминания составляют основной сюжет произведения, на передний план выдвинуты три персонажа – Грибоед, Клава и Тихонов, в образах которых Быков показал простых советских людей, стойко и мужественно вынесших, пусть даже и ценою жизни, тяготы и испытания войны.


Калистрат Грибоед – ездовой бригады Левчука, мужчина сорока пяти лет.

Предположительно именование персонажа семантически значимо. Калистрат в переводе с греческого означает «хороший воин». Также это слово обозначает подвижника, готового принести себя в жертву другим.

Для раскрытия образа можно провести ассоциативную параллель с Платоном Каратаевым, персонажем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Их роднит крестьянское происхождение и трагичное отлучение от семьи. Жену и детей Грибоеда замучили на допросах, а его сына позже застрелили немцы. Вместе с тем схожи их взгляды на жизнь, готовность терпеливо вынести все удары судьбы. Оба этих человека, оказавшись в тяжелых условиях не изменили своим моральным принципам.

Цитата: «… летом ходил по-крестьянски босой».

 

Грибоед гораздо более жесткий человек по характеру, нежели Левчук. В начале повествования он ведет себя довольно сдержанно и беспристрастно, однако в ходе развития сюжета, мы узнаем о том, какое горе выпало на его долю. И как говорит сам Левчук, Грибоед смог пережить это частично через свою доброту. Также важным эпизодом, демонстрирующим его потаенные душевные качества, является рождение Клавой ребенка. Мы можем застать сурового и бесстрашного мужчину в волнении о новой жизни и молодой матери.

Его лицо простодушное и вместе с тем исполненное печальной решимости измученного горем человека, готового вынести все тяготы нескончаемой войны.


Клава Шорохина – отрядная радистка.

Имя Клавдия является женской формой мужского имени Клавдий. Имя происходит от латинского корня «claudus», означающего «хромать». В произведении встречается исключительно в неполной форме, что скорее всего заостряет внимание на юном возрасте.
Клава в этом произведении – голос всех женщин войны. Ее точный возраст в повести не указан, но по косвенным признакам можно полагать, что на момент происходящих событий ей 20-25 лет. Она молодая москвичка, которая сознательно пошла работать радисткой на войну. Этот самоотверженный шаг уже характеризует ее смелую девушку. Помимо этого, вначале Клава, находящаяся в положении, отказывается от предложения начштаба уехать в тыл, желая продолжить свою работу. В пути она стойко и терпеливо вынесла все трудности, не сетуя на свою трудную судьбу. Даже оказавшись в подобном положении из-за погибшего возлюбленного, она не теряет любви и уважения к нему.

В образе присутствует явная недосказанность, он формируется в основном через отношение к ней других персонажей. Несмотря на легкую снисходительность Левчук и Грибоед относятся к ней не просто с некоторым трепетом, как к хрупкой девушке, но и с уважением. Это характеризует ее не просто как женщину, а как бойца в их глазах. Она не пытается вызвать к себе жалость и держится наравне с мужчинами.

 

В воспоминаниях главного героя предстает в амплуа юной и беззаботной девушки. Левчук привез ее из Кировской бригады. В их первую встречу радистка произвела на него сильное впечатление, и он относился к ней с трепетностью и осторожностью. Он не мог понять, влюблен в нее или нет. Позже она стала возлюбленной начштаба Платонова, и из уважения к нему Левчук забыл о своих чувствах.

 

На момент повествования Клава ждет ребенка от Платонова, погибшего из-за предательства своего партизана.

Тихонов – десантник.
Фамилия Тихонов не имеет этимологической связи со словом «тихий», что могло бы ассоциативно работать как способ прямого изображения. Тем не менее, имеет место предположение о наглядно-демонстративном характере фамилии «молчаливого героя».

Был ранен в голову. С начала повествования почти не приходил в сознание и не взаимодействовал с остальными героями, поэтому его образ раскрыт слабо. Становится действующим лицом лишь в момент конфронтации с немцами. Рискую жизнями товарищей он тем не менее подставляется под пули и погибает. Левчук осудил его за желание избавиться от страданий, подставив остальных. Но все же со временем понимает его намерение, и то, как он спас их, освободив от себя, тяжело раненого солдата.

 


Сюжетный уровень.

Повесть начинается с того, что Левчук, уже немолодой человек, прибывает с поезда в незнакомый город. Он добирается до улицы Космонавтов, чтобы встретиться с мужчиной, Виктором Платоновым, которого, как мы узнаем впоследствии, Левчук спас, когда тот был еще младенцем.

Постучавшись в дверь квартиры Платонова, Левчук не получает ответа, а вышедшая на лестничную площадку соседка предполагает – хозяев «нет дома… Наверно, пошли куда в город». Левчук все же решает дождаться Виктора, выходит на улицу, присаживается на скамейку и начинает вспоминать события из давнего прошлого, из-за которых он, собственно, здесь и оказался.

 

Великая Отечественная война. Группа партизан, состоящая из тяжело раненного Тихонова, находящейся на последнем месяце беременности радистки Клавы, сопровождающего Грибоеда и Левчука, отправляется в безопасное место. Чудом избежав смерти, выбрав дорогу через болото, партизаны неожиданно сталкиваются с немцами. В этом столкновении погибает Тихонов, оставшаяся же уцелевшая группа партизан ищет, где можно передохнуть, так как отдых им всем необходим, особенно Клаве, которая вот-вот должна родить.

Вскоре они перебираются в сожженную немцами деревню, где располагаются в сохранившемся гумне. Здесь Клава рожает мальчика. Неожиданно наступают немцы, и партизанам снова приходится вступить в бой. В неравной схватке погибает Грибоед, умирает и Клава, в живых остается только Левчук, который спасает новорожденного младенца.


Психологическое состояние Левчука, мотивировка его поступка объясняется такими словами: «Все, кто был поручен ему в этой дороге, один за другим погибли, остался лишь этот никому не известный и, наверное, никому не нужный малый. Бросить его было проще простого и не перед кем не отвечать за него, но именно по этой причине Левчук и не мог его бросить. Этот младенец связывал его… с Клавой, Грибоедом, Тихоновым и даже Платоновым. Кроме того, он давал обоснование его страданиям и оправдание его ошибкам. Если он его не спасет, тогда к чему эта его ошалелая борьба за жизнь?».
Этот поступок Левчука его «звездный час».
Цитата: "Тогда... он выложился весь, может даже превзошел себя, и на другой раз у него просто бы не хватило пороха".


Левчук с большим трудом пробирается через болото, выходит из фашистского окружения и передает спасенного малыша в руки встреченных им партизан, чтобы те обеспечили ему безопасность. Мужчина размышляет о дальнейшей жизни новорожденного и мечтает, чтобы в будущем Виктор стал настоящим гражданином.


И вот, спустя тридцать лет, Левчук стоит у квартиры того самого спасенного мальчика, теперь уже взрослого мужчины, Виктора Платонова, и, «забыв снять кепку, поворачивает ручку двери».

 

Характеристика сюжета.

Фабульная линия не совсем совпадает с сюжетной. Фабульная цепочка будет выглядеть таким образом:

 

  • Экспозиция – Левчук на войне;
  • Завязка – ранение Левчука, отправление группы партизан в Первомайскую бригаду;
  • Кульминация – нападение немцев, спасение младенца;
  • Встреча Левчука с повзрослевшим Виктором.

Стоит отметить, что повесть не имеет развязки, у нее открытый финал, то есть по характеру авторской концепции произведение является амбивалентным.


Если говорить о способе освоения внутреннего мира произведения, то сюжет является центростремительным, он выделяет переломные ситуации, показывает их крупным планом.


По композиции сюжет является многолинейным, потому как в произведение включены дополнительные сюжетные линии:

 

· История о поездке Левчука за первой рацией в Киевскую бригаду;

· История Клавы: ее роман с капитаном Платоновым, предательство Кудрявцева;

· История Грибоеда о потере дома и всей его семьи: жены, дочерей, единственного и любимого сына Володьки;

· История о смерти Колобова на Заровском озере.

 

 


Языковой уровень.

Речевые характеристики в повести разнообразны. Быков часто смешивает жаргонизмы, военную лексику и местную.
Цитата: «У меня самого СВТ (марка автомата) в варивне под стрехой, если что, я его (немца) враз шпокну».

 

Речь одного из главных героев, Грибоеда, стилистически окрашена. Он общается с ярко выраженным белорусским акцентом, например:

 

· «Влезли, як дурни якия. Як теперь вылезем?»;

· «Ды ужо километры два»;

· «Ды не очень. Вунь за соснячком ров, ручей гэты. Затем растряроб... Жито там».

 

Благодаря этому, образ героя становится ярче, читатель воспринимает персонажа как простого добродушного человека.


В тексте произведения упоминается множество названий военной техники: винтовка, автомат, парабеллум, ППШ (пистолет-пулемет Шпагина).

Привлекает внимание словосочетание «могилевская губерния».
Цитата: «За время своей партизанской жизни он привык поступать, непосредственно исходя из обстановки, а не держаться, как слепой тына, какого-то плана, через который недолго оказаться в могилевской губернии и еще потащить за собой других».

Вполне понятно, что могилевская губерния здесь не административно-территориальная единица. Слово «Могилев» созвучно со словом «могила», а следовательно «оказаться в могилевской губернии» - умереть.

 

Описания природы в повести очень скупы и сопровождаются точными деталями. Столь же функционально и применение метафор: «Грибоед и сын все ближе подъезжали к своей беде», «надежда таяла как льдинка во рту».

 


Заключение.

Война – это потери, боль, кровь, пот, израненные души и тела. Но даже война не может убить в человеке человеческого. Поначалу Левчук уверен – доброта на войне совсем не нужна, но в итоге именно доброта делает его героем. В образе Левчука Быков раскрывает черты настоящего русского солдата, способного пройти немало тяжелых испытаний ради спасения ближнего.

Повесть «Волчья стая» позволяет читателю окунуться во времена Великой Отечественной войны, пережить вместе с героями два страшных партизанских дня. Василь Быков пишет о войне с присущей ей жестокостью, которую испытал сам, будучи солдатом.

В произведении нет пафоса, наигранности и красивой картинки. Здесь ужасающая реальность: немцы – стая голодных волков, пожар, смерть, предательство, потеря близких. Выхода нет. Есть только одна дорога. На врага. И неважно, что будет дальше.
Лишь бы выдержать, отстоять Родину.

Остаться человеком в таких обстоятельствах крайне трудно, но именно к этому призывает Василь Быков, талантливый писатель, написавший произведение, потрясшее до глубины души.

 


Список литературы.

1. Быков, В.В. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3 («Волчья стая»)/ Москва: Молодая гвардия, 1985.
2. Шагалов, А. А. Василь Быков: Повести о войне/ Москва: Художественная литература, 1989.

3. Гимпелевич, З. Василь Быков: Книги и судьба/ 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: