Том дипломных работ.
■ '
1. Порядок эй пол иония и утверждения задания на дипломную работу
ИоуЧНЫЙ руководитель формулирует для студента задание на диплом-
ную работу, ив оеяооо которого он пишет план дипломной работы, согласо-
вывает ото с научным руководителем и, при необходимости, с научным кон-
сультантом. Окончательный вариант задания на дипломную работу с подпи-
сью студента, научного руководителя и, при необходимости, научного кон-
сультанта передается на утверждение заведующему кафедрой.
Для облегчения процесса составления плана дипломной работы следу-
ет отметить, что в параграфах первой главы этого плана, характеризующей
теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы, как правило,
всегда исследуется сущность (или пбнятие) поставленной проблемы и мето-
ды (модели, показатели) позволяющие изучить данную проблему. Кроме
вышеперечисленных аспектов в первой главе дипломной работы могут быть
изучены: виды, роль, этапы, функции и особенности исследуемой проблемы;
факторы, влияющие на изучаемую проблему; принципы и нормативно-
правовые акты, регулирующие изучаемую проблему; и др.
Материал второй главы должен содержать анализ основных аспектов
объекта исследования, раскрывающих тому дипломной работы на примере
иыбрвнного объекта нсследовпнив.
Материал третьей главы должен включать основные направления ре-
шении проблем, выявленных при анализе объекта исследования.
При составлении плана дипломной работы могут быть допущены
ошибки, К наиболее частым ошибкам следует отнести:
I. Содержание главы исходящее из ее названия, не раскрыто (следует
И1 нп'нншия параграфов).
2. Совпадение названия главы и названия параграфа в ней.
|
3. Материал параграфа выходит за рамки главы, в которой данный па-
раграф находится.
4. Слишком общая тема, которую невозможно раскрыть в рамках ди-
пломной работы - тема требует конкретизации.
5. В названии второй и (или) третьей главы не указано конкретное
предприятие.
6. Материал одного параграфа главы является составной частью мате-
риала другого параграфа той же главы.
7. Тема дипломной работы не удовлетворяет требованиям, предъявляе-
мым к дипломным работам по финансовому менеджменту.
8. Грамматические или орфографические ошибки.
9. Некорректность формулировок.
10. Непоследовательное изложение материала.
11. Отсутствует творческая часть работы, включающая совершенство-
вание, развитие объекта исследования.
12. В названии второй и (или) третьей главы пропущена часть фразы
«предприятия на примере». Ошибка может появиться, когда в названии темы
присутствует данный объект исследования (предприятие, кредитная или
страховая организация).
13. Название параграфа или главы выходит за рамки темы дипломной
работы.
14. Наличие только одного параграфа в главе.
15. Первая и (или) вторая глава (основные главы дипломной работы)
содержат менее трех параграфов.
16. Задание заполнено не полностью.
17. Совпадение материала в параграфах из разных глав.
18. Сокращение слов в задании (не допускается).
19. Тема дипломной работы не раскрыта.
20. Отсутствует общая характеристика предприятия (кредитной или
страховой организации) - п. 2.1. Ошибка может появиться, когда в названии
темы присутствует данный объект исследования (предприятие, кредитная
или страховая организация).
|
2. Рецензия
В рецензии обязательно указывают название, автора и вид рецензируе-
мой работы, актуальность и практическая значимость темы, краткое содер-
жание и основные положения рецензируемой работы,-общая оценка работы,
недостатки и выводы рецензента.
к |
'■^
Р^^Й^УВажным элементом рещ, ЯВЛЯЮТСЯ ОТМвЦОИИЫС рецензентом не-
аЙостатки работы (как правило, перечисляется 2-3 ОвН'ОвНЫХнедостатка). В
качестве часто встречающихся недостатков ДИПЛОМНОЙ' МвртЬ! (перечислен-
ных в порядке уменьшения степени их серьезности) МОЖНО НЫВйть:-
1. Отсутствие точки зрения автора по теоретическим Й'методическим
аспектам темы и (или) по проведенному анализу состояния и ДИНвмйки пока-
зателей характеризующих объект исследования.
2. Незначительная практическая ценность работы.
3. Изучение не всех основных аспектов темы исследования.
4. Наличие незначительной взаимосвязи между проблемами, выявлен-
ными в аналитической главе и рекомендациями по их устранению, представ-
ленными в третьей главе.
5. Не применение в аналитической части работы основных методов
(показателей) изученных в теоретической части.
6. Отсутствие анализа мер по управлению изучаемого явления или про-
цесса на объекте исследования.
7. Отсутствие в работе самостоятельных, интересных и оригинальных
решений.
8. Отсутствие ясности, четкости, последовательности и обоснованности
изложения.
9. Отсутствие изучения (анализа) особенностей исследуемой проблемы
или объекта.
|
10. Отсутствие детального изучения (анализа) основных теоретических
и методологических (или практических) аспектов проблемы.
11. В теоретической части работы отсутствует обобщение и системати-
зация информации, материал представлен исключительно в виде цитат.
12. В работе необоснованно много внимания уделяется теоретическим
и методическим аспектам изучаемой проблемы.
13. Незначительное количество изученных источников периодической
литературы, посвященных исследуемой проблеме.
14. Незначительное количество (отсутствие) изученных нормативно-
правовых актов и последних источников специальной литературы, посвя-
щенных исследуемой проблеме.
Написать рецензию на дипломную работу по специализации «финансо-
вый менеджмент» может любой дипломированный сотрудник финансово-
экономических служб любой организации. На рецензии должна быть под-
пись этого сотрудника, его должность и печать организации, в которой он
работает. Идеальным рецензентом является начальник экономического (фи-
нансового) отдела или генеральный директор организации, являющейся объ-
ектом исследования дипломной работы.
• ',' ' ■
3. Доклад для защиты дипломной работы перед государственной
аттестационной комиссией
Доклад включает обращение к присутствующим, предполагает демон-
страцию актуальности исследования, раскрывает цель исследования, его за-
дачи, теоретические выводы, характеристику объекта исследования, практи-
ческие выводы, направления решения поставленной проблемы, вывод по ра-
боте в целом.
Обращение к присутствующим предполагает примерно следующую
речь: «Уважаемый Председатель! Уважаемые члены Государственной атте-
стационной комиссии! Уважаемые присутствующие!». После окончания док-
лада говорится: «Спасибо за внимание!».
Актуальность отражает важность и необходимость изучения постав-
ленной проблемы в настоящий момент времени.
Цель дипломной работы может быть сформулирована следующим об-
разом: «изучение теоретических и практических аспектов (название темы в
соответствующей грамматической форме) на примере (название предпри-
ятия) и предложение направлений по его совершенствованию».
Каждый теоретический вывод, сделанный в дипломной работе, должен
содержать системное обобщение теоретических положений отечественных и
зарубежных ученых по изучаемой проблеме, оценку качества и практической
ценности методов экономических исследований для решения поставленной
проблемы. В докладе обязательно должна быть точка зрения автора, жела-
тельно присутствие элементов научной новизны.
I Характеристика объекта исследования (предприятие, банк или др. объ-
ект) включает:
1. Основные виды деятельности объекта.
2. Положение на рынке (его место среди конкурентов).
3. Размер объекта, зависящий от: среднегодовой численности персона-
ла; годовой выручки, среднегодовой стоимости основных производственных
фондов.
4. Анализ текущих значений и динамики ключевых показателей объек-
та.
Практические выводы содержат информацию о состоянии и динамике
объекта(ов) исследования, отражают проблемы и негативные тенденции на
анализируемом объекте.
Если какие-то аспекты поставленной проблемы (как в теории, так и на
практике) не исследованы (не решены, не проанализированы), об этом необ-
ходимо сообщить, приведя причины возникновения подобной ситуации.
Рекомендации по совершенствованию деятельности объекта исследо-
вания должны быть основаны на выявленных проблемах объекта и содержать
змг "'ЯИНННИН^.'
ЪгШ& экономической эффективк,'И рОКОМОНДОВйИНЫХ мероприятий, а не
■госить общетеоретический характер. БоЛЬШИНОТВО рекомендаций (за исклю-
чением 2-3 основных) просто перечисляются, без представления подробной
схемы действий по их реализации.
Основное внимание в докладе уделяется полученным научным.резуль-
татам, разработанным предложениям и выводу по работе в целом. "Результа-
ты и выводы должны иметь значение для дальнейших исследований вопро-
сов темы дипломной работы и определения взаимосвязей этих вопросов с
особенностями современного этапа развития конкретного сектора рыночной
экономики (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг).
Продолжительность доклада на заседании ГАК - не более 10 мин. Од-
нако, как правило, доклад составляется примерно на 5-7 минут.
Если подготовлен раздаточный материал или презентация, то в тексте
доклада должны быть ссылки на номера таблиц и рисунков в раздаточном
материале, представленном комиссии. Количество экземпляров раздаточного
материала должно соответствовать количеству человек в комиссии.
При защите дипломной работы студент должен показать глубокие зна-
ния по исследуемой теме, свободно, без чтения текста доклада оперировать
данными исследования, вносить обоснованные предложения и уверенно от-
вечать на поставленные вопросы и замечания рецензента, председателя и
членов государственной аттестационной комиссии.
4. Презентация
Презентация - это процесс представления иллюстрированного мате-
риала (текст, рисунки, графики, фотографии), оформленный в виде мульти-
медийных ссылок к докладу дипломной работы на защите в государственной
аттестационной комиссии (ГАК). Презентации разрабатываются в редакторе
Ро\уег Ронй и представляются с помощью электронной проекционной систе-
мы.
По содержанию доклада разрабатывается сценарий презентации. Нали-
чие сценария сопровождения речевого доклада позволяет отобрать сжатый
текстовый материал и иллюстративные схемы моделей, технологий, по-
следовательности вывода формул, содержательные алгоритмы, таблицы, гис-
тограммы и т.п.
Наглядный иллюстративный материал оформляется в виде компьютер-
ных слайдов. Каждый лист (слайд) должен иметь крупный заголовок, разли-
чаемый аудиторией с большого расстояния (10-15 метров), а шрифт в предла-
гаемых таблицах и графиках не должен быть излишне мелким.
Технология презентации включает:
1. Планирование презентации: определение содержание выступления и
последовательности изложения, разработка сценария презентации.
2. Подготовка презентации: работа с текстом выступления, определе-
ние последовательности подачи материала, отбор визуальных вспомогатель-
ных средств и иллюстраций, определение порядка их использования по тек-
сту доклада, выбор способов обеспечения и требований к качеству аудио и
видео средств иллюстрации.
3. Пробное проведение презентации: оценка места проведения презен-
тации, репетиция презентации, оценка качества доклада и презентации иллю-
стративного материала.
Во время презентации не следует предоставлять весь возможный мате-
риал, следует ограничиться наиболее важным материалом. При наличии воз-
можности таблицы желательно представить в виде графиков.
При проведении презентации не нужно подробно излагать содержание
предоставленного материала, достаточно высказать основные выводы, со-
держащиеся в данном материале.
Приложение №1
Образец написания теоретического параграфа дипломной работы
1.1. Понятие внеоборотных активов предприятия*
Современная система планирования, финансирования, учета и отчетно-
сти предприятий и хозяйственных организаций должна учитывать степень
ликвидности их активов. В отличие от оборотных активов внеоборотные ак-
тивы представляют собой менее ликвидные активы.
По мнению И.А. Бланка «внеоборотные активы - это совокупность
имущественных ценностей предприятия, многократно участвующие в про-
цессе его хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию исполь-
зованную стоимость частями». Он относит к ним имущественные ценности
(активы) всех видов со сроком использования более одного года и стоимо-
стью свыше 15 необлагаемых налогом минимального размера оплаты труда
граждан(7,С.381).
По мнению А.А.Фирсовой «внеоборотные активы представляют собой
совокупность материально - вещественных ценностей, созданных общест-
венным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неиз-
менной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовлен-
ную продукцию по частям по мере износа» (34, С. 820).
Г.Б.Поляк для определения внеоборотных активов использует понятие
основной капитал, к которому он относит часть финансовых ресурсов (собст-
венного и заемного капитала), инвестированных для приобретения или соз-
дания основных фондов и нематериальных активов (интеллектуальной соб-
ственности) (36, С. 222).
А.Д. Шеремет также говорит о том, что понятия «внеоборотные акти-
вы» и «основной капитал» тождественны. Он не Дает конкретного определе-
ния для основного капитала, но говорит о том, что в его состав входят основ-
ные средства, а также незавершенные долгосрочные инвестиции, нематери-
альные активы и новые долгосрочные финансовые вложения (39, С. 53).
В.В. Щиборщ, также как и Г.Б. Поляк и А.Д. Шеремет использует для
определения внеоборотных активов понятие основной капитал. Он говорит о
том, что динамика основного капитала показывает режим воспроизводства
производственного потенциала предприятия в рамках инвестиционного цик-
ла. Производственный потенциал - это капитальная инфраструктура пред-
приятия, в рамках которой происходит процесс текущей хозяйственной дея-
тельности и кругооборота средств. В этой связи, считает В.В. Щиборщ, чем
* В качестве образов использован параграф дипломной работы натеку «Управление внеоборотными акти-
вами предприятия» Ледневой Дианы Александровны (выпуск: лето 2007г.)- научный руководитель: Маиу-
шинДВ.
выше производственный потенциал предприятия, тем больше максимально
возможный объем производства (4.1, С. 54).
По мнению М.Н. Крейниной неликвидность внеоборотных активов это
не недостаток, а присущий внеоборотным активам характер функциониро-
вания, характер участия в циклах деятельности предприятия. По ее мнению
внеоборотные активы - это часть имущества оборачивающегося в течение
периода, превышающего 12 месяцев. Иными словами, превращение стоимо-
сти этой группы активов в денежные средства происходит по частям, посте-
пенно, в течение длительного времени (19, С.214).
И.Т. Балабанов считает, что внеоборотные активы представляют собой
средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процес-
се, не изменяя при этом свою вещественно - натуральную форму. Он выде-
ляет следующие этапы жизненного цикла внеоборотных активов: поступле-
ние - участие в производственном процессе - перемещение внутри предпри-
ятия - ремонт - сдача в аренду - инвентаризация - выбытие (6, С. 126).
Н.В.Колчина к внеоборотным активам относит материальные ценно-
сти, используемые в качестве средств труда при производстве продукции,
выполнении работ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12
месяцев их полезного использования. Срок полезного использования - это
период, в течение которого использование объекта основных средств призва-
но приносить доход организации или служить для выполнения целей дея-
тельности организации (38, С. 98).:•'■ ^
С Н,В. Колчиной согласны А.Е. Суглобов и Ю.А- Бабаев (31, С. 295; 9,
С. 137)..'
И.А. Бланк, Г.Б. Поляк, В.В. Щиборщ, А.М.Ковалева, ПЛ. Шуляк,
М.Н. Крейнина, И.Т. Балабанов, Н.В. Колчина, А.Д. Шеремет, А.А.Фирсова
(7; 36; 41; 37; 40; 19; 6; 38; 39; 34) утверждают, что внеоборотные активы пе-
реносят свою стоимость на готовую продукцию по мере износа. А процесс
перенесения стоимости внеоборотных активов на производимую продукцию
называется амортизацией. Амортизация осуществляется для накопления де-
нежных средств с целью последующего восстановления или воспроизводства
внеоборотных активов.
Скорость утраты внеоборотными активами своих первоначальных
функциональных свойств под воздействием физического и морального изно-
са, а соответственно и уровень интенсивности их обновления, во многом оп-
ределяются индивидуальными условиями их использования в процессе дея-
тельности предприятия. В соответствии с этими условиями индивидуализи-
руются и нормы амортизации различных видов внеоборотных активов. Эта
индивидуализация норм амортизации, определяющая уровень интенсивности
И
новления отдельных групп внеоборотных активов, характеризует аморти-
зационную политику предприятия.
Существуют следующие принципы организации внеоборотных активов
предприятия:
определение оптимальной потребности предприятия во внеоборотных
активах (расчет потребности предприятия во внеоборотных активах на пред-
стоящий период способствует экономии денежных средств, целесообразно-
сти вложений в их приобретение);
содержание на предприятии необходимого количества внеоборотных
активов (поддержание на предприятии необходимого объема внеоборотных
активов способствует обеспечению бесперебойности производства);
эффективное использование предприятием имеющихся внеоборотных
активов (реализация данного принципа будет способствовать увеличению
объемов производства, как следствие увеличению выручки, соответственно
улучшению показателя фондоотдачи);
определение методов приобретения внеоборотных активов предпри-
ятием (внеоборотные активы могут быть приобретены в собственность или
арендованы);
определение оптимальной потребности в обновлении или приобрете-
нии дополнительных внеоборотных активов, то есть расширении производ-
ственного потенциала предприятия.
Соблюдение данных принципов организации внеоборотных активов в
процессе управления ими способствует повышению качества технической
оснащенности предприятия, повышению производительности труда, беспе-
ребойности производства. Эффективное использование предприятием
имеющихся внеоборотных активов способствует увеличению объемов про-
изводства, сокращению себестоимости продукции, увеличению выручки и
прибыли, а соответственно улучшению показателей рентабельности и фон-
доотдачи.
Изучив работы И.А.Бланка, Г.Б.Поляка, В.В.Щиборщ, А.М.Ковалёвой,
П.Н.Шуляка, М.Н.Крейниной, И.Т.Балабанова, Н.В.Колчиной, А.Д.Шеремет,
А.А.Фирсовой (7; 36; 41; 37; 40; 19; 6; 38; 39; 34) и других ученых, автор вы-
деляет следующие особенности внеоборотных активов, отличающих их от
оборотных активов:
внеоборотные активы в отличие от оборотных активов являются наи-
менее ликвидными средствами предприятия, так как их трудно реализовать с
целью получения денежных средств;
внеоборотным активам присущ длительный характер использования, а
оборотные активы находятся в постоянном цикле превращения, переходя из
одной формы в другую в течение одного оборота; внеоборотные активы, уча-
ствуя в нескольких производственных циклах, не исчерпываются полностью
в одном кругообороте средств. Оборотные средства используются один про-
изводственный цикл и представляют те активы, которые по окончании про-
цесса сбыта, превращаются опять в денежные средства или при необходимо-
сти будут проданы в пределах одного года;
процесс воспроизводства внеоборотных активов происходит в рамках
инвестиционного цикла в отличие от оборотных активов, которые циркули-
руют в финансовом цикле;
отличие от оборотных активов, которые не изнашиваются и полностью
переносят свою стоимость на готовую продукцию в течение каждого опера-
ционного цикла, внеоборотные активы подвержены износу и переносят свою
стоимость на готовую продукцию по мере износа.
Одним из основных способов поступления внеоборотных активов в ор-
ганизацию являются капитальные вложения, которые подразумевают приоб-
ретение внеоборотных активов за плату, создание активов, либо расширение,
реконструкция, техническое перевооружение предприятия. Также внеобо-
ротные активы могут поступать в организацию при передаче учредителями,
акционерами в счет вклада в уставный капитал; путем безвозмездного полу-
чения; путем долгосрочной аренды.
Таким образом, следует сделать вывод, что внеоборотные активы - это
средства труда предприятия, которые участвуют в хозяйственном процессе в
течение длительного периода, превышающего 12 месяцев, при этом, не изме-
няя свою натурально — вещественную форму и переносящие свою стоимость
на готовую продукцию по мере износа. Основными особенностями внеобо-
ротных активов являются то, что они являются наименее ликвидными акти-
вами предприятия, им присущ длительный характер использования, они пе-
реносят свою стоимость на готовую продукцию по мере износа. С целью на-
копления денежных средств для последующего обновления своих внеобо-
ротных активов, которые утратили свои функциональные свойства полно-
стью или частично, предприятию необходимо начислять амортизацию. Эф-
фективное использование внеоборотных активов и качественное управление
ими способствует улучшению значений коэффициентов рентабельности и
фондоотдачи, которые характеризуют целесообразность использования дан-
ных внеоборотных активов в производстве.
иг (
щг Приложение №2
Образцы основных элементов аналитической главы дипломной работы
Образцы анализа основных финансовых коэффициентов представлены
в табл. 1.
Таблица 1.
Образцы анализа основных финансовых коэффициентов ОАО <о>
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Коэффициент текущей ликвидности Норматив: от 1 до 2 | 0,81 | 1,21 | 1,42 |
Коэффициент автономии Норматив: > 0,5 | 0,28 | 0,40 | 0,37 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Среднеотраслевое значение: 1,5 | 0,72 | 0,98 | 0,91 |
Коэффициент рентабельности активов Среднеотраслевое значение: 10% | 1,23% | 7,74% | 1,50% |
Коэффициент текущей ликвидности в течение двух последних анали-
зируемых периодов выше нижнего нормативного значения, и имеет непре-
рывную тенденцию к увеличению, так если на начало рассматриваемого пе-
риода на 1 рубль краткосрочных пассивов приходится 0,81 руб. оборотных
средств, то на конец периода это значение равно 1,42. Поэтому следует от-
метить, что на настоящий момент (2007 г.) текущих активов достаточно для
погашения всехтекущих обязательств.
Коэффициент автономии в течение всех рассматриваемых периодов
ниже нормативного значения. Это свидетельствует о том, что собственный
капитал ОАО «» ниже суммы заемного капитала, и не достаточен для созда-
ния необходимой финансовой устойчивости. При этом на ОАО «» тенденция
изменения данного коэффициента в целом благоприятная и ведет к повыше-
нию независимости от внешних инвесторов.
Анализ коэффициента оборачиваемости оборотных активов показы-
вает, что, несмотря на общую благоприятную тенденцию увеличения этого
коэффициента, он в течение всех анализируемых периодов не превышает
значение 0,98. Это свидетельствует о том, что полный кругооборот оборот-
ных активов происходит за срок более 1 года. Учитывая, что среднеотрасле-
вые значения коэффициента оборачиваемости оборотных активов в период
2005 г. по 2007 год близки к 1,5, можно заключить, что все значения коэффи-
циента являются не удовлетворительными и свидетельствуют о не эффектив-
ном управлении оборачиваемостью оборотных активов на предприятии.
Анализ коэффициента рентабельности активов показывает, что его со-
стояние в динамике лет в целом улучшилось, так в 2005 г. предприятие на 1
рубль своих активов получало 0,0123 рублей чистой прибыли, а в 2007 г. на 1
рубль вложенных средств приходилось 0,015 рублей чистой прибыли. При
этом в 2006 году наблюдалось значение близкое к среднеотраслевому значе-
нию: 7,74%. Таким образом, несмотря на то, что предприятие более эффек-
тивно использует свои активы, оно еще не достигло приемлемого уровня
управления ими.
Образцы анализа фактических и плановых показателей объема реали-
зации представлены в табл. 2
Таблица 2.
Образцы анализа фактических и плановых показателей
объема реализации ОАО«»,тн.
Наименование продукции | 2005 г. план | 2005 г. факт | 2006 г. план | 2006 г. факт | 2007 г. план | 2007 г. факт | 2008 г. план |
Синтетиче- ские моющие средства | 50 250 | 48 556 | 54 500 | 45 055 | 53 760 | ||
Жидкие мою- щие средства | 24 600 | 19 359 | 25 400 | 30 346 | 35 800 | 36 907 | 45 260 |
Туалетное мыло | 19 350 | 24 550 | 17 753 | 19 550 | 13 997 | 14 460 | |
Хозяйственное! мыло | 4 000 | 3 500 | 7 028 | 5 803 | 6 550 | ||
Свечи | 3 500 | 2 519 | 4 050 | ||||
Продукция технического назначения | 15 050 | 13 206 | 20 550 | 14 390 | 14 660 | 19 553 | 26 500 |
Итого: | 116 750 | 101 325 | 132 550 | 115 853 | 133 210 | 147 930 |
Плановые и фактические показатели с каждым годом увеличиваются,
это объясняется тем, что ОАО «» выполняет поставленные цели по завоева-
нию отечественного рынка бытовой химии и технической продукции. Так
если на начало анализируемого периода план объема реализации составлял
116 750 т., а факт 101 325 т., то к 2006 г. планируемый показатель увеличился
на 14%, а фактический на 18%. Как видно из таблицы 2 абсолютные значения
планируемого объема реализации превышают фактические. Отклонение ито-
говых значений плана 2005 года от факта 2005 года составляет 13%, в 2006
году отклонение составило 12%, в 2007 году: 10%. Таким образом, отклоне-
ние плановых значений от фактических невелико, что свидетельствует об
15 '■
эффективной работе планово-экономического отдела ОАО «». При этом на-
блюдается благоприятная тенденция по уменьшению отклонения плановых
показателей от фактических, что свидетельствует о повышении эффективно-
сти работы планово-экономического отдела ОАО «». Постатейный анализ
плановых и фактических показателей по видам продукции представлен ниже.
Образец оценки вероятности наступления событий и их приоритетно-
сти представлен в табл. 3.
Таблица 3
Образец оценки вероятности наступления событий
и их приоритетности ОАО «», %
№ | Наименование события | Эксперты | Сред- няя, V; | При- ори- тет, Р; | ||
1. | Появление конкурента | |||||
2. | Риск утраты имущества в результа- те транспортной аварии | |||||
3. | Риск утраты имущества в результа-, те пожара | 0,01! | 0,05 | 0,02 | 0,0267 |
Оценка вероятности появления конкурента показывает, что, по мнению
экспертов, в следующем году конкурент; или конкуренты, скорее всего, поя-
вятся. Оценка важности этого события для деятельности ОАО «» в целом не
высока, так как основная часть продукции предприятия является эксклюзив-
ной Кроме того, вероятность, что конкуренты установят аналогичные по ка-
честву связи с администрацией города и другими контрагентами очень низка.
Доля продукции ОАО «», с которой они могут конкурировать, по оценкам
экспертов, (составляет не более 25%. Таким Образом, необходимо количест-
венно оценить предполагаемый уровень воздействия этого фактора внешней
среды по каждому направлению деятельности ОАО «» и определить потен-
циальные проблемы, которые могут возникнуть у предприятия при реализа-
ции продукции, которую смогут производить и конкуренты.
Оценка риска утраты имущества в результате транспортной аварии по-
казывает, что в среднем вероятность наступления данного риска достаточно
низка (всего 5%). Однако в том случае если авария все-таки состоится, пред-
приятие может утратить до 10% своего имущества. Таким образом, необхо-
димо оценить потенциальные затраты на минимизацию риска и сравнить с
потенциальными потерями (в денежном выражении).
Оценка риска утраты имущества в результате пожара показывает, что в
среднем вероятность наступления данного риска практически отсутствует
(
(всего 0,0267%). И если пожар все-1 состоится, предприятие может утра-
тить до 12% своего имущества. Учитывая, что темп роста предприятия со-
ставляет 18% в год, данный риск можно признать несущественным и не при-
нимать каких-либо мер по его минимизации.
Образец анализа финансового контроля
При финансовом контроле бухгалтерской отчетности выборочно рас-
смотрено соблюдение ООО «» применимого законодательства Российской
Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.
В ходе аудита общего состояния бухгалтерского учёта выявлен убыток
за 2006 год на сумму 5 238 138,65 руб. Убыток по балансу на 31.12.2006 года
составляет 22 025 569,06 рублей.
В ходе аудита выявлено отсутствие учётной политики для налогового
учета.
В ходе документальной проверки учета основных средств установлено:
1) нет приказов на ввод в эксплуатацию и установления сроков полезного ис-
пользования основных средств; 2) нет акта инвентаризации основных
средств.
В ходе документальной проверки учета объёма реализованных товаров
выявлено: 1) не подтверждена стоимость реализации ОАО «» 03.04.2006 года
материала - манипулятор ЛВ185 на сумму 359 000,00 рублей с НДС (покуп-
ная стоимость материала составляет 304237,29 рублей); 2) Не ведется раз-
дельный учет для операций, не подлежащих налогообложению и операций
при реализации со ставкой 10 %.
В ходе документальной проверки расчетов с поставщиками установле-
но: нет актов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
Образец вывода по практической (аналитической) главе
дипломной работы
Все выводы должны структурно соответствовать названиям параграфов
практической главы. В них в обобщенном виде должно описываться текущее
состояние предприятия, его основные преимущества и проблемы. Например,
для ниже представленного содержания второй главы дипломной работы мо-
жет быть сформулирован следующий вывод.
2. Оценка финансового состояния предприятия на примере... потреби-
тельского общества*
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансовых коэффициентов предприятия
2.3. Оценка вероятности банкротства на предприятии на основе моде-
лей диагностики банкротства предприятий Альтмана, Бивера, Чессера
Таким образом, потребительское общество является ведущим предпри-
ятием в системе облпотребсоюза. Основную прибыль райпо получает от роз-
ничной торговли (71%), меньший вклад в формирование прибыли вносят
производство (13%), общественное питание; (11%) и центральный рынок
(4%). При этом наибольшую долю в ассортименте выпускаемой продукции
занимают и хлеб и хлебобулочные изделия (87,8%), а доля остальных видов
продукции незначительна. За 2006 год среднесписочная численность рабо-
тающих составила 567 человек. Общий товарооборот в 2006 году составил
265 179 тис. руб., что на 5% больше чем в предыдущем. Анализ финансовых
коэффициентов предприятия показал, что почти все показатели ликвидности
и финансовой устойчивости соответствуют нормативным значениям. Пред-
приятие является платежеспособным и в основном финансирует свою дея-
тельность за счет собственных средств, что повышает финансовую устойчи-
вость предприятия. Анализ коэффициентов деловой активности показал, что
происходит увеличение длительности оборота активов, собственного капита-
ла, что свою очередь приводит к снижению рентабельности данных показа-
телей. Наиболее рентабельными видами деятельности предприятия являются
общественное питание и центральный рынок. Проведенная диагностика ве-
роятности банкротства предприятия с помощью моделей Альтмана, Бивера и
Чессера, позволяет охарактеризовать предприятие как финансово устойчи-
вое.
Приложение >&3
Образцы рекомендаций, включаемых в третью главу дипломной работы
На ОАО «» предлагается использовать АВС - метод управления запа-
сами. Данный метод предполагает разделение запасов по степени их важно-
сти для предприятия. К категории «А» предлагается отнести такие запасы как
химические компоненты компрессорного оборудования, они составят около
10% от общей суммы запасов. К категории «В» - запасные части по ком-
прессорному оборудованию (около 50% от общей суммы запасов). К катего-
рии «С» следует отнести такие материалы как стекловата, трубы, а также
другие малоценные запасы, их сумма составит около 40% от общей величи-
ны запасов. Внедрение данного метода позволит исключить иногда возни-
кающие перебои с материалами группы.«А», и «В». Для разделения запасов
по степени их важности для ОАО «» потребуется трехдневная работа специа-
листа планово-экономического отдела, зарплата которого составляет 12 тыс.
руб. в месяц/Общий среднегодовой простой оборудования предприятия из-за
несвоевременной поставки основных материалов составляет около 60 часов.
Предприятие не испытывает трудностей с реализацией своей продукции. Вы-
ручка ОАО «» за последний год составила 42 875 тыс. руб. Прогнозируемый
темп роста годовой выручки 10%. Учитывая, что предприятие работает 5
дней в неделю по 1.2 часов в день дополнительный прирост выручки после
внедрения АВС метода управления запасами в следующем году составит
953,06 тыс. руб. ( «875 тыс,рубМ 10% ^бОчасов _ 12тыс:руб. ^ д.^
247 (рабочихднейвгоду) Мчасов 22 рабочих дня
всех последующих годах на ОАО «» экономический эффект составит 954,7
тыс. рублей.