УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Методические указания по прохождению практики
Для студентов, обучающихся по специальности
Биотехнология»,
Дневной формы обучения
ВОРОНЕЖ
УДК 681.518 (076)
Учебная практика [Текст]: метод. указания по прохождению практики / Воронеж. гос. университет инж. технологий.; сост.: О.С. Корнеева, Е.А.Мотина, С.Ф.Яковлева. – Воронеж: ВГУИТ, 2013. – с..
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ООП подготовки выпускников по специальности 240700 – «Биотехнология».
В методических указаниях приводятся программа практики и требования по оформлению отчетов.
Составители: профессор О.С. КОРНЕЕВА,
доценты Е.А.МОТИНА, С.Ф.ЯКОВЛЕВА
Научный редактор профессор О.С. КОРНЕЕВА
Рецензент профессор Т. Н. Тертычная
(Воронежский государственный аграрный университет)
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Воронежского государственного университета инженерных технологий
Ó Корнеева О.С.,
Мотина Е.А.,
Яковлева С.Ф., 2013
Ó ФГБОУ ВПО
«Воронежский
государственный
университет
инженерных
технологий », 2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
За период обучения студенты, обучающиеся по специальности 240700 «Биотехнология», проходят учебные практики (таблица 1). На учебную практику студенты направляются по окончании 1-го и 2-го курса.
Таблица 1
Курс | Характер практики | Срок практики* | Длительность |
240700 – «Биотехнология» | |||
I | Учебная практика 1 | 6 семестр | 3 недели |
Учебная практика 2 | 8 семестр | 2 недели | |
* Сроки практики могут уточняться |
|
Цели учебной практики: закрепление и углубление знаний, полученных в ВУЗе при изучении дисциплин профессионального цикла; приобретение практических навыков и знаний по специальности для работы на биотехнологических предприятиях.
Цели учебных практик осуществляются в соответствии с общекультурными компетенциями (ОК): 1, 2, 6, 18 и профессиональными компетенциями (ПК): 8, 9, 16, 18.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачами учебной практики 1 являются: ознакомление студентов с лабораторным оборудованием и освоение правил его практического использования.
Задачами учебной практики 2 являются: приобретение навыков работы с биологическими объектами; изучение биотехнологических процессов и производств.
3. Организация практики
Перед началом каждой практики приказом по вузу утверждаются ее сроки. Студенты распределяются на практику и назначаются руководители практики из преподавателей кафедры.
Руководство практикой студентов должно осуществляться опытными специалистами. Общее руководство по организации проведения практик осуществляется ответственным по практике.
Права и обязанности студента
Студент практикант:
- обязан получить перед выходом на практику у руководителя задание и согласовать рабочую программу практики;
- выполняет задания, предусмотренные рабочей программой практики;
- выполняет порученную ему работу и указания руководителя практики от кафедры;
|
- обрабатывает результаты исследования, полученные на основе данных литературного обзора, проведенных экспериментов, применяя ее для анализа и обобщения в виде отчета;
- выполнять правила внутреннего распорядка, правила охраны труда и техники безопасности организации;
- соблюдать правила эксплуатации оборудования;
- по истечении времени практики получает отзыв от руководителя;
- составляет письменный отчет о прохождении практики;
- в течение 5 дней после окончания срока практики предоставляет руководителю отчет на проверку, а затем защищает его на кафедральной комиссии, согласно распоряжению.
На практике студент имеет право пользоваться литературой, технической документацией и другими материалами по программе практики, имеющимися на кафедре или предприятии, но должен их обязательно вернуть.
Обязанности руководителя практики от вуза
Руководитель практики от вуза должен:
- знакомит студентов с научно-исследовательскими лабораториями,
- проводит экскурсии на предприятия,
- выдает тему индивидуального задания (с изложением методики его выполнения),
- составляет примерный план распределения рабочего времени студента в соответствии со спецификой исследования,
- оказывает необходимую методическую и организационную помощь в выполнении индивидуального задания,
- организует и проводит лекции и консультации по вопросам практики;
- контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка предприятия;
- осуществляет контроль за прохождением практики студентами;
|
- принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам научно-исследовательской практики;
- проверяет отчеты студентов о практике, дает отзывы по работам и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о результатах проведения практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;
- принимает участие в расследовании несчастных случаев со студентами в период прохождения ими практики.
4. порядок проведения практики
Каждая практика должна начинаться со знакомства студентов с работой кафедры (предприятия). Для этого рекомендуется руководителю практики провести ознакомительную экскурсию. Студенты изучают работу в научно-исследовательской лаборатории, работу оборудования. Они обязаны пройти необходимые инструктажи по технике безопасности и охране труда.
В ходе практики студент ведет записи в форме описательной деятельности на определенном месте, изучает методики, выполняет индивидуальное задание и т.д. Перечень и углубленность изучения тех или иных вопросов определяется индивидуальным заданием на практику. Целью его является развитие самостоятельности студента, расширение его технического кругозора как специалиста и проверка умения применять на практике теоретические знания, полученные в вузе, для решения конкретных задач.
В конце практики студент использует свои записи для собственной общей характеристики научно-исследовательской деятельности и оформления отчета по практике.
Учебная практика 1 и 2 осуществляются на выпускающей кафедре. Перед прохождением практики.
4. 1 Структура и содержание учебной практики 1
Общая трудоемкость учебной практики составляет зачетных единиц, часов.
Содержание инвариантных заданий (задач) на учебную практику 1 в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
Вводная лекция о целях и задачах практики, порядке ее прохождения, инструктаж по технике безопасности | ОК- 1,2,6,18 ПК- 8, 9,16, 18 | ||
История развития биотехнологии, задачи современной биотехнологии | Историческая справка, характеристика основных направлений современной биотехнологии | ОК-1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | |
Виды биологических объектов, применяемых в биотехнологии, их классификация и характеристика. | Описание биологических объектов, их классификация и характеристика | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | |
Выполнение индивидуального задания | Описание методов, применяемых в биотехнологии | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | |
5. | Обработка, анализ результатов. Подготовка отчета по практике. | Оформление письменного отчета, содержащего основные результаты работы | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 |
4. 2 Структура и содержание учебной практики 2
Общая трудоемкость учебной практики составляет зачетных единиц, часов.
Содержание инвариантных заданий (задач) на учебную практику 1 в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
Вводная лекция о целях и задачах практики, порядке ее прохождения, инструктаж по технике безопасности | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | ||
Ознакомление с лабораторным оборудованием и методами, применяемыми в биотехнологии | Изучение работы на оборудовании | ОК-1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | |
Характеристика основных предприятий отрасли | Описание предприятия биотехнологического производства | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | |
Выполнение индивидуального задания | Описание технологической схемы производства объекта биотехнологии | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 | |
5. | Обработка, анализ результатов. Подготовка отчета по практике. | Оформление письменного отчета, содержащего основные результаты работы | ОК- 1,2,6,18 ПК-8, 9,16, 18 |
5. Требования к отчету о практике
Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Отчет составляется в соответствии с программой учебной практики. Он окончательно оформляется за 3¸4 дня до завершения практики. Объем отчета должен быть не менее 25 страниц рукописного или 20 страниц печатного текста.
Титульный лист отчета оформляется по установленной единой форме. На титульном листе отчета указывается наименование вуза, кафедры, название и сроки практики, место ее проведения, осваиваемая специальность, фамилия и инициалы студента, индекс группы, фамилии и инициалы руководителей практики, членов комиссии, их подписи и год составления отчета.
Отчет должен включать:
-введение;
- содержание;
- индивидуальное задание;
- заключение;
- список использованных источников
Страницы отчета обводятся в рамку, поля отделяются чертой, размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм. Нумерация страниц отчета сквозная от титульного до последнего листа приложения. Номер страницы ставят в центре нижней части листа без точки и не обводят рамкой. Страницы, занятые таблицами и иллюстрациями, включаются в сквозную нумерацию.
Разделы отчета следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Названия разделов записываются строчными буквами. Они должны быть краткими и выделяться на фоне текста в виде заголовка.
Содержание отчета должно быть сжатым, ясным и сопровождаться числовыми данными, эскизами, схемами, графиками и т.д.
Образец титульного листа отчета по учебной практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ