Подготовительной группы №3, ДОУ №000, сентябрь 2010.




Заключение по результатам диагностики психического развития детей

Подготовительной группы №3 ДОУ №000, сентябрь 2010.

(2010-2011 учебный год)

Всего обследовано16 детей: 15 детей, 6-ти летнего возраста, из них повторно 10 детей.

 

Цель психологического обследования - определить уровень развития мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер у детей, их приближенность к социально-психологическому нормативу, а также уровень развития воображения.

 

Мотивационная сфера.

При изучении мотивационной сферы, выявлялся уровень сформированности познавательного интереса у детей (предпочтение к игровой или учебной деятельности), сформированность мотива самоутверждения (предпочтение роль лидера или подчиненного) и мотива установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 

Анализ данных мотивационной сферы показал:

  • Относительно высокий уровень развития – 44% детей (7 человек);
  • Средний уровень развития – 44%детей (7 человек);
  • Относительно низкий уровень развития – 12% (2 человека).

 

Полученные данные были соотнесены с социально-психологическим нормативом (СПН). СПН представляет собой систему требований общества к психологическому и личностному развитию ребенка, находящегося на разных образовательно-возрастных ступенях развития. Сравнение результатов диагностики с нормативом позволяет получить подлинную картину психического развития ребенка, выявить его достижения и пробелы.

 

Полученные данные соотнесены с СПН, по близости к СПН всех детей можно разделить на 5 подгрупп.

Подгруппа Ф. И. ребенка Количество баллов Приближение к СПН в %
Наиболее успешные
  91%
Близкие к успешным 1.     79%
Средние по успешности
      67%
Малоуспешные
  52%
Наименее успешные
  43%

 


В целом в развитии мотивационной сферы по сравнению с результатами прошлого года наблюдается позитивная динамика, ее высокий уровень увеличился на 27%. Но разница между наиболее успешными и наименее успешными детьми увеличилась на 11% и составляет 48%.

Отмечено повышение показателей по приближенности к социально-психологическому нормативу, но не у всех. У наиболее успешных детей он увеличился на 11%, а у наименее успешных детей данный показатель остался без изменений. У большинства детей группы отмечена позитивная динамика в развитии мотивационной сферы, только у 2 детей выявлено снижение ее показателей:

 

Из всех исследованных мотивов у детей преобладает мотив самоутверждения. Полностью данный мотив сформирован у 8 детей: У данных детей ярко выражены лидерские стремления во взаимоотношениях со сверстниками.

С одной стороны, лидерские стремления помогают детям в достижении новых успехов. А с другой стороны, могут быть причиной конфликтов между детьми, если у них не достаточно сформированы навыки общения, если дети не хотят договориться между собой, либо никто из детей не хочет уступать. Это может относится к

Для таких детей важно научиться договариваться с другими детьми, выполнять второстепенные роли. Закреплять ощущение того, что второстепенные роли тоже очень важны, необходимо эмоционально закреплять их успех (Например, молодец Ваня, ты здорово помогаешь Даше! Вместе у вас очень хорошо получается!).

Предпочитает второстепенные роли во взаимоотношениях со сверстниками 1 ребенок:. Необходимо наоборот создавать ситуации, чтоб он был лидером в паре или небольших подгруппах. Важно эмоционально закреплять успех.

Остальные дети предпочитают быть лидерами, но второстепенные роли также могут на себя принимать.

Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками у детей сформирован частично, но в большей мере он сформирован у 2 детей:. Менее успешно данный мотив сформирован у 2 детей:.

 

Интерес к учебной деятельности полностью сформирован у 1 ребенка:. Преобладает интерес к учебной деятельности над интересом к игровой деятельностью у 4 детей:. У остальных детей преобладает интерес к игровой деятельности. Наименьший интерес к учебной деятельности выявлен у 2 детей:.

 


Интеллектуальная сфера.

При изучении уровня развития интеллектуальной сферы, выявлялся уровень ориентировки в окружающей жизни (нахождение нелепиц), уровень развития наглядно-образного мышления (составление разрезных картинок из 4-6-8 частей), невербального мышления (процессы классификации картинок и геометрических фигур по цвету или форме, а так же процесс обобщения), вербального мышления (установление аналогий между предметами и процесс обобщения), а также уровень сформированности перцептивных действий (соотнесение предметов с формой).

Анализ данных интеллектуальной сферы показал, что:

· Относительно высокий уровень развития – не выявлен;

· Средний уровень развития – 19% детей (3 человека);

· Относительно низкий уровень развития – 81% детей (13 человек).

По близости к социально-психологическому нормативу всех детей группы можно подразделить на 5 подгрупп:

Подгруппа Ф. И. ребенка Количество баллов Приближение к СПН в %
Наиболее успешные 1. 81,5 85%
Близкие к успешным 1.     80%
Средние по успешности 1. 69,5 61,5   70%
Малоуспешные 1. 53,5   57%  
Наименее успешные 1. 44,5 45%

По сравнению с прошлым годом в целом в развитии интеллектуальной сферы наблюдается неблагоприятная тенденция, снижение ее показателей среднего уровня на 39%, что может быть связано с повышением требований к качеству знаний детей. Дети должны уметь устанавливать более тонкие связи между предметами, находить более тонкие различия между ними, осуществлять сложные классификации, обобщения, уметь рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Показатели приближенности к социально-психологическому нормативу у наиболее успешных детей уменьшились на 5%, а у наименее успешных детей уменьшились на 15%. Разница между наиболее успешными и наименее успешными детьми увеличилась на 10% и составляет 40%. При этом позитивная динамика в развитии интеллектуальной сферы выявлена у 1 ребенка:. У остальных детей отмечено снижение ее показателей, незначительные изменения отмечены у 2 детей:, а наибольшие изменения выявлены у 3 детей:.

Из всех изучаемых видов мышления в большей мере у детей сформировано наглядно–образное мышление: 6 детей выполнили данное задание полностью:. 3 ребенка с данным заданием справиться не удалось:. Остальные дети выполнили данное задание частично, из них менее успешно.

Невербальное мышление в полном объеме сформировано у 1 ребенка:. Менее успешно данный вид мышления сформирован у 2 детей:.

С заданием на обобщение предметных картинок успешно справились 5 детей:. У остальных детей возникли сложности при назывании группы предметов обобщающим словом, реже выделение предмета на основе существенного признака. Лишь 1 ребенок с данным заданием вообще не справился:.

С классификаций предметных картинок успешно справились 6 детей:. Остальные дети справились частично, им было сложно классифицировать картинки на основе существенного признака, либо давать общее название группе предметов. Лишь 1 ребенок с данным заданием вообще не справился:.

Классификацию геометрических фигур по форме выполнили 8 детей; по цвету – 8 детей:. Классификация фигур по форме считается более сложным признаком, чем по цвету.

Вербальное мышление в полном объеме у детей еще не сформировано. Но в большей мере оно сформировано у 2 детей:, в меньшей мере данный вид мышления сформирован у 5 детей:.

В целом по группе дети лучше справлялись с заданиями на вербальное обобщение, полностью выполнили это задание 4 детей:; вообще не справился с данным заданием 1 ребенок:. Остальные дети выполнили его частично, но менее успешно 4 ребенка:.

Установление вербальных аналогий все дети выполнили только частично, менее успешно с ним справились 3 ребенка:.

Задание на перцептивную зрелость полностью выполнили 2 ребенка:. Остальные дети выполнили данное задание частично, допуская в среднем от 1 до 5 ошибок (из предлагаемых 15 картинок). Менее успешно с данным задание справились 2 ребенка:, допустив по 10 ошибок из 15 предлагаемых картинок. Дети легко соотносят картинки, которые подходят только к одной форме. Если картинка может быть отнесена к разным формам, то им еще сложно выделить главный признак при соотнесении.

Задание на ориентировку в окружающем пространстве все дети выполнили частично, пропустив 3-8 ошибок допущенных на картинках (из 22 возможных). Больше всего ошибок нашел 1 ребенок:; меньше всего ошибок нашли 5 детей:. Дети легко находят ярко выделенные «нелепицы» и упускают мелкие детали, что говорит об особенностях детского внимания, оно еще не достаточно устойчивое.

В развитии интеллектуальной сферы детей важно обучать устанавливать закономерности на основе уже имеющихся знаний, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, обобщать и классифицировать предметы как на основе простых, так и на основе сложных признаков, самостоятельно находить ответы на вопросы. Таким образом, главное развитие у детей сенсорных способностей, разных мыслительных операций, разных видов мышления, внимания, а не механическое запоминание определенного набора знаний детьми.

Индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей рекомендуется.


Произвольная сфера.

 

При изучении произвольной сферы определялся уровень развития произвольных действий (графические навыки, выполнение действий по инструкции взрослого в 2-3-4 хода) и произвольность познавательных процессов (отвлекаемость в процессе работы, понимание инструкций взрослого).

 

Анализ данных произвольной сферы показал, что:

· относительно высокий уровень развития – 25% детей (4 человека);

· средний уровень развития – 50% детей (8 человек);

· относительно низкий уровень развития – 25% детей (4 человека).

 

По степени близости к СПН и успешности выполнения заданий всех детей можно подразделить на 5 подгрупп:

Подгруппа Ф.И. ребенка Количество баллов Приближение к СПН в %
Наиболее успешные
34,5 87%
Близкие к успешности
33,5 81%
Средние по успешности
  77%
Малоуспешные
  59%
Наименее успешные
18,5 8,5 33%

 

По сравнению с прошлым годом в развитии произвольной сферы у детей наблюдается позитивная динамика, ее высокий уровень увеличился на 25%. Показатели приближенности к социально-психологическому нормативу у наиболее успешных детей увеличились на 4%, а у наименее успешных детей уменьшились на 28%, поэтому разница между этими подгруппами увеличилась на 32% и составляет 54%.

Позитивная динамика в развитии произвольной сферы выявлена у большинства повторно обследованных детей. Но у 3 детей отмечено снижение ее показателей:.

 

В произвольной сфере в большей мере у детей сформирована произвольность познавательной деятельности, чем произвольные действия. Большинство детей уже способны выполнять задания без отвлечений, а так же верно понимать инструкции взрослого. Данные способности сформированы частично у 3 детей:. Вообще не сформирована произвольность познавательной деятельности у 1 ребенка:.

Произвольные действия у всех детей сформированы частично. Лучше всего они сформированы у 1 ребенка:, а меньше всего у 2 детей:.

Графические навыки у детей сформированы частично. Более успешно с этим заданием справился 1 ребенок:; менее успешно 2 ребенка:. При копировании образца чаще всего дети сохраняют расположение изображения на листке, его размер, переносят практически все элементы изображения. Но линии еще не достаточно четкие, ровные и качественные.

Простые и сложные инструкции взрослого с первого раза выполнили 6 детей:; 3 ребенка также выполнили все инструкции, но сложную инструкцию им удалось выполнить только со второго раза:. Остальные дети сплавились только с простыми инструкциями, что может быть связано со сложностью восприятия и запоминания сложных заданий.

 


Воображение.

● Высокий уровень – 13% детей (2 человека);

● Средний уровень – 68% детей (11 человек);

● Низкий уровень – 19% детей (3 человека).

Уровень Ф.И. ребенка
высокий
средний
низкий

В целом по группе наблюдается частично неблагоприятная тенденция, снижение показателей высокого уровня развития воображения на 20%. А также частично позитивная динамика, снижение показателей низкого уровня на 23%, и соответственно увеличение среднего уровня воображения на 43%.

По сравнению с результатами прошлого года позитивная динамика в развитии воображения выявлена у 1 ребенка: (средний уровень повысился до высокого уровня); (низкий уровень повысился до среднего).

Неблагоприятные тенденции в развитии воображения выявлены у 5 детей: (высокий уровень снизился до среднего уровня). У низкий уровень воображения по-прежнему сохраняется.

 

Воображение является одним из новообразований дошкольного возраста, является показателем интеллектуального развития и гибкости мышления дошкольников (т.е. способности отойти от стереотипов).

Дети с низким уровнем воображения называют 1 предмет, похожий на предлагаемое изображение. Как правило, они не обосновывают свои ответы; в отношении картинок особой активности не проявляют, сами ответы часто повторяются. Преобладает стереотипное мышление, им сложно придумать и назвать предметы похожие на образец. Чаще они называют предметы наугад, либо то, что находится в поле их зрения. Эти дети не аргументируют свои ответы.

Дети со средним уровнем воображения называют 2-3 предмета, похожих на предлагаемое изображение; часть их ответов оригинальны, а часть – стереотипны. Эти дети иногда аргументируют свои ответы и иногда могут проявлять активность в отношении картинок.

К 7-ми годам воображение должно соответствовать высокому уровню. Дети должны называть 4 и более предметов похожих на изображение; все его ответы должны быть оригинальны. В отношении картинок ему необходимо проявлять активности и инициативу, а также аргументировать свои сравнения с точки зрения внешней похожести и их функционального использования.


Заключение по результатам диагностики эмоциональной сферы детей

подготовительной группы №3, ДОУ №000, сентябрь 2010.

(2010-2011 учебный год)

Цель психологического обследования эмоциональной сферы – определить уровень тревожности, источники возникновения тревожности, а также уровень самооценки у детей.

 

Всего обследовано 16 человек, из них 10 детей повторно.

I Тревожность.

Тревожность – определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия ребенка и является предвестником невроза.

 

Анализ результатов диагностики уровня тревожности показал:

  1. Низкий уровень тревожности – 19% детей (3 человека).
  2. Средний уровень тревожности – 62% детей (10 человек).
  3. Высокий уровень тревожности – 19% детей (3 человека).

 

Уровень тревожности Ф.И. ребенка %
Низкий 1. 0% 0% 19%
Средний 1. 25% 25% 25% 31% 31% 38% 44% 44% 50% 50%
Высокий 1. 56% 56% 94%

 

Доминирующим источником тревожности у детей данной группы является взаимоотношения между детьми (игра с младшими детьми, объект агрессии, игра со старшими детьми, изоляция) – в 53% случаях (увеличился на 5%).

Взаимоотношения между ребенком и взрослым (ребенок и мать с младенцем, укладывание спать в одиночестве, выговор, игнорирование, собирание игрушек, ребенок с родителями) – в 35% случаях (уменьшился на 4%).

Повседневная деятельность ребенка (одевание, умывание, укладывание спать, еда в одиночестве) – в 22% случаях (уменьшился на 24%).

Эмоциональное отношение ребенка к детскому саду (дорога в детский сад, занятие в группе) – возникает в 19% случаях (уменьшился на 14%).

У детей с высоким уровнем тревожности, данное состояние вызывается:

· взаимоотношениями между детьми в 80% случаях;

· эмоциональное отношение ребенка к детскому саду 67%;

· взаимоотношениями между ребенком и взрослым в 61% случаях;

· повседневной деятельностью в 58% случаях.

 

По сравнению с результатами прошлого года в развитии эмоциональной сферы в целом по группе наблюдается неблагоприятная тенденция, снижение показателей среднего уровня на 13 % и увеличение показателей низкого (на 11%) и высокого (на 2%) уровней соответственно.

Неблагоприятные тенденции сохраняются у 3 детей: (низкий уровень тревожности повысился до высокого уровня); (ранее высокий уровень тревожности остался на том же уровне); (ранее высокий уровень снизился до низкого, что может говорить о проявлении защитного механизма и подавлении неблагоприятных эмоций).

Неблагоприятная динамика эмоционального развития отмечена у 1 ребенка: (ранее средний уровень повысился до высокого).

 

Средний уровень тревожности считается нормой, низкий и высокий уровень тревожности считаются отклонением от нормы. Этим детям необходим индивидуальный подход, создание психологического и эмоционального комфорта, а также рекомендуются консультации психолога.

Уровень тревожности 50% является пограничным состоянием. Эти дети составляют «группу риска» по возможному неблагоприятному эмоциональному развитию и требуют к себе дополнительного внимания со стороны взрослых.

 


II Самооценка.

Самооценка – важный компонент самосознания, проявляется в оценке личности самой себя, своих физических и психических возможностей, собственных качеств, достоинств и недостатков, своего положения среди других людей.

 

· Завышенная самооценка – 50% детей (8 человек);

· Адекватная самооценка – 31% детей (5 человек);

· Заниженная самооценка – 19% детей (3 человека).

 

Уровень Ф.И. ребенка
Завышенная 1.
Адекватная 1.
Заниженная 1.

 

Уровень самооценки у детей может изменяться. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка становится более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной, т.е. адекватной.

Высокая самооценка может свидетельствовать об отсутствии критичности самовосприятия, что в целом характерно для дошкольного возраста. Это позволяет дошкольникам открывать, познавать мир, достигать новых успехов.

Низкая самооценка сопровождается повышенной, неадекватной критичностью к себе, а также характеризует наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у детей.

 

Критичность самооценки формируется на основе мнения окружающих о ребенке сначала взрослых, а затем и детей. Поэтому взрослым в отношении ребенка следует проявлять в первую очередь безусловную любовь «Я люблю тебя таким, какой ты есть, хорошим и особенно плохим!», «Я тебя очень люблю, но твой поступок мне не нравится».

Взрослым необходимо избегать негативного обсуждения качеств ребенка в присутствии самого ребенка и в присутствии других детей. Важно подчеркивать достоинства ребенка и очень аккуратно, тактично учить ребенка справляться со своими недостатками. «Давай я помогу тебе научиться просить игрушку у детей, а не отбирать ее». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, а даете ему возможность учиться, допускать ошибки и исправлять их. Это очень важно не только для формирования адекватной самооценки, но и самостоятельности и ответственности у детей.

 


Заключение по результатам социометрического исследования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: